Разработка программы вызвана тем, что российская экономика подошла к такому этапу развития, когда для экономического роста на основе технологической модернизации отраслей требуются специалисты качественно нового уровня. Поэтому экономическое и социальное развитие Читинской области в XXI веке во многом будет определяться состоянием подготовки кадров для потребностей региона.
Развитие системы образования России и Читинской области на современном этапе, обусловленное реализацией Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756, приказ Министерства образования России от 11.02.2002 № 393), программы "Университеты России", федеральных целевых программ "Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы", "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года и других, характеризуется появлением ряда новых явлений в системе образования, таких как, введение единого государственного экзамена, эффективных экономических отношений в образовании, создание независимой системы оценки качества образования, создание системы ведущих университетов, обеспечение более существенного влияния научных исследований на содержание образования, проведение конкурсов на получение государственного заказа на подготовку специалистов.
Для того чтобы рынок образовательных услуг мог оперативно реагировать на изменение спроса, необходимо формировать новое поколение преподавателей, ученых и высококвалифицированных специалистов, готовых к осуществлению своей профессиональной деятельности в условиях современной экономики, характеризующейся появлением и внедрением новых промышленных, информационных, образовательных и других технологий. Это требует особого внимания к одному из основных условий университетского образования - его опережающему развитию.
В связи с этим необходимо формирование и развитие учебно-научного инновационного университетского комплекса, способного не только эффективно решать проблемы подготовки кадров для развития региона, но и осуществлять инновационную и научную деятельность в условиях рыночной экономики.
ЧитГУ является крупнейшим научно-инновационным центром Читинской области, сосредоточившим значительный потенциал научных кадров, ведущих исследования более чем по 20 научным направлениям, подготовку научных кадров по 19 научным специальностям аспирантуры, 4 научным специальностям докторантуры. ЧитГУ имеет 4 диссертационных совета.
Для обеспечения качественного скачка в развитии университетской науки необходимо объединение усилий органов власти, организаций региона и ЧитГУ. Это может быть достигнуто путем привлечения научно-технических и внедренческих предприятий и производств региона для организации технопарка на базе ЧитГУ, а также путем создания и развития научно-исследовательского института в структуре учебно-научного инновационного университетского комплекса.
Этого невозможно достичь без усиления и укрепления кадрового потенциала и материально-технической базы учебно-научного инновационного университетского комплекса, требующих осуществления большого числа мероприятий для развития образовательного, научно-исследовательского, воспитательного направлений деятельности, развития материально-технической базы, социальной сферы и информационной структуры ЧитГУ.
В современных экономических условиях решение обозначенной проблемы требует комплексного подхода, консолидации материальных ресурсов и государственной поддержки. Это обуславливает необходимость применения программно-целевого метода.
Сфера образования и науки вместе со всем обществом пережила глубокий системный кризис и находится на этапе перехода к обновленному состоянию, поиску новых путей развития. Одним из них должна стать реализация областной целевой программы "Развитие Читинского государственного университета (2005-2010 годы)", которая может служить первым этапом создания и реализации областной целевой программы "Развитие высшей школы Читинской области".