Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА



ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ


Об областной целевой программе "Охрана озера Байкал и
Байкальской природной территории в административных границах  
Читинской области (2004-2010 годы)"

________________________________________________________
Утратил силу с 01 января 2009 года на основании
Закона Забайкальского края от 11 декабря 2008 года № 80-ЗЗК
________________________________________________________


Принят
Читинской областной Думой
16 февраля 2005 года

___________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными

Законом Читинской области от 19 декабря 2007 года № 1055-ЗЧО

___________________________________________________________

 


     Статья 1.
Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории в административных границах Читинской области (2004-2010 годы)".

Статья 2. Настоящий Закон области вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

               И.о. Председателя областной Думы
               А.Ф. Эпов.


     г.Чита
     16 февраля 2005 года
     № 648-3ЧО


ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 февраля 2005 года № 54


О Законе Читинской области "Об областной целевой программе
"Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории
в административных границах Читинской области (2004-2010 годы)"
.

     

     В соответствии со статьями 52, 76 Устава - Основного Закона Читинской области, областная Дума

     постановила:

1. Принять Закон Читинской области "Об областной целевой программе "Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории в административных границах Читинской области (2004-2010 годы)".

2. Направить принятый Закон области Главе Администрации (Губернатору) Читинской области для рассмотрения и обнародования.

          И.о. председателя областной Думы
          А.Ф.Эпов.


ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 марта 2005 года № 26


Об обнародовании Закона Читинской области
"Об областной целевой программе "Охрана озера Байкал и
Байкальской природной территории в административных границах
Читинской области (2004 - 2010 годы)"



Руководствуясь пунктом "б" части 1 статьи 61,частью 4 статьи 78 Устава - Основного Закона Читинской области, в соответствии с пунктом 2 постановления Читинской областной Думы от 16 февраля 2005 года № 54 "О Законе Читинской области "Об областной целевой программе "Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории в административных границах Читинской области"

постановляю:

1. Обнародовать Закон Читинской области "Об областной целевой программе "Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории в административных границах Читинской области", принятый Читинской областной Думой 16 февраля 2005 года, опубликовав его в уполномоченных органах печати.

2. Настоящее постановление опубликовать в уполномоченных органах печати.

          Глава Администрации (Губернатор)
          Р.Ф.Гениатулин.  

          Приложение
          к Закону Читинской области
          "Об областной целевой программе "Охрана озера Байкал и
          Байкальской природной территории в административных
          границах Читинской области (2004-2010 годы)"

     

ПАСПОРТ
областной целевой программы "Охрана озера Байкал и
Байкальской природной территории в административных границах
Читинской области (2004-2010 годы)"

Наименование
Программы

Обпастная целевая программа "Охрана озеpa Байкал и Байкальской природной территории в административных границах Читинской области (2004-2010 годы)" (далее - Программа)

Дата принятия решения о
разработке Программы

Распоряжение Администрации Читинской области от 12.11.2002 № 560-А/р (с изменениями, утвержденными распоряжением Администрации Читинской области от 06.04.2004 № 241-А/р)

Дата утверждения Программы

Утверждена Законом Читинской области "Об областной целевой программе "Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории в административных границах Читинской области (2004-2010 годы)" от 16.02.2005 № 648-ЗЧО

Заказчик Программы

Управление топливно-энергетического комплекса и природных ресурсов Читинской области

Основной разработчик
Программы

Забайкальский Центр эколого-экономических исследований и программ

Цели и задачи Программы

Целью Программы является содействие устойчивому развитию Байкальской природной территории, гармонично сочетающему интересы   защиты окружающей  среды,   повышения благосостояния и духовного развития населения.
Для  достижения  этой   цели   формулируются следующие задачи:
Уменьшение  сбросов и  выбросов в речную сеть и атмосферу загрязняющих веществ от хозяйствующих объектов. Экологическая оптимизация процессов природопользования с ориентацией на сохранение водорегулирующих и средообра зующих функций наземных экосистем. Совершенствование территориальной охраны живой природы путем создания экологических сетей.
Формирование     информационных     потоков, дающих комплексную информацию о состоянии и динамике природных сред и экосистем Байкальской природной территории, а также формирование механизмов для эффективного использования этой информации.
Поддержание и развитие образа Байкала   как мировой и национальной ценности. Обеспечение научных и мониторинговых исследований, необходимых для решения задач устойчивого развития Байкальской природной территории (БПТ).

