Автомобильные дороги, как и любые другие технические сооружения, оказывают влияние на состояние и качественные параметры природных систем.
В состав объектов, которые воспринимают транспортно-дорожные воздействия и могут изменять свое состояние под их влиянием, входят компоненты окружающей среды, с которыми устанавливаются системные связи разового или постоянного характера. Это природные и социально-экономические объекты.
Природные объекты воздействия - это атмосферный воздух, геология и подземные воды, поверхностные воды, почвенный покров и земельные ресурсы, растительность и животный мир. К социально-экономическим относятся: население, структура землепользования, транспортная инфраструктура, особо охраняемые объекты и территории и собственно эстетика ландшафта.
Сеть автомобильных дорог в Читинской области расположена крайне неравномерно. Большая часть автомобильных дорог расположена в южных и центральных районах, т.к. наиболее благоприятные климатические и природные условия южной и юго-восточной части Читинской области способствовали более быстрому экономическому развитию и транспортному освоению этих районов области.
Читинская область, согласно физико-географическому районированию, принадлежит к трём областям:
Байкало-Джугжурской горно-таёжной, Южно-Сибирской горной и Северомонгольской пустынно-степной.
Климат Читинской области характеризуется как резко континентальный с крайне малым количеством осадков зимой и весной.
3има солнечная, сухая и морозная. Средняя температура января от - 33° до -26°С. Лето очень короткое и тёплое, часты ливневые дожди. Средняя температура июля от +17° до + 21°С. Количество осадков 240-400 мм в год.
В рельефе территории преобладают горы Южной Сибири (высота до 2999 м), разделённые межгорными котловинами. На местности преобладают средневысотные горы (хребты Яблоновый, Борщовочный, Даурский и другие). На севере горы поднимаются до 3072 м (хребет Кодар). На юге - обширная Приононская равнина.
Северная часть рассматриваемой территории находится в зоне островной многолетней мерзлоты.
Через Читинскую область проходит водораздел Тихого и Ледовитого океанов.
Главные водоёмы: реки бассейнов Байкала, Лены, Амура (Шилка, Аргунь). На территории области много озёр (13) и минеральных источников. В черте города Читы находится уникальное озеро Кенон.
По своему химическому составу вода рек района отвечает требованиям, предъявляемым к воде хорошего качества во все сезоны.
Большую роль в формировании речного стока играют подземные воды, источником питания которых являются атмосферные осадки.
На территории области распространены преимущественно горно-таёжные подзолистые почвы. В степях преобладают чернозёмы и каштановые; в межгорных котловинах - лугово-мерзлотные и лугово-чернеземные.
Свыше 1/2 территории области занимают горно-таёжные леса, в которых преобладают такие породы деревьев, как даурская лиственница, сосна, кедр, берёза. Площадь земель лесного фонда Читинской области , по данным государственного учёта, на 1 января 2000 года составила 33417,5 тыс.га. Из них 28692 тыс.га - покрытые лесной растительностью земли (за исключением гарей, вырубок, прогалин). Покрытые лесом земли занимают 68,4 % территории Читинской области. Лесной фонд области разделён на три группы: к первой группе относятся леса, выполняющие природоохранные функции, также в них проводятся рубки главного пользования; ко второй группе отнесены леса, имеющие защитное и ограниченное эксплуатационное значение, - это леса с наиболее нарушенными экосистемами; и, наконец, основные массивы лесов области отнесены к третьей группе, имеющей преимущественно эксплуатационное значение, - именно эти леса большей частью составляют нетронутые, старовозрастные таёжные массивы . К самым существенным факторам экологического риска для лесов области относятся пожары. На юге и по днищам котловин расположены злаково-разнотравные степи.
В области насчитывается около 1800 видов растений, более 500 видов позвоночных животных, более 350 видов птиц, свыше 60 видов рыб. В лесах сохранились соболь, северный олень, изюбрь, песец, горностай, ондатра, белка. В лесостепных и степных районах обитают барсук, волк, бурундук, заяц, суслик и др. Из птиц - глухарь, рябчик, тетерев, журавль, дрофа. В реках водятся ценные виды рыб: омуль, осётр, таймень, сиг и другие. Для сохранения редких животных и растений, типичных и уникальных ландшафтов и отдельных объектов природной горной тайги и степи, создано два заповедника - Сохондинский и Даурский, 18 заказников.
