(С изменениями, внесенными постановлением Администрации Читинской области от 5 апреля 2005 года № 100-А/п)
Наименование программы | Областная целевая программа содействия занятости населения Читинской области на 2004-2006 годы (далее - программа) |
Дата принятия решения о разработке программы | Распоряжение Администрации Читинской области от 04.06.2002 № 50-А/р "О разработке областной целевой программы содействия занятости населения Читинской области на 2004-2006 годы" (с изменениями, внесенными распоряжением Администрации Читинской области) |
Дата утверждения программы | Постановление Администрации Читинской области от 22.04.2003 г. № 102-А/п "Об утверждении областной целевой программы содействия занятости населения Читинской области на 2004-2006 годы" |
Заказчик программы | Комитет транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Читинской области |
Основной разработчик программы | Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Читинской области |
Цель и задачи программы | Цель: создание условий для трудоустройства граждан, ищущих работу, в первую очередь особо нуждающихся в социальной защите; обеспечение работодателей необходимой рабочей силой, снижение напряженности на рынке труда, сохранение мотивации к трудовой деятельности лиц. длительное время находящихся без работы. Задачи: - усиление государственного регулирования ситуации в сфере занятости населения на территории Читинской области; - совершенствование работы по профилактике и сокращению длительности безработицы; - улучшение информационного обеспечения политики занятости; - развитие кадрового потенциала путем совершенст- вования с учетом потребностей рынка труда, системы профессионального обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации незанятого населения; - повышение эффективности активных мер по содействию занятости населения. |
Сроки реализации программы | 2004-2006 годы |
Перечень основных мероприятий программы | 1. Организация общественных работ. 2. Информирование населения и работодателей о ситуации на рынке труда. 3. Проведение ярмарок вакансий и учебных рабочих мест. 4. Содействие временному трудоустройству безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите. |
| 5. Реализация программ социальной адаптации безработных граждан "Клуб ищущих работу", "Новый старт". 6. Временное трудоустройство на вакансии и созданные при содействии службы занятости рабочие места несовершеннолетних граждан в период летних каникул и в свободное от учебы время. 7. Методическая, консультационная и финансовая поддержка безработных граждан, желающих и способных организовать собственное дело. 8. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации всех нуждающихся в этом безработных граждан, обращающихся за содействием в службу занятости с целью последующего трудоустройства. 9. Развитие и совершенствование системы оказания услуг по профконсультированию и психологической поддержке граждан, обращающихся в службу занятости. 10. Организация социальных выплат безработным гражданам в период их активного поиска работы (выплата пособий по безработице, стипендии в период обучения, материальной помощи). 11. Оформление на досрочную пенсию. |
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий программы | Межтерриториальные и районные центры занятости населения (далее - ЦЗН). Организации согласно заключенным договорам. Учебные заведения согласно заключенным договорам. Средства массовой информации. |
| (Первый абзац с изменениями, внесенными постановлением Администрации Читинской области от 5 апреля 2005 года № 100-А/п) Объем финансирования программы в 2004 - 2006 годах - 512101,4 тыс.руб., из них по источникам финансирования: - федеральный бюджет - 484601,9 тыс.руб., - областной бюджет - 6820,3 тыс.руб., - местные бюджеты - 1317,7 тыс.руб., - внебюджетные источники - 19361,5 тыс.руб. Объемы и источники финансирования подлежат уточнению и могут корректироваться при изменении условий нормативной правовой базы, порядка финансирования мероприятий программы содействия занятости населения и при условии наличия средств. |
| (Позиция в редакции постановления Администрации Читинской области от 5 апреля 2005 года № 100-А/п) Реализация программы в течение 2004 - 2006 годов позволит: - оказать содействие в трудоустройстве на постоянную и временную работу 79,3 тыс. человек; - обеспечить трудоустройство на общественные работы 13,91 тыс. человек; - организовать временное трудоустройство 24,65 тыс. несовершеннолетних граждан (14-18 лет); - организовать временное трудоустройство безработных граждан из числа выпускников учреждений начального и среднего образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые, - 0,25 тыс. человек; - направить на профессиональное обучение, повышение квалификации и переподготовку с целью последующего трудоустройства 15,4 тыс. безработных граждан; - провести профориентационную работу со 149,5 тыс. человек; - охватить программами социальной адаптации 8,2 тыс. человек; - оказать содействие самозанятости и предпринимательской инициативе 0,38 тыс. человек; - оказать содействие временному трудоустройству 3,23 тыс. безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите; - организовать 277 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; - обеспечить социальную поддержку 95,83 тыс.безработных граждан. |
Система организации контроля за исполнением программы | Контроль за ходом выполнения мероприятий программы осуществляет заместитель Губернатора Читинской области по социальным вопросам, Комитет транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Читинской области . |
ВВЕДЕНИЕ
Областная целевая программа содействия занятости населения Читинской области на 2004-2006 годы (далее -программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Подготовка программы осуществлялась на основе анализа сложившейся ситуации на рынке труда городов и районов Читинской области, а также предложений Администрации Читинской области, администраций городов и районов, Федерации профсоюзов Читинской области и других заинтересованных организаций.