Сроки и этапы реализации Программы

2004-2010 годы.
1 этап: 2004-2006 годы
2 этап: 2007-2010 годы

Перечень
основных мероприятий Программы

В перечень мероприятий Программы входит комплекс мероприятий по пяти основным направлениям:
1. Снижение негативного воздействия на экосистемы   Читинской части   Байкальской природной территории.
2. Информационное обеспечение, мониторинг и научные исследования.
3. Формирование территориальной экологической политики.
4. Поддержка и развитие экологической сети в Байкальской природной территории.
5. Участие общественности в природоохранной  деятельности,   экологическое   образование, воспитание и просвещение.
6. Мероприятия по управлению и корректировке Программы.

Исполнители основных
мероприятий Программы

ФГУ "Центр Госсанэпиднадзора в Читинской области", Дирекция Ивано-Арахлейского государственного природного ландшафтного заказника регионального значения, Институт природных ресурсов, экологии и криологии Сибирского отделения Российской Академии наук, Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Читинской области, Забайкальский Центр эколого-экономических исследований и программ, Читинский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями (далее - Читинский ЦГМС-Р), Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) (далее - Управление Росприроднадзора по Читинской области), Управление топливно-энергетического комплекса и природных ресурсов Читинской области (далее - Управление ТЭК и природных ресурсов Читинской области), организации, отобранные на конкурсной основе.

Объемы и источники финансирования,
всего

303658,6 тыс. руб.

в том числе:

Федеральный бюджет

152750,0 тыс. руб.

Областной
бюджет

78178,6 тыс. руб.

Местные бюджеты

19480,0 тыс. руб.

Внебюджетные источники,

53250,0 тыс. руб.

в том числе по годам:

2004 - 24060,2 тыс. руб.
2005 - 32528,4 тыс. руб.
2006- 62143,0 тыс. руб.
2007-2010 - 183927,0 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация   Программы   позволит   одновременно повысить эффективность использования природных ресурсов и улучшить состояние окружающей среды. Ожидаемое снижение загрязнения атмосферного воздуха и воды составит   8-15%,   предотвращенный   экологический ущерб - 10 млн. руб. в год. За счет совершенствования     системы     государственного управления   природными   ресурсами,   в   том числе за счет внедрения системы экологического  менеджмента,  аудита  и  страхования, ожидаемое увеличение финансирования природоохранной деятельности за счет внебюджетных источников составит 15-20%. Стоимостная оценка природных ресурсов, сохраняемых за счет более рационального использования и восстановления после реализации Программы,   ориентировочно   составит   40   млн. рублей в год. Реализация    Программы   даст   возможность улучшить состояние окружающей среды, что повлечет за собой повышение качества жизни жителей региона и увеличение бюджетных поступлений от всех видов природопользования в Читинской  части   Байкальской природной территории на 15-20%.

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за ходом исполнения мероприятий Программы осуществляют Комитет экономики Читинской области и заместитель Главы Администрации (Губернатора) Читинской области по топливно-энергетическому комплексу и горнорудной промышленности



1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами


В соответствии с международной Конвенцией по охране всемирного, культурного и природного наследия в 1996 году озеру Байкал был присвоен статус объекта (участка) всемирного природного наследия. Этот статус подтверждает признание озера Байкал в качестве уникального природного объекта планетарного значения. С другой стороны, присвоение данного статуса влечет за собой необходимость выполнения определенных экологических обязательств как Россией, так и субъектами Российской Федерации, входящими в Байкальский регион. Сохранение экосистемы озера Байкал в значительной степени зависит от характера хозяйственной и природоохранной деятельности на территории его водосборного бассейна.     

К водосборному бассейну озера Байкал относится 21% территории Читинской области. Федеральный закон от 01.05.1999 № 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" закрепляет основные направления охраны этого уникального природного объекта. Важным аспектом закона является то, что сфера его действия не ограничивается лишь акваторией озера и охватывает всю территорию его бассейна и зоны атмосферного влияния; таким образом, вводится категория "Байкальской природной территории". К буферной зоне Байкальской природной территории относятся Красночикойский, Петровск-Забайкальский, Хилокский и часть Читинского района Читинской области. Буферная экологическая зона Байкальского региона в Читинской области включает в себя бассейны рек Хилок и Чикой, систему Ивано-Арахлейских озер и озера Арей.

