Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 12 октября 2004 года № 178-А/п



Об утверждении областной целевой программы
 "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса
Читинской области (2005-2009 годы)"

_____________________________________________________________
Утратило силу с 01 января 2007 года на основании постановления
Администрации Читинской области от 26 декабря 2006 года № 316-А/п
______________________________________________________________


В соответствии со статьей 64 Устава - Основного Закона Читинской области, статьей 10 Закона Читинской области "Об Администрации Читинской области" и Положением о разработке и реализации областных целевых программ и программ социально-экономического развития области, утвержденным постановлением Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 21 марта 2002 года № 91 (с изменениями, внесенными постановлением Администрации Читинской области от 15 октября 2002 г. № 240-А/п), в целях обеспечения надежной и экономически эффективной работы жилищно-коммунального хозяйства Читинской области, защиты малоимущих слоев населения через систему дотаций, субсидий и льгот Администрация Читинской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Читинской области (2005-2009 годы)" (далее - программа).

2. Комитету экономики Читинской области (Т.И.Майзлингер) и Комитету по финансам Читинской области (Б.В.Аюшиев) при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год включать программу в перечень программ, подлежащих финансированию из средств областного бюджета в очередном финансовом году с учетом его возможностей.

3. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов разработать и утвердить соответствующие целевые программы.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) Читинской области по транспорту, дорожному хозяйству, промышленности, жилищно - коммунальному хозяйству и строительству Н.И.Семенова.

5. Настоящие постановление опубликовать в уполномоченных органах печати.

 
Глава Администрации (Губернатор)
Р.Ф.Гениатулин


 Утверждена
постановлением Администрации
 Читинской области
12.10.2004 г. № 178-А/п



Областная целевая программа
"Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса
Читинской области (2005-2009 годы)"      

Паспорт
областной целевой программы
"Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса
Читинской области (2005-2009 годы)"



Наименование программы :     

Областная целевая программа "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Читинской области (2005-2009 годы)" (далее - программа)

Дата принятия :

Распоряжение Администрации Читинской области от 20 июля 2004 года № 609-А/р "О разработке областной целевой программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Читинской области (2005-2009 годы)"

Дата утверждения программы:

Постановление Администрации Читинской области от 12.10.2004 № 178-А/п "Об утверждении областной целевой программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Читинской области (2005-2009 годы)"

Заказчик программы :

Комитет жилищно-коммунального хозяйства и строительства Читинской области

Основной разработчик программы:

Государственное учреждение "Институт макроэкономических исследований" Центральный научно-исследовательский институт экономики и управления в строительстве Госстроя России

Цель и задачи программы:

Цель программы - повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, реконструкция и модернизация инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства Читинской области.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

- обеспечить финансовое оздоровление жилищно-коммунальных организаций;

- обеспечить условия для снижения издержек и повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг;

- обеспечить инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального комплекса;

- оказать государственную поддержку модернизации жилищно-коммунального комплекса

Сроки и этапы реализации программы:

2005-2009 годы

Перечень основных мероприятий программы:

- ликвидация дотационности жилищно-коммунального комплекса;

- реконструкция и модернизация систем водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения

Исполнители основных мероприятий программы:

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и организации, определяемые на конкурсной основе

Объемы и источники финансирования программы жилищно-коммунального комплекса:

Общий объем финансирования 3176354,9 тысяч рублей, в том числе:

федеральный бюджет - 952906,5 тыс. рублей;

областной бюджет - 778206,9 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 333517,3 тыс. рублей;

местные бюджеты -1111724,2 тыс. рублей.

Мероприятия программы и объемы финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей областного бюджета      

Ожидаемые результаты реализации программы:

В результате реализации программы будут обеспечены повышение эффективности, качества жилищно-коммунального обслуживания, надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания, социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг

Система организации контроля за исполнением программы:

Контроль за ходом реализации программы осуществляют в установленном порядке Комитет экономики Читинской области и заместитель Главы Администрации (Губернатора) Читинской области по транспорту, дорожному хозяйству, промышленности, жилищно-коммунальному хозяйству и строительству.
    


1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами


Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлен неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды.

Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким (более 60 процентов) уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей.

Инфраструктура жилищно-коммунального хозяйства Читинской области характеризуется следующими показателями:

Число котельных -- 872 шт., суммарная мощность составляет 3996,4 Гкал/час, протяженность тепловых сетей в 2-трубном исчислении 1840,6 км, сетей водопровода - 1028,0 км, канализации - 649,6 км, пропускная способность очистных сооружений 285 тыс.кв.м в сутки. Физический износ оборудования составляет 60-80%. Отсутствие средств на текущий и капитальный ремонт привело к резкому ухудшению функционирования всех коммунальных коммуникаций.

Следствием этого стали обострение проблемы снабжения населения Читинской области питьевой водой, дефицит мощностей водоотведения и отчистки сточных вод, повсеместный перерасход топливно-энергетических ресурсов.

Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что жилищно-коммунальные организации не имеют серьезных экономических стимулов к оптимизации структуры тарифов и снижению нерациональных затрат материально-технических ресурсов.

Анализ большинства инвестиционных проектов по развитию систем коммунального обслуживания показывает, что в основном они направлены на экстенсивное наращивание мощностей и в значительно меньшей степени предполагают меры по сокращению затрат, потерь и утечек.

