Недействующий

Об областной целевой программе "Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории в административных границах Читинской области (2004-2010 годы)". Утратил силу с 01 января 2009 года



1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами


В соответствии с международной Конвенцией по охране всемирного, культурного и природного наследия в 1996 году озеру Байкал был присвоен статус объекта (участка) всемирного природного наследия. Этот статус подтверждает признание озера Байкал в качестве уникального природного объекта планетарного значения. С другой стороны, присвоение данного статуса влечет за собой необходимость выполнения определенных экологических обязательств как Россией, так и субъектами Российской Федерации, входящими в Байкальский регион. Сохранение экосистемы озера Байкал в значительной степени зависит от характера хозяйственной и природоохранной деятельности на территории его водосборного бассейна.     

К водосборному бассейну озера Байкал относится 21% территории Читинской области. Федеральный закон от 01.05.1999 № 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" закрепляет основные направления охраны этого уникального природного объекта. Важным аспектом закона является то, что сфера его действия не ограничивается лишь акваторией озера и охватывает всю территорию его бассейна и зоны атмосферного влияния; таким образом, вводится категория "Байкальской природной территории". К буферной зоне Байкальской природной территории относятся Красночикойский, Петровск-Забайкальский, Хилокский и часть Читинского района Читинской области. Буферная экологическая зона Байкальского региона в Читинской области включает в себя бассейны рек Хилок и Чикой, систему Ивано-Арахлейских озер и озера Арей.

Существенными источниками химического загрязнения территории являются предприятия г.г Хилок и Петровск-Забайкальский. Это, прежде всего, предприятия железной дороги, ТЭЦ, Петровск-Забайкальский металлургический завод, котельные. По данным, полученным Забайкальским управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в 2001 году, наибольшее загрязнение воздушного бассейна вызвано следующими веществами: пыль, оксид углерода, диоксид азота, фенол, бенз(а)пирен. Среднее содержание взвешенных веществ в атмосферном воздухе превысило предельно допустимые концентрации в 1,3 раза, а максимальное в 3.6 раза; среднее содержание оксида углерода превысило предельно допустимые  концентрации  в   1,3  раза,  максимальное  в 2 раза; среднее содержание диоксида азота превысило предельно допустимые концентрации в  1,5 раза, максимальное в 2 раза; среднее содержание фенола превысило предельно допустимые концентрации в 1,3 раза. В г. Петровске-Забайкальском зафиксирована наибольшая из максимальных концентраций бенз(а)пирена, которая превысила   предельно  допустимую  почти  в  9  раз.   В  течение 2002 года стационарными источниками выброшено загрязняющих веществ  в  атмосферу в  Хилокском районе - 5086 т, в Петровск-Забайкальском районе - 5624 т., Красночикойском - 1011 т. В Красночикойском районе основную антропогенную нагрузку дают старательские артели по добыче золота и котельные.

В поверхностные воды бассейна озера Байкал на территории Читинской области предприятиями области в среднем сбрасывается 22 млн.куб.м. сточных вод. Необходимо также отметить, что сельскохозяйственное производство, несмотря на резкое снижение использования удобрений и пестицидов, в последние 10 лет остается существенным источником воздействия на качество воды рек и озер в бассейне реки Хилок.

Показательным примером может служить территория Ивано-Арахлейских озер в верховьях реки Хилок, где нет железной дороги и промышленных предприятий, однако развито сельскохозяйственное производство мясомолочного направления. По данным Забайкальского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в 2001 году, максимальное содержание загрязняющих веществ в озере Шакша превысило предельно допустимые концентрации: органических веществ по величине химическое потребление кислорода - в 4 раза, по величине биохимического потребления кислорода - в 2 раза, железа общего - в 9 раз, меди - почти в 10 раз, цинка - в 3 раза, нефтепродуктов - в 15 раз, фенолов - в 2 раза, взвешенных веществ - в 8 раз. Из группы тяжелых металлов обнаружен молибден, максимальное содержание которого в 3 раза больше предельно допустимой концентрации.

Сопоставимое с воздействием сельскохозяйственного производства влияние на состояние водных экосистем в некоторых случаях оказывает рекреационная деятельность. Об этом говорят данные Забайкальского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, полученные на озере Арахлей. Выявлено превышение предельно допустимой концентрации по следующим загрязняющим веществам: органические вещества по величине химическое потребление кислорода - в 2,5 раза, по величине биохимическое потребление кислорода - в 2 раза, железа общего - в 5 раз, меди - в 7 раз, нефтепродуктов - в 1,2 раза, взвешенных веществ - в 3,5 раза, что несколько ниже, чем в озере Шакша. Из группы тяжелых металлов в озере Арахлей обнаружены: свинец, молибден и марганец, максимальная концентрация которых превысила предельно допустимую в 3 раза. В озере Шакша свинец и марганец в концентрациях, превышающих предельно допустимые, не обнаружены.