Существенными источниками химического загрязнения территории являются предприятия г.г Хилок и Петровск-Забайкальский. Это, прежде всего, предприятия железной дороги, ТЭЦ, Петровск-Забайкальский металлургический завод, котельные. По данным, полученным Забайкальским управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в 2001 году, наибольшее загрязнение воздушного бассейна вызвано следующими веществами: пыль, оксид углерода, диоксид азота, фенол, бенз(а)пирен. Среднее содержание взвешенных веществ в атмосферном воздухе превысило предельно допустимые концентрации в 1,3 раза, а максимальное в 3.6 раза; среднее содержание оксида углерода превысило предельно допустимые  концентрации  в   1,3  раза,  максимальное  в 2 раза; среднее содержание диоксида азота превысило предельно допустимые концентрации в  1,5 раза, максимальное в 2 раза; среднее содержание фенола превысило предельно допустимые концентрации в 1,3 раза. В г. Петровске-Забайкальском зафиксирована наибольшая из максимальных концентраций бенз(а)пирена, которая превысила   предельно  допустимую  почти  в  9  раз.   В  течение 2002 года стационарными источниками выброшено загрязняющих веществ  в  атмосферу в  Хилокском районе - 5086 т, в Петровск-Забайкальском районе - 5624 т., Красночикойском - 1011 т. В Красночикойском районе основную антропогенную нагрузку дают старательские артели по добыче золота и котельные.

В поверхностные воды бассейна озера Байкал на территории Читинской области предприятиями области в среднем сбрасывается 22 млн.куб.м. сточных вод. Необходимо также отметить, что сельскохозяйственное производство, несмотря на резкое снижение использования удобрений и пестицидов, в последние 10 лет остается существенным источником воздействия на качество воды рек и озер в бассейне реки Хилок.

Показательным примером может служить территория Ивано-Арахлейских озер в верховьях реки Хилок, где нет железной дороги и промышленных предприятий, однако развито сельскохозяйственное производство мясомолочного направления. По данным Забайкальского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в 2001 году, максимальное содержание загрязняющих веществ в озере Шакша превысило предельно допустимые концентрации: органических веществ по величине химическое потребление кислорода - в 4 раза, по величине биохимического потребления кислорода - в 2 раза, железа общего - в 9 раз, меди - почти в 10 раз, цинка - в 3 раза, нефтепродуктов - в 15 раз, фенолов - в 2 раза, взвешенных веществ - в 8 раз. Из группы тяжелых металлов обнаружен молибден, максимальное содержание которого в 3 раза больше предельно допустимой концентрации.

Сопоставимое с воздействием сельскохозяйственного производства влияние на состояние водных экосистем в некоторых случаях оказывает рекреационная деятельность. Об этом говорят данные Забайкальского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, полученные на озере Арахлей. Выявлено превышение предельно допустимой концентрации по следующим загрязняющим веществам: органические вещества по величине химическое потребление кислорода - в 2,5 раза, по величине биохимическое потребление кислорода - в 2 раза, железа общего - в 5 раз, меди - в 7 раз, нефтепродуктов - в 1,2 раза, взвешенных веществ - в 3,5 раза, что несколько ниже, чем в озере Шакша. Из группы тяжелых металлов в озере Арахлей обнаружены: свинец, молибден и марганец, максимальная концентрация которых превысила предельно допустимую в 3 раза. В озере Шакша свинец и марганец в концентрациях, превышающих предельно допустимые, не обнаружены.

В экосистеме озера Арахлей отмечено увеличение доли амфипод в структуре макрозообентоса, которое связано с проникновением байкальской амфиподы Gmelinoides fasciatus. В настоящее время этот вид отмечен во всех основных озерах Ивано-Арахлейской системы и озере Кенон (бассейн реки Амур).

По данным экспедиционных обследований флора бассейна реки Хилок включает 714 видов и подвидов, относящихся к 336 родам, 92 семействам высших (сосудистых) растений. Во флоре района выявлено девять (1,26%) эндемичных для Центральной Сибири растений. Растительность бассейна реки Хилок характеризуется высоким флористическим и фитоценотическим разнообразием, особенно в районах в нижнем течении реки. Здесь же выявлена и наибольшая концентрация промышленных и сельскохозяйственных предприятий и населения. Фауна млекопитающих бассейна реки Хилок в пределах Читинской области представлена 64 видами, в том числе охотничье-промысловыми. Эта группа включает соболя, колонка, горностая, американскую норку, степного хоря, барсука, росомаху, волка, лисицу, медведя, кабана, изюбря, сибирскую косулю, лося, кабаргу, белку, ондатру, зайца-беляка. Наиболее эффективной формой сохранения этих видов и поддержания промысловой численности большинства охотничье-промысловых видов является создание сети особо охраняемых природных территорий.

Данная Программа разработана для решения задач охраны и рационального использования природных ресурсов Байкальской природной территории.

