Недействующий

Об областной целевой программе "Защита от наводнений населенных пунктов, объектов народного хозяйства и ценных земель на территории Читинской области на 2002-2021 годы". Утратил силу с 01 января 2009 года

     
               ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Экономический механизм Программы защиты от наводнений имеет своими задачами:

обеспечение финансирования программных мероприятий;

стимулирование рационального использования паводкоопасных территорий;

защиту имущественных интересов лиц, пострадавших от наводнений.

Финансирование программных мероприятий осуществляется за счет федерального бюджета, бюджета области, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных средств. В связи с тем, что основная доля расходов программы приходится на внебюджетные источники, крайне важной задачей является создание механизма их формирования.

Реализация первого этапа Программы осуществляется с преобладанием бюджетных расходов, которые должны создать необходимый первичный капитал. Учитывая значительную продолжительность реализации программы и различные источники ее финансирования, необходимо создать специализированный фонд реализации программы. Для получения дополнительных доходов в бюджет, инвестируемых затем в строительство защитных сооружений, следует произвести дифференциацию ставок земельного налога для паводкоопасных и защищенных раннее территорий в зависимости от потенциального или предотвращенного ущерба. С ростом площади защищенных от наводнений земель будет происходить и возрастание дополнительных доходов бюджета. После завершения Программы этот источник будет обеспечивать расходы на эксплуатацию защитных сооружений.     

Финансирование мероприятий по защите от наводнений будет осуществляться преимущественно на долевой основе с привлечением средств собственников имущества, расположенного на паводкоопасных территориях, и товаропроизводителей. Проекты будут реализовываться после заключения договоров долевого участия. Для повышения привлекательности проекты следует реализовывать за один, реже, два года за счет средств специализированного фонда реализации программы, а финансовые обязательства пайщики будут исполнять достаточно длительный срок (от 4 до 7 лет в зависимости от эффективности инвестиций). Сельскими товаропроизводителями выплата пая может производиться путем поставки части сельхозпродукции, промышленными предприятиями - путем выполнения части подрядных работ. Таким образом, со второго этапа программы основным источником внебюджетных средств станет механизм реинвестирования, заключающийся в многократном обращении финансовых средств, полученных от реализации продукции (прежде всего, защищенной от наводнений земли). В условиях стабилизации и роста экономики ожидается повышение спроса на землю, и включение ее в оборот даст доход в бюджеты разных уровней, а средства, полученные от ее продажи или сдачи в долгосрочную аренду, покроют часть затрат на строительство защитных сооружений.

Экономическое регулирование использования паводкоопасных территорий и защита имущественных интересов лиц, пострадавших от наводнений должно осуществляться путем установления собственникам земли, жилья и хозяйственных объектов льгот или санкций при страховании имущества и финансировании мероприятий по ликвидации последствий наводнений.

Льготы и санкции следует устанавливать в зависимости от выполнения собственниками нормативов и правил, предусмотренных регламентом использования паводкоопасных территорий.

Финансирование мероприятий по ликвидации последствий наводнений также должно осуществляться с учетом задач, реализуемых механизмом регулирования использования паводкоопасных территорий. При этом следует понимать, что предоставление государственной помощи без каких-либо условий является стимулом к продолжению нерационального использования пойменных земель и приводит к отказу от страхования имущества. Поэтому при финансировании мероприятий по ликвидации последствий наводнений необходимо учитывать:

социальную и экономическую значимость объектов, пострадавших от наводнений;

размер ущерба;

выполнение собственниками пострадавшего от наводнений имущества нормативов и правил, установленных регламентом использования паводкоопасных территорий;

условия страхования пострадавшего от наводнений имущества.

Государственная помощь не должна предоставляться для восстановления объектов недвижимости, построенных после введения в действие нормативов и правил использования паводкоопасных территорий с их грубыми нарушениями.