Сведения о жилищном фонде
в разрезе муниципальных образований по состоянию на 01 января 2005 года
№ п/п | Наименование | Жилой фонд (тыс. кв. м) | |||||
всего | муниципа- льный | частный | государст- венный | ветхий | аварийный | ||
Всего | 19749,6 | 4131,5 | 12806,8 | 2310,9 | 721,1 | 24,8 | |
1 | г.Чита | 5423,2 | 1767,3 | 3428,5 | 83,1 | 153,3 | ----- |
2 | г.Балей | 397,4 | 75, 9 | 321,5 | ---- | 30,8 | 0,6 |
3 | г.Краснокаменск и Краснокаменский район | 1300,9 | 372,2 | 847,9 | 51,2 | 66,6 | ----- |
4 | г.Петровск-Забайкальский район | 463,3 | 87,8 | 305,9 | 22,2 | 8,3 | ----- |
5 | Акшинский район | 205,7 | 11,3 | 194,0 | 0,4 | 18,2 | ------ |
6 | Александрово-Заводский район | 166,9 | 15,0 | 151,1 | 0,2 | 3,3 | 0,2 |
7 | Балейский район | 139,0 | 8,0 | 118,1 | 12,9 | 0,9 | 0,1 |
8 | г.Борзя и Борзинскийрайон | 860,2 | 208,7 | 578,5 | 35,4 | 46,8 | 0,1 |
9 | Газимуро-Заводский район | 150,7 | 14,9 | 133,7 | 2.1 | 4,6 | 0,2 |
10 | Забайкальский район | 290,2 | 5,9 | 146,0 | 126,3 | 4,4 | 0,1 |
11 | Каларский район | 221,4 | 87,7 | 131,1 | 2,6 | 27,9 | 0,1 |
12 | Калганский район | 150,8 | 21,2 | 124,7 | 3,9 | 2,4 | 0,3 |
13 | Карымский район | 589,4 | 88,0 | 358,1 | 112,1 | 12,9 | ------ |
14 | Красночикойский район | 399,2 | 334,4 | 906,1 | 30,8 | 20,6 | 0,2 |
15 | Кыринский район | 235,2 | 10,5 | 380,1 | 6,4 | 56,6 | 2,1 |
16 | Могочинский район | 551,3 | 277,8 | 184,6 | 82,4 | 10,6 | 0,6 |
17 | Нерчинский район | 392,7 | 51,6 | 299,9 | 22,7 | 22,1 | ----- |
18 | Нерчинско-Заводский район | 163,6 | 15,0 | 143,4 | 0,4 | 2,7 | 2,9 |
19 | Оловяннинский район | 626,6 | 103,8 | 429,1 | 42,0 | 6,7 | 0,1 |
20 | Ононский район | 212,6 | 15,2 | 194,2 | 0,9 | 46,9 | ---- |
21 | Петровск-Забайкальский район | 348,7 | 55,0 | 266,6 | 17,0 | 4,0 | ----- |
22 | Приаргунский район | 492,4 | 58,0 | 418,3 | 13,9 | 21,6 | ----- |
23 | Сретенский район | 446,9 | 59,7 | 344,8 | 25,0 | 4,1 | 1,6 |
24 | Тунгиро-Олекминский район | 31,6 | 18,3 | 12,8 | 0,5 | 3,1 | 0,4 |
25 | Тунгокоченский район | 271,9 | 76,0 | 185,8 | 9,1 | 31,6 | 4,5 |
26 | Улетовский район | 396,3 | 43,9 | 333,5 | 17,1 | 7,8 | ----- |
27 | Хилокский район | 574,1 | 16,2 | 397,5 | 110,9 | 1,1 | 4,0 |
28 | Чернышевский район | 678,4 | 219,1 | 421,1 | 38,2 | 39,9 | 3,5 |
29 | Читинский район | 926,4 | 179,5 | 659,2 | 64,8 | 10,8 | ----- |
30 | Шелопугинский район | 163,3 | 28,6 | 128,0 | 1,9 | 14,9 | 0,9 |
31 | Шилкинский район | 932,5 | 164,4 | 766,1 | 2,0 | 7,7 | 0,5 |
Аналогичная ситуация сложилась в целом по стране и по Сибирскому федеральному округу.
Так, по Сибирскому федеральному округу площадь ветхого и аварийного жилищного фонда с 2001 по 2004 год увеличилась с 10,5 млн. кв. м до 16,5 млн. кв. м, или в полтора раза.
Планируемые темпы ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда и объемы финансирования областной целевой программы "Переселение граждан Читинской области из ветхого и аварийного жилищного фонда (2003-2005 годы)" из бюджетов всех уровней не соответствуют параметрам федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
В текущем году по инициативе Росстроя внесен на рассмотрение Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект обращения к Правительству Российской Федерации "О дополнительных мерах государственной поддержки жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации в 2005 и 2006 годах" от 13 апреля 2005 года № 35.
За время реализации областной целевой программы произошли серьезные изменения в связи с принятием нового Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ и Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который вступает в силу с 01 января 2006 года:
- ведется формирование поселений;
- изменился прядок предоставления гражданам жилых помещений;
- внесены в Читинскую областную Думу проекты законов Читинской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" и "Об установлении порядка определения размера дохода приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда";
- переданы органам местного самоуправления полномочия по отнесению жилых домов к категории непригодных для постоянного проживания.
Проживающие в ветхих и аварийных домах граждане, в основном, не в состоянии самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилище удовлетворительного качества (в 2000 году 74% граждан Читинской области имели среднедушевой доход ниже уровня прожиточного минимума - 1276,93 рублей, а в 2004 году - 40%, при величине прожиточного минимума в среднем на душу населения -3129,76 рублей).
Основными условиями для финансирования региональных мероприятий из средств федерального бюджета по подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы являются:
- утвержденная в установленном порядке региональная программа;
- обеспечение условий софинансирования из областного и местных бюджетов;
- привлечение средств внебюджетных источников для финансирования мероприятий региональной программы.
Муниципальные образования, а также вновь создаваемые поселения, учитывая высокую степень их дотационности, самостоятельно эту проблему решить не могут.
Следовательно, решить ее можно только программным методом, с привлечением средств из бюджетов всех уровней, а также внебюджетных источников, не исключая вариант частичной оплаты населением при превышении нормы предоставления и стоимости 1 кв. м жилья, установленной федеральным стандартом.
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
Программой предусмотрено переселение граждан Читинской области из ветхого и аварийного жилищного фонда, находящегося в муниципальной и государственной собственности. Поэтому объемы ветхого и аварийного жилья снижены по сравнению с базовыми показателями предыдущей программы.
С учетом итогов реализации за 2003-2005 годы базовые показатели состояния государственного и муниципального жилищного фонда, положенные в основу разработки следующего этапа реализации, составили:
- общая площадь ветхого и аварийного жилищного фонда, находящаяся в муниципальной и государственной собственности, - 251,9 тыс. кв. м;
- количество проживающих - 11699 человек;
- количество семей - 3468.
На основании вышеприведенных выводов были сформулированы основные цели и задачи программы. Целями программы являются:
- переселение граждан Читинской области из ветхого и аварийного жилищного фонда, находящегося в государственной и муниципальной собственности;