Целесообразность разработки областной целевой программы "Развитие местной телефонной связи в Читинской области на 2003-2007 годы" очевидна и необходимость такой Программы в Читинской области вызвана следующими факторами.
В рейтинге регионов Российской Федерации по ряду показателей, характеризующих данную отрасль, Читинская область занимает далеко не почётные места. Так, показатель телефонной плотности (число телефонов на 100 жителей) в Читинской области равен 10,18, что составляет 50% от общероссийского. В сельской местности этот показатель равен 5,1. По числу домашних телефонов область занимает 72 место в Российской Федерации. В Читинской области 167 населённых пунктов не обеспечено телефонной связью. В некоторых населенных пунктах количество телефонов ограничено (1 -2 телефона). На конец 2001 года не удовлетворено 39676 заявлений на установку телефонов, в том числе в г.Чите - около 29000.
Из всех видов услуг связи телефонная связь остаётся пока наиболее значимой и необходимой для забайкальцев. Услуги местной телефонной связи в области предоставляют 9 операторов связи различной формы собственности и ведомственной подчинённости. 147 тысяч абонентов телефонной сети включены в АТС общей монтируемой ёмкостью 180 тысяч номеров. Естественным монополистом в отрасли по определению и объёму оказываемых услуг связи является ОАО "Электросвязь", имеющее статус общепризнанного оператора местной телефонной связи. На его долю приходится более 70% потенциала отрасли. ОАО "Электросвязь" - это социально ориентированная компания. Она работает в интересах массового клиента, а потому её услуги не могут быть изначально дорогими.
Оценивая состояние всех телефонных сетей в области, следует отметить, что для них характерен весьма низкий процент цифровизации. По городской телефонной сети (ГТС) он составляет 27%, по сельской телефонной сети (СТС)-всего 6%. В связи с моральным и большим физическим износом оборудования связь, особенно на селе, не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Особую тревогу вызывает состояние оборудования АТС в таких районных центрах, как Борзя, Сретенск, Карымская, Кыра, Приаргунск по причине полного физического износа. Невозможно говорить о расширении номенклатуры услуг связи и их достойном качестве. Положение дел усугубляют проводимая государством политика тарифного регулирования на услуги фиксированной телефонной связи, несвоевременные платежи за потреблённые услуги связи и неполная компенсация расходов операторам связи, предоставляющим льготы ряду категорий граждан в соответствии с федеральным законодательством. Учитывая, что тарифы для ОАО "Электросвязь" -это основной источник доходов, весьма проблематично, даже для этой компании, осуществлять модернизацию и развитие телефонных сетей. В проекты местной телефонной связи довольно трудно привлечь внешние инвестиции. Вызвано это рядом причин. Основные из них - низкая платёжеспособность населения, большие сроки окупаемости проектов, государственное регулирование тарифов и т.д. По этим причинам, из всего спектра привлечения финансовых ресурсов операторы связи могут рассчитывать лишь на долговое финансирование, в форме кредитов, займов, лизинга и т.д.
Операторам связи необходимо искать новые формы финансирования проектов местной телефонной связи, и здесь существенную роль может сыграть тесное взаимодействие операторов связи с Администрацией области и муниципальными образованиями.
Долгосрочная стратегия социально-экономического развития, принятая Правительством Российской Федерации, включает в себя приоритетное развитие связи и информатизации как процесса движения к информационному обществу. Эта стратегия позволит России интегрироваться в мировое сообщество как сильному и равноправному партнёру, но для этого нужно, прежде всего, вывести базовые отрасли - связь, транспорт, энергетику - в каждом регионе Российской Федерации на уровень, который бы отвечал самым современным требованиям.