Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ


Об областной целевой программе "Защита от наводнений населенных
пунктов, объектов народного хозяйства и ценных земель на территории
Читинской области на 2002-2021 годы"

________________________________________________________
Утратил силу с 01 января 2009 года на основании
Закона Забайкальского края от 11 декабря 2008 года № 80-ЗЗК
________________________________________________________


Принят
Читинской областной Думой
28 ноября 2001 года.

_________________________________________________________
 
     Документ с изменениями, внесенными
     Законом Читинской области от 19 ноября 2003 года № 516-ЗЧО ;

Законом Читинской области от 19 декабря 2007 года № 1055-ЗЧО

_________________________________________________________


Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Защита от наводнений населенных пунктов, объектов народного хозяйства и ценных земель на территории Читинской области на 2002-2021 годы" (прилагается)

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

                    Председатель областной Думы
                    А.Ф. Эпов.

          г. Чита
          28 ноября 2001 года
          № 331-ЗЧО


Приложение
к Закону Читинской области
"Об областной целевой программе
"Защита от наводнений населенных пунктов,
объектов народного хозяйства и ценных земель
на территории Читинской области на 2002-2021 годы"

ПАСПОРТ     
областной целевой программы "Защита от наводнений населенных пунктов,
объектов народного хозяйства и ценных земель на территории Читинской области на 2002-2021 годы"

Наименование Программы

Защита от наводнений населенных пунктов, объектов народного
хозяйства и ценных земель на территории Читинской области на 2002-2021 годы.

Дата принятия решения о разработке Программы

Постановление Главы Администрации области от 05.08.99 № 900
"О разработке областной целевой программы "Защита от наводнений городов, населенных пунктов, объектов народного
хозяйства и ценных земель на территории Читинской области"
.

Дата утверждения Программы

Утверждена Законом Читинской области "Об областной целевой
программе "Защита от наводнений населенных пунктов, объектов народного хозяйства и ценных земель на территории
Читинской области на 2002-2021 годы"
от 28.11.2001   № 331-ЗЧО.

Государственный заказчик

Комитет экономики Администрации Читинской области

Основной разработчик Программы

Комитет природных ресурсов по Читинской области

Цели и задачи Программы

Создание условий для экономически оптимального, безопасного
для жизни и окружающей среды использования паводкоопасных
территорий путем:
      - уменьшения ущерба от паводков и других опасных гидрологических  явлений частой повторяемости;
     - смягчения возможных последствий катастрофических наводнений. Для достижения поставленных целей предусмотрено решение следующих основных задач:
     - создание экономически эффективной защиты ценных и социально значимых объектов;
     - устранение или нейтрализация причин, вызывающих рост ущерба от наводнений;
     - обеспечение компенсации причиненного наводнениями ущерба.

Сроки и этапы реализации Программы

2002-2021 годы.
 I этап: 2002-2006 годы. Создание механизмов контроля за использованием паводкоопасных территорий. Реализация наиболее эффективных и необходимых по природоохранным и санитарно-эпидемиологическим требованиям инженерных мероприятий. Стабилизация ущерба от наводнений.
 II этап: 2007-2011 годы. Защита населенных пунктов с высоким и средним потенциальным ущербом от наводнений, а также высокопродуктивных сельскохозяйственных угодий. Снижение потенциального ущерба на 30%.
 Ill этап: 2012-2021 годы. Защита населенных пунктов и сельскохозяйственных земель в необходимых объемах. Снижение потенциального ущерба на 70-80%.

Перечень  подпрограмм   и  основных мероприятий

Защита населенных пунктов.
Защита сельскохозяйственных угодий.
Защита автомобильных дорог.
Адаптация хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях к уровню риска наводнений.
Экологические мероприятия.
Научно-техническая подпрограмма.

Исполнители разделов Программы

Комитет природных ресурсов по Читинской области.
Комитет сельского хозяйства и продовольствия Администрации Читинской области.
Комитет экономики Администрации Читинской области. Администрации муниципальных образований.

Объемы  и  источники  финансирования, направления расходов (в ценах 2001 г.)

