Читинская область - уникальный природный и экономический регион Российской Федерации, функции которого определяются богатым и разнообразным природным потенциалом, общими границами с Китаем (850 км) и Монголией (800 км), близостью к другим странам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Это крупнейший в стране источник минеральных ресурсов. Общая стоимость разведанных на её территории запасов сырья по мировым оценкам составляет более чем 200 млрд.долл.США (по данным ЧИПР СО РАН).
Промышленный комплекс области включает машиностроение, горно-добывающую промышленность, цветную и чёрную металлургию. На территории области действует единственный в стране и один из крупнейших в мире урановый горно-промышленный комплекс.
Площадь территории области составляет с учетом Агинского Бурятского автономного округа 431,5 тыс.кв.км, или 2,5% площади России, численность населения 1249,4 тыс.человек (менее 1%). Численность экономически активного населения составляет 528,5 тыс. человек, из них занятого в экономике - 449,7 тыс.человек. Средняя плотность населения области почти в 3 раза ниже, чем по Российской Федерации, и составляет около 2,9 человека на 1 кв.км.
Доля городского населения - 62,3% жителей области, из них 37,7% проживает в г.Чита (306,5 тыс.жителей).
На размещении промышленного производства сказались особенности распределения сырьевых ресурсов и удобство расположения путей сообщения.
На территории Читинской области выявлены месторождения чёрных, цветных, редких и благородных металлов, урана, флюорита, топливно-энергетического, горно-химического и камнесамоцветного сырья, стройматериалов и декоративно-облицовочных камней, цеолитов и минеральных вод.
Основные направления развития горно-добывающей промышленности области на ближайшую перспективу будут во многом определяться реализацией федеральных целевых программ: "Руда", "Добыча, производство и потребление лития, бериллия. Развитие производства тантала, ниобия и олова на предприятиях Минатома России", "Энергоэффективная экономика".
Топливно-энергетический комплекс включает тепло-электроэнергетику, а также различные системы топливоснабжения. В настоящее время действуют разрезы: Восточный, Тигнинский, Харанорский (входящие в состав ОАО "Читинская угольная компания"), Уртуйский (ОАО "ППГХО").
Машиностроение области представлено энергетическим, транспортным, а также сельскохозяйственным машиностроением, на его долю приходится менее 10% всей промышленной продукции.
Лесные массивы занимают 26,9 млн.га территории области с общим запасом древесины 2,4 млрд.куб.м, в том числе возможной эксплуатации - 1,56 млрд. куб.м. Значительная часть запасов древесины (75%) представлена низкопродуктивными лиственничными лесами, произрастающими на вечной мерзлоте. Леса области преимущественно горные и эксплуатационный фонд территориально рассредоточен.
Агропромышленный комплекс (АПК) области развивается в сложных природно-климатических условиях.
Общая земельная площадь области с учетом Агинского Бурятского автономного округа - 43,2 млн.га, в том числе сельскохозяйственные угодья 7,65 млн.га (18%), из них земли под кормовыми угодьями - 11,2%.
Сельское хозяйство имеет ярко выраженное животноводческое направление, продукция которого в действовавших ценах составляет 64% общего объёма производства. Животноводство базируется на естественных пастбищах и сенокосах.
Основной задачей АПК является становление социально-ориентированной рыночной экономики, насыщение областного рынка продовольствием, в частности, формирование отраслей, обслуживающих сельское хозяйство, организация продовольственных зон вокруг городов и промышленных центров, развитие необходимой социальной и производственной инфраструктуры сельского хозяйства.
Экономика области развивалась как составная часть единого народнохозяйственного комплекса, ориентированного в основном на добычу сырья и его первичную переработку. В настоящее время до 48% объёма производимой продукции вывозится в другие регионы России и в страны СНГ, в то время как почти 52% промышленной продукции ввозится из других регионов страны.
Во внешнеторговом обороте экспортные поставки в 3 раза превышают импорт. Общий объём внешнеторгового оборота составляет 3216 млн. руб. При этом экспорт имеет ярко выраженную сырьевую направленность (95,2%). В условиях острого дефицита финансовых и материальных ресурсов основу экспорта области в ближайшие годы будут составлять традиционные товары, такие как обогащённые руды урана, чёрные и цветные металлы, минеральные удобрения, древесина, кожевенное сырьё, шерсть необработанная.
География импортных поставок очень широка. Товары в Забайкалье ввозятся из 40 стран, но главным партнёром остаётся Китай. Из Китая поступают продовольственные товары, строительные материалы, инструменты, мебель, бытовая техника.
Через территорию области осуществляются транзитные связи восточных районов и стран АТР с промышленно развитыми центральными районами России.
Транспортная система области представлена железнодорожным, автомобильным, авиационным и частично водным (речным) транспортом.
Размещение транспортной сети крайне неравномерно. Практически этими видами транспорта охвачена наиболее освоенная центральная часть её территории.
Протяжённость железных дорог Читинской области составляет 2399 км, внутренних водных путей - 880 км, автомобильных дорог общего пользования - 9949 км.
Железные дороги области представлены сетью дорог Министерства путей сообщения Российской Федерации и подъездными путями предприятий. С запада на восток проходит Транссибирская железнодорожная магистраль. От неё в юго-восточном направлении от станции Карымская имеется выход к границам России с Китаем - Карымская - Забайкальск. Ответвления от неё открывают: Борзя - Соловьёвск - выход к границам с Монголией; Харанор - Приаргунск - к пограничным районам с Китаем. К основной магистрали Транссиба примыкают малодеятельные линии: Куэнга - Сретенск, Чернышевск - Букачача, Приисковая - Нерчинск, Лесная - Голубичная.
Территории северных районов пересекает Байкало-Амурская магистраль. Эксплуатационная длина её в пределах области - 301 км. Строительство ответвления от неё Новая Чара - Чина протяжением 65 км связано с возможностью освоения Чинейского месторождения железо-титано-ванадиевых руд, в то же время она пройдёт в непосредственной близости от Удоканского месторождения меди.
Магистральные железные дороги области выполняют в основном транзитную функцию.
Авиационный транспорт используется преимущественно как пассажирский, что придаёт ему особую значимость. Производственную деятельность в этом направлении осуществляют ОАО "Читаавиа" и ОАО "Авиакомпания "Даурия". Крупный аэропорт - г. Чита. За 2000 год перевезено 16,0 тыс. пассажиров, что составило 89% по отношению к предыдущему году.
Автомобильный транспорт большей частью используется для удовлетворения внутренних потребностей области в перевозках грузов и пассажиров. Обслуживание населения области в перевозках осуществляют малые предприятия и частные предприниматели, основными из которых являются ОАО "Читаавтотранс", НП "Гранд-Авто".
В связи с особенностями формирования отчётных данных в органах государственной статистики анализ работы транспортной системы области выполнен за период 1995-2000 гг.
Диаграмма 1.1.1