ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Экономическое и социальное развитие коренных
малочисленных народов севера на 2004 - 2008 годы"
(С изменениями, внесенными
постановлением Администрации Читинской области от 20 июня 2006 года № 170-А/п )
ПАСПОРТ
областной целевой программы "Экономическое
и социальное развитие коренных малочисленных
народов севера на 2004 - 2008 годы"
Наименование программы | Областная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера на 2004 - 2008 годы" (далее - программа). |
Дата принятия решения о разработке программы | Распоряжение Администрации Читинской области от 17.06.2003 г. № 473-А/п "О разработке областной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера на 2004 - 2008 годы". |
Дата утверждения программы | Постановление Администрации Читинской области от 27.08.2003 г. № 262-А/п "Об утверждении областной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера на 2004 - 2008 годы". |
Заказчик программы | Комитет транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Читинской области |
Основной разработчик программы | Комитет экономики Читинской области |
Цель и задачи программы | Цель - создание условий для устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера (далее - народов Севера) на основе комплексного развития традиционных отраслей хозяйствования. |
Сроки и этапы реализации программы | 2004 - 2008 годы |
Перечень основных мероприятий программы | - развитие оленеводства, традиционных отраслей, промыслов и ремесел народов Севера, сохранение природной среды и ресурсного потенциала районов проживания этих народов; |
Исполнители основных мероприятий программы | Администрация муниципального образования |Тунгокоченский район", Администрация Тунгиро-Олёкминского района, Администрация Каларского района, организации, отобранные конкурсной основе. |
Объемы и источники финансирования программы | Объем финансирования программы составляет 127863 тыс.рублей, из них средства федерального бюджета - 51208 тыс.рублей (40 % от общего объема), средства областного бюджета- 65463 тыс. рублей (51,2 %) и средства местных бюджетов - 11192 тыс.рублей (8,8 %). |
Ожидаемые результаты от реализации программы | - повышение уровня жизни народов Севера, создание новых рабочих мест и обеспечение занятости, повышение образовательного уровня, профессиональной подготовки, развитие культуры, улучшение медицинского обслуживания; |
Система организации контроля за исполнением программы | Контроль за реализацией программы осуществляется заместителем Губернатора Читинской области по социальным вопросам, Комитетом транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Читинской области. . |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
В Читинской области коренные малочисленные народы Севера (далее - народы Севера) проживают в Каларском, Тунгокоченском и Тунгиро-Олёкминском районах. В основном это эвенки (общая численность 1081 человек), ведущие оседлый образ жизни.
Негативные процессы в социально-экономическом развитии страны уничтожили хозяйственные основы жизнедеятельности народов Севера, привели к резкому падению уровня жизни.
В целях стабилизации экономического и социального развития народов Севера была разработана федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года". Однако из-за ограниченного финансирования программа полностью не была реализована. Поэтому, несмотря на принимаемые меры, в последние годы не произошло коренного перелома в экономическом развитии, улучшении уровня и условий жизни народов Севера.
К важнейшим хозяйственным проблемам, требующим безотлагательного решения, прежде всего относится развитие традиционных отраслей хозяйствования (оленеводство и охотничий промысел), которые не выдерживают рыночной конкуренции и находятся в кризисном состоянии. Оленеводство и клеточное звероводство практически уничтожено, по трем северным районам Читинской области поголовье оленей с 9200 голов в 1991 году снизилось до 600 голов в 2002 году, серебристо-черных лисиц - с 1154 в 1995 году до 13 голов в 2002 году.
В последние годы идет на убыль промысел полевой пушнины, все это происходит прежде всего из-за истощения охотничьих угодий, ухудшения экологических условий и снижения материальной заинтересованности охотников.
Кризисное состояние традиционных отраслей хозяйства приводит к обострению социальных проблем.
В последние годы наблюдается резкое снижение занятости народов Севера и, как следствие, уровня их жизни. Их денежные доходы в 3, 2 раза ниже, чем других жителей региона проживания. Возрастает иждивенческая нагрузка на работающих. Среднедушевой доход коренных малочисленных народов в 2 раза ниже среднедушевого дохода по району. Абсолютное большинство коренных народов живет за чертой бедности.
Ухудшаются жилищные и социально-бытовые условия. Многие семьи проживают в ветхом жилье.
Серьезную озабоченность вызывает состояние здоровья народов Севера. Несмотря на то, что уровень рождаемости превышает уровень смертности, отмечается стабильный рост заболеваний. Первое место в структуре заболеваемости занимают органы дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы.
Значительная часть учреждений медицинского обслуживания требует капитального ремонта и оснащения необходимым оборудованием. В местах компактного проживания народов Севера не хватает медицинского персонала.
Наблюдается снижение уровня общего и профессионально-технического образования народов Севера.
Школы испытывают недостаток педагогических кадров, так в с.Средний Калар из-за отсутствия педагога в течение двух лет не работала школа-сад. Проблемой является обучение эвенкийскому языку, из-за отсутствия педагогов обучение проводится только в одной школе Каларского района.
Продолжается разрушение национальной культуры, традиций, уменьшается сеть культурных учреждений. Во всех отдаленных селах необходимо строительство новых клубных учреждений, т. к. существующие имеют стопроцентный износ и находятся в аварийном состоянии.
Обостряющиеся проблемы народов Севера показывают, что назрела необходимость реформирования и адаптации механизма их государственной поддержки к изменяющимся экономическим условиям, определения новых подходов и приоритетности в решении этих проблем. Правительством Российской Федерации разработана Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2000 № 198, которая предусматривает создание новых условий для саморазвития и самообеспечения народов Севера в местах их проживания, в том числе и поддержку традиционных отраслей хозяйствования, продвижения их продукции на рынке сбыта, организацию системы факторийной торговли и товарообмена.
На основании данной Концепции разработана федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года", определяющая основные задачи по реформированию системы государственной поддержки народов Севера.
Финансирование федеральной целевой программы предполагается за счет средств субъектов Российской Федерации ( 50%), федерального бюджета (36%) и внебюджетных источников (14%), причем в первую очередь из федерального бюджета будут финансироваться региональные мероприятия, предполагающие софинансирование за счёт средств субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
Основные цели программы - создание условий для перехода народов Севера к устойчивому развитию на принципах самообеспечения на основе комплексного развития традиционных отраслей хозяйствования, их ресурсной и производственной базы; духовного и национально-культурного развития; повышения уровня образования и профессиональной подготовки, обеспечения здоровья народов Севера.