Значительную долю в общее количество загрязнения окружающей среды вносит автотранспорт. В качестве причин экологического ущерба, наносимого автотранспортом окружающей природной среде, отмечаются неудовлетворительное техническое состояние автотранспорта и низкое качество горюче-смазочных материалов.
Основной же причиной загазованности городов и населенных пунктов является слабое развитие сети дорог, а также неудовлетворительное техническое состояние автомобильных дорог при постоянном росте количества автотранспорта. В городах перегруженность автомагистралей, скопление автомобилей на перекрестках, у светофоров приводит к увеличению объема отработавших газов в селитебной зоне населенных пунктов. Регулируемые перекрестки в одном уровне способствуют загрязнению воздуха. Концентрации загрязняющих веществ на перекрестках в 2,5-4 раза выше, чем на перегонах. Значительная доля в объеме загрязнения приходится на транзитный транспорт, следующий через города области.
Повышенный уровень шума является одним из факторов, оказывающим неблагоприятное влияние на условия проживания населения. Уровень транспортных шумов в населенных пунктах достигает 60-105дБА, а при прохождении тяжелой техники выше. Основными причинами акустического дискомфорта являются недостатки планировочных решений, несбалансированность транспортных потоков, отсутствие акустических расчетов при разработке архитектурно-планировочных мероприятий.
Неудовлетворительное состояние дорожного покрытия, его разрушение на некоторых участках, выбоины и неровности, невыполнение своевременного ремонта приводят к дополнительному росту уровня шума на 2-4 дБА.
Существующая сеть автомобильных дорог Читинской области включает в себя дороги общего пользования протяженностью 9949,6 км. На начало 2002 года протяжённость дорог общего пользования с твёрдым покрытием - 9802,6 км, что составляет 98,5% от общей протяжённости. Протяжённость дорог с грунтовым покрытием по области - 147 км, что составляет 1,7 % от общей протяжённости.
Отсутствие на некоторых дорогах твердого покрытия, невыполнение своевременного ремонта покрытия и его разрушение ведут к значительному увеличению запыленности атмосферного воздуха в районе автодорог.
Основная задача обеспечения экологической безопасности при дорожном строительстве и эксплуатации автодорог - ограничение воздействии на окружающую среду дороги и сопутствующего комплекса придорожных сооружений, установление границ влияния, за пределами которых исключается возникновение необратимых отрицательных последствий.
От полноты решения круга задач, связанных со строительством и эксплуатацией автодорог, зависит уровень экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и территорий.
Программой развития дорог Читинской области предусмотрено сооружение новых участков дороги, мостовых переходов и путепроводов, реконструкция и ремонт существующих, а также устройство твердого покрытия на участках дорог.
Проекты реконструкции автодорог предусматривают расширение земполотна и проезжей части существующей автодороги до нормативных параметров, соответствующих данной категории, исправление продольного профиля, устройство твердого асфальтобетонного покрытия.
По существующему направлению трасс автодорог предусматривается реконструкция мостов и путепроводов, находящихся в неудовлетворительном или аварийном состоянии. Предусматривается строительство мостов и путепроводов с соответствующим габаритом.
Дороги Читинской области, затрагиваемые настоящей программой, относятся к дорогам III, IV и V категорий. Дороги высших категорий I-II составляют всего лишь 1%, или 111 км. Расчетное рассеивание выбросов газообразных веществ на участках дорог III и IV категории происходит в пределах полосы отвода. На отдельных участках дорог, относящихся к I и II категории, имеющих большую расчётную интенсивность движения, по некоторым компонентам рассеивание происходит на расстоянии, превышающем ширину полосы отвода. На участках, проходящих в лесостепной зоне, для ограничения распространения зоны рассеивания будет предусмотрена посадка лесополос. На территориях, находящихся в лесных массивах, дополнительные защитные мероприятия не требуются, так как лесная растительность в данном случае выполняет защитную функцию и препятствует распространению загрязняющих веществ. Устройство твердого асфальтобетонного покрытия исключает пылеобраэование.