Введение
Регулирование градостроительной деятельности и землепользования является основным условием устойчивого планомерного развития территорий и поселений на современном этапе. Острота проблемы возрастает в отсутствие такого регулирования, предусмотренного градостроительным и земельным законодательством.
Читинская область является одним из наиболее слабо развивающихся регионов Российской Федерации, что отражается, в частности, в концептуальных градостроительных документах Российской Федерации, где Читинской области уделяется недостаточное внимание. Вместе с тем Читинская область обладает огромным природным потенциалом, позволяющим рассматривать ее как территорию перспективного градостроительного развития межрегионального и общероссийского значения. Вовлечение инвестиционных ресурсов в осуществление градостроительной деятельности на территории Читинской области сдерживается в связи с отсутствием необходимой для этого градостроительной документации о планировании развития ее территорий и поселений, а также нормативных правовых актов, регулирующих градостроительную деятельность на территории ее муниципальных образований.
Значительное устаревание либо отсутствие градостроительной документации о планировании развития территорий, отсутствие актуальных топографо-геодезических материалов, а также государственного градостроительного кадастра не позволяют эффективно управлять территориями и поселениями, препятствуют реализации прав граждан и юридических лиц, гарантируемых федеральным градостроительным и земельным законодательством.
Часть поселений Читинской области относится к историческим поселениям, а значительная часть природных территорий - к особо охраняемым, что требует особого регулирования градостроительной деятельности.
Отсутствие или недостаточность градорегулирования и осуществление землепользования в условиях недостаточного градорегулирования порождает стремительное нарастание различного рода правонарушений, способных повлечь за собой значительные издержки бюджетов всех уровней и собственных средств хозяйствующих субъектов на компенсацию вреда, нанесенного этими правонарушениями. В области отмечается рост числа судебных исков, связанных с осуществлением градостроительной деятельности, не основанной на документах градорегулирования.
В последние годы в связи с отсутствием целевого финансирования разработки градостроительной документации и нормативных правовых актов в сфере регулирования градостроительной деятельности проблема обострилась не только в Читинской области, но и в целом по стране и потребовала безотлагательного решения на федеральном уровне. Потому Госстроем России направлены в Правительство Российской Федерации предложения об усилении работы в сфере градостроительного регулирования на всех уровнях власти. В связи с этим было принято распоряжение Администрации Читинской области от 22.04.2003 № 279-А/р "О разработке областной целевой градостроительной программы Читинской области на 2004-2010 годы" (с изменениями, внесенными распоряжением Администрации Читинской области от 06.07.2004 № 577а-А/р).
При разработке Программы была использована градостроительная документация о планировании градостроительного развития Читинской области и ее муниципальных образований, а также методические материалы Госстроя России и авторские разработки РосНИПИУрбанистики. Основой для разработки Программы явились исходные данные, полученные в Главном управлении архитектуры и градостроительства Читинской области, органах местного самоуправления муниципальных образований. В разработке отдельных разделов использованы данные Читинского областного комитета государственной статистики.
Краткая географическая и социально-экономическая характеристика территории
Население области, по данным Всероссийской переписи (без Агинского Бурятского автономного округа), составляет 1156,2 тыс.человек (на 01.01.2000), в том числе: 739,6 тыс.- городское и 416,6 - сельское. В области имеется 10 городов, 44 поселка городского типа, 14 сел - райцентров и 547 сел. В 8 селах нет жителей, в 34 -население менее 10 человек, а в 596 - более 100 человек.
Исходя из анализа сложившейся социально-экономической ситуации, можно сделать вывод, что в области существенно изменились базовые показатели, на основе которых осуществлялось планирование градостроительного развития территорий и поселений до 1990 года. Действующая в настоящий момент градостроительная документация не соответствует реальному состоянию и оцениваемым перспективам развития территорий и поселений.
Состояние существующей нормативной правовой базы в сфере регулирования градостроительной деятельности и потребность Читинской области в градостроительных документах
С принятием в 1998 году Градостроительного кодекса Российской Федерации, а в 2001 году Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления становятся участниками процесса правового регулирования градостроительных и земельных правоотношений. В Читинской области в настоящий момент практически отсутствуют разработанные и утвержденные в установленном порядке нормативные правовые акты в сфере регулирования градостроительной деятельности и землепользования, предусмотренные федеральным законодательством, в том числе такие основополагающие как правила землепользования и застройки поселений и иных муниципальных образований (правила разработаны для таких муниципальных образований как город Чита, Читинский и Улетовский районы).
В Читинской области наблюдается значительное устаревание топографо-геодезических материалов и градостроительной документации о планировании развития территорий и поселений. Основная доля документов была выполнена в 60-80-х годах прошлого века. По данным Главного управления архитектуры и градостроительства Читинской области, только для 37,7% поселений разработаны генеральные планы. В настоящее время завершается разработка Концепции генерального плана п.Забайкальск и продолжается разработка Концепции генерального плана города Читы.
Обеспеченность поселений топографо- геодезическими материалами соответствующего масштаба и градостроительной документацией близка к 60%. Таким образом, около 40% поселений Читинской области никогда не имели утвержденной в установленном порядке градостроительной документации и топографо-геодезических материалов соответствующего масштаба.
В Читинской области не ведется государственный градостроительный кадастр. С 1998 года эта обязанность была закреплена за органами государственной власти, а с 1999 года - и за органами местного самоуправления.
Читинская область остро нуждается в скорейшей разработке нормативных правовых актов в сфере регулирования градостроительной деятельности и градостроительной документации о планировании развития территорий и поселений, а также в ведении государственного градостроительного кадастра на ее территории.
Данная проблема может быть успешно решена программными методами.