Одной из основных задач является разработка региональной эколого-экономической политики и координация действий с другими субъектами Российской Федерации, расположенными на Байкальской природной территории. Это становится особенно актуальным в связи с появившимся сравнительно недавно интересом компаний национального уровня к природным ресурсам Байкальской природной территории, в частности в связи с прокладкой магистральных нефтепроводов. Существующая практика платежей за природные ресурсы и негативное воздействие на окружающую среду не предусматривает возмещение ущерба по целому ряду ресурсов и воздействий (рекреационные ресурсы, разрушение ландшафтов и утрата их эстетической ценности, биоразнообразие и др. ). С другой  стороны, Федеральный закон "Об охране окружающей среды" подчеркивает, что "негативное воздействие на окружающую среду является платным" (ст. 16, п 1). Кроме того, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится экономическая оценка воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности (ст. 6 указанного Федерального закона). Поэтому для эффективного взаимодействия с природопользователями, полной реализации принципа платности всех негативных воздействий, а также их предотвращения, необходимо произвести экономическую оценку не только природных ресурсов, но и природных комплексов Байкальской природной территории, включая их экологические функции. Создание на основе этих оценок региональных законодательных и нормативных актов о возмещении ущерба позволит получать более адекватные платежи в бюджет за пользование природными ресурсами области. С другой стороны, это будет способствовать и предотвращению излишних ущербов, так как хозяйствующие субъекты будут информированы заранее о размерах платежей за нарушение природоохранного законодательства. В настоящее время их взимание возможно на основе исков, которые далеко не всегда подаются и результаты которых трудно предсказать Это обстоятельство будет способствовать также внедрению и развитию таких современных форм управления и контроля, как экологический менеджмент, аудит и экологическое страхование.

Мероприятия с целью совершенствования эколого-экономической политики необходимы для области в целом. Однако в силу особой экологической значимости Байкальской природной территории и относительно высокой степенью изученности ее природных комплексов, целесообразно использовать именно данную территорию для управленческих  инноваций.

Особенно актуальными являются задачи независимой оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду. Данные, которые представляют хозяйствующие субъекты, являются существенно заниженными, поэтому их платежи в областной бюджет не адекватны реальному негативному воздействию. С другой стороны, слабость "внешнего контроля" приводит к тому, что такие экономические стимулы для уменьшения сбросов и выбросов, как платежи в экологический фонд, не работают в полной мере. Поэтому в Программе предусмотрены: (а) мониторинг, осуществляемый государственными учреждениями; (б) проведение контрольных проверок достоверности информации о воздействии на окружающую среду, предоставляемой хозяйствующими субъектами; (в) мероприятия, гарантирующие включение этих данных в процедуры принятия решений.

Научная поддержка реализации данной Программы в значительной степени будет подкреплена результатами проекта Глобального Экологического Фонда "Сохранение биоразнообразия", который выполнялся по Соглашению между Правительством Российской Федерации и Глобальным Экологическим Фондом с 1998 по 2003 годы, в том числе на территории Читинской области. В настоящей Программе использовано большое количество рекомендаций, разработанных в рамках этого проекта.

      
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

Целью Программы является содействие устойчивому развитию Байкальской природной территории, гармонично сочетающему интересы защиты окружающей среды, повышения благосостояния и духовного развития населения. Для достижения этой цели формулируются следующие задачи:

1. Уменьшение сбросов и выбросов в речную сеть и атмосферу загрязняющих веществ от хозяйственных объектов.

2. Экологическая оптимизация процессов природопользования с ориентацией на сохранение водорегулирующих и средообразующих функций наземных экосистем.

3. Совершенствование территориальной охраны живой природы путем создания экологических сетей.

4. Формирование  информационных  потоков,  дающих комплексную информацию о состоянии и динамике при родных сред и экосистем Байкальской природной территории, а также формирование механизмов для эффективного использования этой информации.

5. Поддержание и развитие образа Байкала как мировой и национальной ценности.

6. Обеспечение научных и мониторинговых исследований, необходимых для решения задач устойчивого развития Байкальской природной территории.

Предусматриваются два этапа реализации Программы.

I  этап, 2004-2006 годы - выполнение первоочередных мероприятий по снижению антропогенного воздействия на экосистемы Байкальской природной территории. Разработка   механизмов   для   формирования   системной   основы управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Байкальской природной территории.

II  этап, 2007-2010 годы - осуществление эколого-экономической политики на основе разработок I этапа,  направленной на рациональное использование природных ресурсов, сохранение и улучшение качества окружающей среды.

         
3. Ресурсное обеспечение Программы
Обеспечение финансовыми ресурсами

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»