3.15. Совершенствование проектно-сметного дела
В рамках реализации Программы должны быть предусмотрены следующие основные направления совершенствования проектно-сметного дела:
совершенствование методологии проектирования дорожных объектов;
формирование рынка проектных работ;
обновление нормативной базы проектирования.
К основным задачам совершенствования методологии проектирования относятся максимальная ориентация проектных решений на интересы пользователей дорог, повышение роли обоснований инвестиций с ориентацией их на эффективное решение комплексной сетевой транспортной задачи и ускорение экономического и социального развития территории.
В целях оптимального расходования средств проектирование дорожных объектов должно осуществляться в четыре стадии:
программа развития дороги или сети дорог;
обоснование инвестиций в строительство или реконструкцию дороги;
инженерный проект на строительство или реконструкцию дороги;
рабочая документация.
В программе развития дороги производится определение приоритетов развития, выделяются участки, требующие первоочередного инвестирования. При этом должна быть рассмотрена возможность обеспечения нормального функционирования дороги путём проведения ремонтов, реконструкции или нового строительства. В качестве первоочередной задачи сохранения и использования средств рассматривается максимальное использование существующей дороги.
На стадии обоснования инвестиций производится выбор трассы дороги, определяются основные проектные решения и параметры, которые должны затем стать основой задания на разработку инженерного проекта и приглашения к конкурсу на его составление. Обоснование инвестиций в строительство и реконструкцию должно предусматривать решение вопросов подготовки материалов для отвода и выкупа земель, резервирования земель придорожных полос с учётом будущего развития дорог и обеспечения экологической безопасности в зоне влияния объекта, комфортности проживания населения на прилегающих территориях.
При разработке инженерного проекта производится назначение и выбор лучших конструктивных решений, определение сметной стоимости работ. Главным средством оптимизации расходования средств на этой стадии является заключение договоров подряда на основе торгов. В составе инженерного проекта разрабатывается тендерная документация, целью которой является формирование требований к ведению работ, качеству продукции, условиям оплаты и гарантиям.
На стадии рабочей документации, которая может разрабатываться и подрядчиком, предусмотрено детализировать конструкции и строительные процессы.
Реализацию проектов предусмотрено осуществлять только по проектам, получившим положительное заключение государственной экспертизы, которую предусмотрено проводить с привлечением широкого круга независимых специалистов.
Совершенствование методологии проектирования будет сопровождаться созданием новых нормативных документов и обновлением существующей нормативной базы проектирования. В целях унификации требований к проектной документации, снижения её стоимости и сроков разработки необходимо разработать и принять методические документы, детализирующие состав обоснования инвестиций и инженерного проекта. Необходима разработка и нормативное закрепление отраслевой ценовой политики, основанной на рыночных принципах и развитии конкуренции.
Особое значение приобретает повышение квалификации и информационное обеспечение проектировщиков. Необходимо издание информационных сборников, бюллетеней, каталогов сертифицированных дорожно-строительных материалов и конструкций, оборудования, ведение консультаций для проектировщиков.
Стоимость проектно-изыскательских работ, определённая на основании проектов-аналогов, разработанных в соответствии с последними требованиями, должна быть не менее 4-5% от стоимости строительства.