РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
________________________________________________________
Утратил силу с 01 января 2009 года на основании
Закона Забайкальского края от 11 декабря 2008 года № 80-ЗЗК
________________________________________________________
Принят
Читинской областной Думой
28 ноября 2001 года.
_________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
Законом Читинской области от 19 ноября 2003 года № 516-ЗЧО ;
Законом Читинской области от 19 декабря 2007 года № 1055-ЗЧО
_________________________________________________________
Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Защита от наводнений населенных пунктов, объектов народного хозяйства и ценных земель на территории Читинской области на 2002-2021 годы" (прилагается)
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель областной Думы
А.Ф. Эпов.
г. Чита
28 ноября 2001 года
№ 331-ЗЧО
Наименование Программы | Защита от наводнений населенных пунктов, объектов народного |
Дата принятия решения о разработке Программы | Постановление Главы Администрации области от 05.08.99 № 900 |
Дата утверждения Программы | Утверждена Законом Читинской области "Об областной целевой |
Государственный заказчик | Комитет экономики Администрации Читинской области |
Основной разработчик Программы | Комитет природных ресурсов по Читинской области |
Цели и задачи Программы | Создание условий для экономически оптимального, безопасного |
Сроки и этапы реализации Программы | 2002-2021 годы. |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий | Защита населенных пунктов. |
Исполнители разделов Программы | Комитет природных ресурсов по Читинской области. |
Объемы и источники финансирования, направления расходов (в ценах 2001 г.) | Общая стоимость реализации программных мероприятий - 19375 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Защита от наводнений 198 населенных пунктов; |
Система организации контроля за исполнением Программы | Координационный совет при заместителе Главы Администрации Читинской области, курирующем вопросы строительства и ЖКХ, Комитет природных ресурсов по Читинской области, комитет экономики и комитет финансов Администрации Читинской области в порядке, установленном для контроля за реализацией областных целевых программ. |
Сложные географические условия Читинской области обуславливают широкое использование речных долин для проживания населения, сельскохозяйственного и промышленного производства, создания транспортных коммуникаций. В то же время Читинская область характеризуется близкими к идеальным условиями формирования паводков и ледяных заторов.
Большие наводнения, такие как в 1897, 1948, 1958, 1971, 1984, 1988-1991 и 1998 годах, охватывают одновременно огромные территории, причиняют материальный ущерб, сопоставимый с областным бюджетом или превышающий его, сопровождаются человеческими жертвами, ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки и состояния окружающей среды. Защитные сооружения имеются лишь в нескольких населенных пунктах, но и они не соответствуют нормативным требованиям и не эксплуатируются. Отсутствие нормативов и механизмов регулирования землепользования и застройки паводкоопасных территорий ведет к постоянному возрастанию потенциального ущерба от наводнений.
Выходом из такого сложного положения является определение основных направлений политики по защите от наводнений и разработка системы мероприятий, обеспечивающих безопасность населения и снижение экономического ущерба.
Областная целевая программа "Защита от наводнений населенных пунктов, объектов народного хозяйства и ценных земель на территории Читинской области на 2002-2021 годы" (далее - Программа) разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 года № 949-Р и постановления Главы Администрации Читинской области от 5 августа 1999 года № 900.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Наводнения являются наиболее распространенными стихийными бедствиями в Читинской области, а в многоводные периоды происходят практически ежегодно в тех или иных ее районах. Главной причиной наводнений в Читинской области являются летне-осенние паводки, а в Шилкинском, Улетовском и Газимуро-Заводском районах исторические максимумы зафиксированы в результате возникновения заторов.
Территория Читинской области характеризуется высоким уровнем хозяйственного освоения паводкоопасных территорий. В поймах рек Ингоды, Читы, Онона, Шилки, Аргуни расположена значительная часть городов и сел области, садово-дачных участков. Общая площадь затопления при паводках 1%-ой обеспеченности может достигать 5,6 тыс. кв.км:
Площадь | Площадь | ||
Бассейн | затопле- | Бассейн | затопле- |
ния, кв.км. | ния, кв.км | ||
р. Хилок | 526 | р. Онон | 1 649 |
р. Чикой | 380 | р. Аргунь | 1 244 |
Итого по басс. оз. Байкал | 906 | р. Шилка | 628 |
р. Витим | 427 | р. Ингода | 669 |
р. Олекма | 110 | Итого по басс. р. Амур | 4190 |
Итого по басс. р. Лена | 537 | Итого по области | 5633 |
В зону затопления попадают 223 населенных пункта (более 130 из которых подвержены регулярным затоплениям), около 10 процентов сельскохозяйственных земель области. Средние оценки прямого экономического ущерба от наводнений за последние тридцать лет (в ценах соответствующих лет, млн. руб.) представлены в таблице:
Год | 1970 | 1971 | 1972 | 1973 | 1974 | 1975 | 1976 | 1977 | 1978 | 1979 |
Ущерб | 0 | 26,6 | 0 | 16,34 | 7,93 | 0 | 0 | 0 | 2,59 | 0 |
Год | 1980 | 1981 | 1982 | 1983 | 1984 | 1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 |
Ущерб | 6,73 | 0 | 0 | 10,61 | 20,6 | 10,17 | 0,08 | 0 | 105,0 | 69,24 |
Год | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 |
Ущерб | 446,79 | 400 | 0 | н.с. | 0 | н.с. | 0 | 300 | 383,34 | 0 |
Примечание. Сведения об ущербах от заторных наводнений 1993 и 1995 годов отсутствуют.