Общая стоимость реализации программных мероприятий - 19375 млн. руб.
в том числе:
Федеральный бюджет - 1937,5 млн. руб.;
Областной бюджет - 2906,25 млн. руб.; Бюджеты муниципальных образований - 2906,25 млн. руб.;
Внебюджетные средства - 11625 млн. руб.;
Направления расходов.
Строительство защитных сооружений - 18 308 млн. руб.
в том числе:
защита населенных пунктов - 12 001 млн. руб.;
защита сельскохозяйственных угодий - 6 307 млн. руб. Адаптационные мероприятия - 757 млн. руб.
Экологические мероприятия - 171 млн. руб.
Создание и развитие информационной системы прогноза наводнений и оповещения населения - 85 млн. руб. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 54 млн. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Защита от наводнений 198 населенных пунктов;
124630 га сельскохозяйственных земель; 566 км автомобильных дорог.
Снижение ущерба от наводнений на 70-80%

Система организации контроля за исполнением Программы

Координационный совет при заместителе Главы Администрации Читинской области, курирующем вопросы строительства и ЖКХ, Комитет природных ресурсов по Читинской области, комитет экономики и комитет финансов Администрации Читинской области в порядке, установленном для контроля за реализацией областных целевых программ.


ВВЕДЕНИЕ

Сложные географические условия Читинской области обуславливают широкое использование речных долин для проживания населения, сельскохозяйственного и промышленного производства, создания транспортных коммуникаций. В то же время Читинская область характеризуется близкими к идеальным условиями формирования паводков и ледяных заторов.

Большие наводнения, такие как в 1897, 1948, 1958, 1971, 1984, 1988-1991 и 1998 годах, охватывают одновременно огромные территории, причиняют материальный ущерб, сопоставимый с областным бюджетом или превышающий его, сопровождаются человеческими жертвами, ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки и состояния окружающей среды. Защитные сооружения имеются лишь в нескольких населенных пунктах, но и они не соответствуют нормативным требованиям и не эксплуатируются. Отсутствие нормативов и механизмов регулирования землепользования и застройки паводкоопасных территорий ведет к постоянному возрастанию потенциального ущерба от наводнений.

Выходом из такого сложного положения является определение основных направлений политики по защите от наводнений и разработка системы мероприятий, обеспечивающих безопасность населения и снижение экономического ущерба.

Областная целевая программа "Защита от наводнений населенных пунктов, объектов народного хозяйства и ценных земель на территории Читинской области на 2002-2021  годы" (далее - Программа) разработана во исполнение распоряжения Правительства   Российской   Федерации   от    19  июня 1994 года № 949-Р и постановления Главы Администрации Читинской области от 5 августа 1999 года № 900.

                    СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Наводнения являются наиболее распространенными стихийными бедствиями в Читинской области, а в многоводные периоды происходят практически ежегодно в тех или иных ее районах. Главной причиной наводнений в Читинской области являются летне-осенние паводки, а в Шилкинском, Улетовском и Газимуро-Заводском районах исторические максимумы зафиксированы в результате возникновения заторов.

Территория Читинской области характеризуется высоким уровнем хозяйственного освоения паводкоопасных территорий. В поймах рек Ингоды, Читы, Онона, Шилки, Аргуни расположена значительная часть городов и сел области, садово-дачных участков. Общая площадь затопления при паводках 1%-ой обеспеченности может достигать 5,6 тыс. кв.км:

Площадь

Площадь

Бассейн

затопле-

Бассейн

затопле-

ния, кв.км.

ния, кв.км

р. Хилок

526

р. Онон

1 649

р. Чикой

380

р. Аргунь

1 244

Итого по басс. оз. Байкал

906

р. Шилка

628

р. Витим

427

р. Ингода

669

р. Олекма

110

Итого по басс. р. Амур

4190

Итого по басс. р. Лена

537

Итого по области

5633


В зону затопления попадают 223 населенных пункта (более 130 из которых подвержены регулярным затоплениям), около 10 процентов сельскохозяйственных земель области. Средние оценки прямого экономического ущерба от наводнений за последние тридцать лет (в ценах соответствующих лет, млн. руб.) представлены в таблице:

Год

1970

1971

1972

1973

1974

1975

1976

1977

1978

1979

Ущерб

0

26,6

0

16,34

7,93

0

0

0

2,59

0

Год

1980

1981

1982

1983

1984

1985

1986

1987

1988

1989

Ущерб

6,73

0

0

10,61

20,6

10,17

0,08

0

105,0

69,24

Год

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Ущерб

446,79

400

0

н.с.

0

н.с.

0

300

383,34

0


Примечание. Сведения об ущербах от заторных наводнений 1993 и 1995 годов отсутствуют.