В жилищной сфере не удалось в полной мере воспользоваться преимуществами конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования оказалось невозможным добиться полноценных договорных отношений. Неспособность органов местного самоуправления выполнять свои договорные обязательства привела к повсеместному рецидиву административного принуждения подрядчиков и фактическому отходу от выполнения в полном объеме контрольных функций. По тем же причинам не удалось в полной мере обеспечить государственный контроль качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, проводимый соответствующими органами.

Основной идеей экономической реформы жилищно-коммунального хозяйства является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми в настоящее время на дотирование отрасли, от коммунальных организаций непосредственно гражданам.

Использование системы социальных счетов позволит повысить прозрачность расходования бюджетных средств и усилить социальную направленность бюджетной политики.

Предусмотрена ликвидация системы перекрестного субсидирования населения за счет промышленных организаций.

Бюджетное финансирование инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство будет осуществляться в ограниченном объеме и станет не альтернативой, а дополнением к заемному финансированию.

Реализация новой экономической модели позволит обеспечить бездотационный режим финансирования жилищно-коммунального хозяйства, повысить его эффективность, создать источники привлечения средств для его развития и, что наиболее важно, гарантировать адресность государственной помощи малообеспеченным слоям населения, прекращение дотирования граждан с высоким уровнем доходов и непосредственное доведение субсидий до получателей с использованием системы социальных счетов граждан.

Монополизм коммунальных организаций, неразвитость гражданско-правовых механизмов ответственности за количество и качество оказываемых услуг, которое сегодня находится на беспрецедентно низком уровне, не позволяют эффективно защищать интересы потребителей. Недофинансирование коммунальной сферы обусловливает и отсутствие экономического интереса в создании товариществ собственников жилья, что в еще большей степени снижает перспективы развития конкуренции.

Невыполнение бюджетных обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обусловливают непривлекательность жилищно-коммунального комплекса для частных инвестиций. Между тем большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры потенциально являются коммерчески выгодными. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли.

Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса области необходимо использование программно-целевого метода.  

 

2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации программы


Основные цели программы - повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, реконструкция и модернизация инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства Читинской области. Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

- обеспечение финансового оздоровления жилищно-коммунальных организаций путем реструктуризации и ликвидации их задолженности и доведения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей до экономически обоснованного уровня, жесткого соблюдения установленных стандартов оплаты услуг населением, перехода от дотирования жилищно-коммунальных организаций и предоставления категориальных льгот к субсидированию малообеспеченных семей, ликвидации перекрестного субсидирования тарифов;

- обеспечение условий для снижения издержек и повышения качества и доступности жилищно-коммунальных услуг, формирование инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса путем развития конкуренции в сфере предоставления жилищных услуг, создания взаимосвязанных процедур тарифного регулирования коммунальных организаций и естественных монополистов - организаций топливно-энергетического комплекса;

- обеспечение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса путем привлечения частного бизнеса к управлению и инвестированию в коммунальный комплекс при преимущественном сохранении муниципальной собственности на коммунальную инфраструктуру;

- обеспечение государственной поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса на основе современных технологий и материалов путем предоставления бюджетных средств и государственных гарантий по привлекаемым инвестициям.

Сроки реализации программы: 2005-2009 годы. Программа реализуется в один этап.

В целях реализации программы предполагается осуществить переход к новой экономической модели реформы жилищно-коммунального комплекса, направленной на коренное оздоровление финансовой ситуации в отрасли, создание реальной системы экономической мотивации сокращения затрат ресурсов и повышения эффективности деятельности организаций комплекса, привлечение частных инвестиций для реконструкции объектов жилищно-коммунального комплекса.

Требуется устранение ряда недостатков действующей системы управления жилищно-коммунальным хозяйством, без устранения которых в принципе невозможно вести речь о нормализации функционирования отрасли, повышении надежности и качества, а также обеспечении стабильной стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Порядок установления экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги должен обеспечивать безубыточную работу организаций жилищно-коммунального хозяйства.

Требуется перевод отношений между организациями жилищно-коммунального комплекса и получателями их услуг на договорную основу, отделение функций собственника жилищного фонда от функций осуществления хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда в муниципальном секторе, совершенствование системы и принципов регулирования тарифов на услуги локальных монополистов в коммунальном хозяйстве.

Мероприятия программы в сочетании с мерами по совершенствованию жилищного строительства, развитию институтов жилищного финансирования и созданию инфраструктуры рынка жилья направлены на переход к новой экономической модели функционирования жилищно-коммунального комплекса.

Переход к новой экономической модели позволит обеспечить бездотационный режим финансирования жилищно-коммунального хозяйства, повысить его эффективность, создать источники привлечения средств для его развития и, что наиболее важно, гарантировать адресность государственной помощи малообеспеченным слоям населения, прекращение дотирования граждан с высоким уровнем доходов и непосредственное доведение субсидий до получателей с использованием системы социальных счетов граждан.

Программа включает как технические мероприятия по восстановлению основных фондов и по реализации новых инженерно- технических решений, так и мероприятия по созданию организационно-управленческих и финансовых механизмов, обеспечивающих стабильную и эффективную работу жилищно-коммунальных организаций.

Эти мероприятия предусматривают:

1) обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»