Результаты обработки статистического ряда с учетом приведения разновременных ущербов к современному уровню цен и современному уровню стоимости имущественных объектов на паводкоопасных территориях представлены в таблице (млн. руб.):
Показатель | Прямой ущерб | Косвенный ущерб | Общий ущерб |
Среднегодовой ущерб | 861 | 258 | 1119 |
Математическое ожидание ущерба | 1201 | 360 | 1561 |
Ущерб 1%-ой вероятности превышения (повторяемостью 1 раз в 100 лет) | 18805 | 5641 | 24446 |
Распределение ущерба между отраслями экономики (процентов) составляет: транспорт, связь - 38,6; сельское хозяйство - 36,1; коммунально-бытовое хозяйство - 23,0; промышленность - 2,3.
Наводнения в Читинской области характеризуются не только высокими материальными ущербами, но и социальными и экологическими последствиями:
при наводнениях нередко отмечается гибель людей, ухудшение здоровья населения в результате простудных заболеваний и стрессовых ситуаций;
смыв с полей ядохимикатов и гербицидов, токсичных веществ с территорий предприятий, разрушение очистных сооружений приводит к высокому уровню загрязнения водных объектов при прохождении паводков;
при затоплении и подтоплении водозаборов отмечается неудовлетворительное качество питьевой воды, перебои или прекращение водоснабжения, что ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку;
при больших наводнениях наблюдается смыв плодородного слоя на пахотных землях, приводящий к утрате или снижению плодородия земель;
наводнения создают неуверенность в завтрашнем дне, формируют ощущение
временности,
а, как следствие, у населения и субъектов экономических отношений складывается соответствующее отношение к собственности, развитию хозяйственной деятельности. Это проявляется в отказе от сооружения и реконструкции зданий, проведения их ремонта, развития коммуникаций.
Защита от наводнений в Читинской области осуществляется исключительно за счет строительства дамб и укрепления берегов. Строительство до 60-ых годов осуществлялось без проектного обоснования преимущественно хозяйственным способом. Строительство дамб хозяйственным способом по инициативе местных руководителей и владельцев дачных участков продолжалось и все последующие годы. Большинство из сооруженных таким образом дамб выполняет свои функции лишь при прохождении двух-трех небольших паводков. В ряде случаев создание таких защитных сооружений ухудшает ситуацию - дамбы препятствуют прохождению паводков, вызывая ускоренный размыв берегов или усиление опасности наводнений на сопредельных территориях.
Серия больших наводнений конца 80-ых - начала 90-ых годов привела к пониманию необходимости комплексного решения проблемы наводнений в области. За несколько лет было разработано более 30 проектов защиты от наводнений сельскохозяйственных угодий и населенных пунктов. Экономический кризис не позволил реализовать большинство из этих проектов.
В 1991-1992 годах институтом "Красноярскгидропроект" совместно с
"Росгипроводхозом", "Союздорпроектом" и Гипрокоммунстроем" была разработана "Схема мероприятий по защите г. Читы и других населенных пунктов и объектов народного хозяйства Читинской области от наводнений". Ее сметная стоимость (не учитывая затрат на защиту автомобильных дорог и осуществление
противоэрозионных мероприятий) составляет в ценах 1993 года 469,3 млрд. руб. (в т.ч. I этап - "Схема защиты г. Читы и прилегающих районов от наводнений" сметной
стоимостью 190,38 млрд. руб. и II этап - "Схема защиты сельских населенных
пунктов и сельхозугодий Читинской области от наводнений" сметной стоимостью 278,92 млрд. руб.). Основные положения схемы вошли в предварительный вариант проекта Федеральной целевой программы "Противопаводковые мероприятия", которым предусматривается строительство локальных систем защиты от наводнений общей стоимостью более 2,6 млрд. руб. (в ценах 1991 г.).
В целом ранее выполненные схемы и проекты нуждаются в доработке с учетом новых нормативных требований, в связи с необходимостью отказа от затратного пути решения проблемы и использования наряду с техническими мероприятиями организационных и экономических мер.
Стратегической целью программы является создание условий для экономически оптимального, безопасного для жизни людей и окружающей среды использования паводкоопасных территорий путем:
уменьшения ущерба от паводков и других опасных гидрологических явлений частой повторяемости;
смягчения возможных последствий катастрофических наводнений.
Для достижения поставленных целей предусмотрено решение следующих основных задач:
создание экономически эффективной защиты ценных и социально значимых объектов;
устранение или нейтрализация причин, вызывающих рост ущерба от наводнений;
обеспечение компенсации причиненного наводнениями ущерба.
Решение перечисленных задач основывается на следующих принципах:
главным приоритетом мероприятий по защите от наводнений является обеспечение минимального уровня риска жизни и здоровью населения;
хозяйственное использование паводкоопасных территорий и осуществление мер по их защите должно основываться на оценке "выгоды-ущерба". При этом территорию, подверженную угрозе наводнений, следует рассматривать как