Результаты обработки статистического ряда с учетом приведения разновременных ущербов к современному уровню цен и современному уровню стоимости  имущественных объектов на паводкоопасных территориях представлены в таблице (млн. руб.):

Показатель

Прямой ущерб

Косвенный ущерб

Общий ущерб

Среднегодовой ущерб

861

258

1119

Математическое ожидание ущерба

1201

360

1561

Ущерб 1%-ой вероятности превышения (повторяемостью 1 раз в 100 лет)

18805

5641

24446


Распределение ущерба между отраслями экономики (процентов) составляет: транспорт, связь - 38,6; сельское хозяйство - 36,1; коммунально-бытовое хозяйство - 23,0; промышленность - 2,3.

Наводнения в Читинской области характеризуются не только высокими материальными ущербами, но и социальными и экологическими последствиями:

при наводнениях нередко отмечается гибель людей, ухудшение здоровья населения в результате простудных заболеваний и стрессовых ситуаций;

смыв с полей ядохимикатов и гербицидов, токсичных веществ с территорий предприятий, разрушение очистных сооружений приводит к высокому уровню загрязнения водных объектов при прохождении паводков;

при затоплении и подтоплении водозаборов отмечается неудовлетворительное качество питьевой воды, перебои или прекращение водоснабжения, что ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку;

при больших наводнениях наблюдается смыв плодородного слоя на пахотных землях, приводящий к утрате или снижению плодородия земель;

наводнения создают неуверенность в завтрашнем дне, формируют ощущение

временности,

а, как следствие, у населения и субъектов экономических отношений складывается соответствующее отношение к собственности, развитию хозяйственной деятельности. Это проявляется в отказе от сооружения и реконструкции зданий, проведения их ремонта, развития коммуникаций.

Защита от наводнений в Читинской области осуществляется исключительно за счет строительства дамб и укрепления берегов. Строительство до 60-ых годов осуществлялось без проектного обоснования преимущественно хозяйственным способом. Строительство дамб хозяйственным способом по инициативе местных руководителей и владельцев дачных участков продолжалось и все последующие годы. Большинство из сооруженных таким образом дамб выполняет свои функции лишь при прохождении двух-трех небольших паводков. В ряде случаев создание таких защитных сооружений ухудшает ситуацию - дамбы препятствуют прохождению паводков, вызывая ускоренный размыв берегов или усиление опасности наводнений на сопредельных территориях.

Серия больших наводнений конца 80-ых - начала 90-ых годов привела к пониманию необходимости комплексного решения проблемы наводнений в области. За несколько лет было разработано более 30 проектов защиты от наводнений сельскохозяйственных угодий и населенных пунктов. Экономический кризис не позволил реализовать большинство из этих проектов.

В 1991-1992 годах институтом "Красноярскгидропроект" совместно с

"Росгипроводхозом", "Союздорпроектом" и Гипрокоммунстроем" была разработана "Схема мероприятий по защите г. Читы и других населенных пунктов и объектов народного хозяйства Читинской области от наводнений". Ее сметная стоимость (не учитывая затрат на защиту автомобильных дорог и осуществление

противоэрозионных мероприятий) составляет в ценах 1993 года 469,3 млрд. руб. (в т.ч. I этап - "Схема защиты г. Читы и прилегающих районов от наводнений" сметной

стоимостью 190,38 млрд. руб. и II этап - "Схема защиты сельских населенных

пунктов и сельхозугодий Читинской области от наводнений" сметной стоимостью 278,92 млрд. руб.). Основные положения схемы вошли в предварительный вариант проекта Федеральной целевой программы "Противопаводковые мероприятия", которым предусматривается строительство локальных систем защиты от наводнений общей стоимостью более 2,6 млрд. руб. (в ценах 1991 г.).

В целом ранее выполненные схемы и проекты нуждаются в доработке с учетом новых нормативных требований, в связи с необходимостью отказа от затратного пути решения проблемы и использования наряду с техническими мероприятиями организационных и экономических мер.

    

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Стратегической целью программы является создание условий для экономически оптимального, безопасного для жизни людей и окружающей среды использования паводкоопасных территорий путем:

уменьшения ущерба от паводков и других опасных гидрологических явлений частой повторяемости;

смягчения возможных последствий катастрофических наводнений.

Для достижения поставленных целей предусмотрено решение следующих основных задач:

создание экономически эффективной защиты ценных и социально значимых объектов;

устранение или нейтрализация причин, вызывающих рост ущерба от наводнений;

обеспечение компенсации причиненного наводнениями ущерба.

Решение перечисленных задач основывается на следующих принципах:

главным приоритетом мероприятий по защите от наводнений является обеспечение минимального уровня риска жизни и здоровью населения;

хозяйственное использование паводкоопасных территорий и осуществление мер по их защите должно основываться на оценке "выгоды-ущерба". При этом территорию, подверженную угрозе наводнений, следует рассматривать как

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»