В экосистеме озера Арахлей отмечено увеличение доли амфипод в структуре макрозообентоса, которое связано с проникновением байкальской амфиподы Gmelinoides fasciatus. В настоящее время этот вид отмечен во всех основных озерах Ивано-Арахлейской системы и озере Кенон (бассейн реки Амур).

По данным экспедиционных обследований флора бассейна реки Хилок включает 714 видов и подвидов, относящихся к 336 родам, 92 семействам высших (сосудистых) растений. Во флоре района выявлено девять (1,26%) эндемичных для Центральной Сибири растений. Растительность бассейна реки Хилок характеризуется высоким флористическим и фитоценотическим разнообразием, особенно в районах в нижнем течении реки. Здесь же выявлена и наибольшая концентрация промышленных и сельскохозяйственных предприятий и населения. Фауна млекопитающих бассейна реки Хилок в пределах Читинской области представлена 64 видами, в том числе охотничье-промысловыми. Эта группа включает соболя, колонка, горностая, американскую норку, степного хоря, барсука, росомаху, волка, лисицу, медведя, кабана, изюбря, сибирскую косулю, лося, кабаргу, белку, ондатру, зайца-беляка. Наиболее эффективной формой сохранения этих видов и поддержания промысловой численности большинства охотничье-промысловых видов является создание сети особо охраняемых природных территорий.

Данная Программа разработана для решения задач охраны и рационального использования природных ресурсов Байкальской природной территории.

Одной из основных задач является разработка региональной эколого-экономической политики и координация действий с другими субъектами Российской Федерации, расположенными на Байкальской природной территории. Это становится особенно актуальным в связи с появившимся сравнительно недавно интересом компаний национального уровня к природным ресурсам Байкальской природной территории, в частности в связи с прокладкой магистральных нефтепроводов. Существующая практика платежей за природные ресурсы и негативное воздействие на окружающую среду не предусматривает возмещение ущерба по целому ряду ресурсов и воздействий (рекреационные ресурсы, разрушение ландшафтов и утрата их эстетической ценности, биоразнообразие и др. ). С другой  стороны, Федеральный закон "Об охране окружающей среды" подчеркивает, что "негативное воздействие на окружающую среду является платным" (ст. 16, п 1). Кроме того, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится экономическая оценка воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности (ст. 6 указанного Федерального закона). Поэтому для эффективного взаимодействия с природопользователями, полной реализации принципа платности всех негативных воздействий, а также их предотвращения, необходимо произвести экономическую оценку не только природных ресурсов, но и природных комплексов Байкальской природной территории, включая их экологические функции. Создание на основе этих оценок региональных законодательных и нормативных актов о возмещении ущерба позволит получать более адекватные платежи в бюджет за пользование природными ресурсами области. С другой стороны, это будет способствовать и предотвращению излишних ущербов, так как хозяйствующие субъекты будут информированы заранее о размерах платежей за нарушение природоохранного законодательства. В настоящее время их взимание возможно на основе исков, которые далеко не всегда подаются и результаты которых трудно предсказать Это обстоятельство будет способствовать также внедрению и развитию таких современных форм управления и контроля, как экологический менеджмент, аудит и экологическое страхование.

Мероприятия с целью совершенствования эколого-экономической политики необходимы для области в целом. Однако в силу особой экологической значимости Байкальской природной территории и относительно высокой степенью изученности ее природных комплексов, целесообразно использовать именно данную территорию для управленческих  инноваций.

Особенно актуальными являются задачи независимой оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду. Данные, которые представляют хозяйствующие субъекты, являются существенно заниженными, поэтому их платежи в областной бюджет не адекватны реальному негативному воздействию. С другой стороны, слабость "внешнего контроля" приводит к тому, что такие экономические стимулы для уменьшения сбросов и выбросов, как платежи в экологический фонд, не работают в полной мере. Поэтому в Программе предусмотрены: (а) мониторинг, осуществляемый государственными учреждениями; (б) проведение контрольных проверок достоверности информации о воздействии на окружающую среду, предоставляемой хозяйствующими субъектами; (в) мероприятия, гарантирующие включение этих данных в процедуры принятия решений.

Научная поддержка реализации данной Программы в значительной степени будет подкреплена результатами проекта Глобального Экологического Фонда "Сохранение биоразнообразия", который выполнялся по Соглашению между Правительством Российской Федерации и Глобальным Экологическим Фондом с 1998 по 2003 годы, в том числе на территории Читинской области. В настоящей Программе использовано большое количество рекомендаций, разработанных в рамках этого проекта.