Настоящая программа определяет приоритеты государственной политики в области занятости населения на 2004-2006 годы, продолжает развитие направлений областной целевой программы содействия занятости населения на 2001-2003 годы.
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ
ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
1.1. ЗАНЯТОСТЬ И РЫНОК ТРУДА ОБЛАСТИ
В 2001-2002 годах в области отмечены некоторые позитивные сдвиги в социально-экономическом развитии. Произошел рост объемов продукции сельского хозяйства, производства потребительских товаров, оборота розничной торговли, перевозок грузов предприятиями транспорта и подрядных работ. Выросла среднемесячная заработная плата.
На фоне общего снижения среднесписочной численности работников по отраслям экономики произошло увеличение численности работников в сфере обслуживания, в органах финансирования и кредитования.
Несмотря на некоторые положительные тенденции, существует ряд трудностей:
- продолжается высвобождение работников, остается проблема женской и молодежной занятости;
- сохраняется дифференциация территорий по уровню безработицы. На 01.01.2003 при среднем по Читинской области уровне регистрируемой безработицы 5,4 % (к численности занятого в экономике населения) данный показатель варьирует от 0,94 % (Центральный административный район г.Читы) до 25,7 % (Акшинский район). При этом на 18 территориях он сложился выше средне областного показателя (Читинский, Карымский, Тунгокоченский, Приаргунский, Красночикойский, Балейский, Газимуро-Заводский, Нерчинский, Шелопугинский, Тунгиро-Олекминский, Нерчинско-Заводский, Кыринский, Александрово-Заводский, Оловяннинский, Ононский, Улетовский, Калганский, Акшинский);
- предложение рабочей силы на регистрируемом рынке труда не соответствует спросу работодателей в основном на мужскую рабочую силу по рабочим профессиям;
- сохраняется значительная часть рабочих мест с уровнем оплаты труда ниже прожиточного минимума;
- самым сложным процессом остается трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной защите (инвалидов, одиноких и многодетных родителей, граждан, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы и др.);
- большая часть безработных не имеют полного среднего образования, специальности и профессии;
- средний период продолжительности безработицы увеличился и составляет 7 месяцев; нагрузка незанятого трудовой деятельностью населения, состоящего на учете в органах службы занятости, в среднем за 2002 год на одну заявленную вакансию составила 2 человека;
- практически не отмечается снижение удельного веса безработных, проживающих в сельской местности, отличительной чертой которых является низкий образовательный уровень.
1.2. ПРОГНОЗ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
На рынке труда Читинской области в 2004-2006 годах по прогнозным оценкам ожидается 79-80 тыс. человек незанятого населения. Из них наибольшую часть составят граждане, уволившиеся по собственному желанию, молодежь, впервые ищущая работу, высвобожденные работники. Численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан за эти годы составит около 70 тыс. человек. В среднем ежегодно численность зарегистрированных безработных будет составлять около 23,3 тыс. человек, или 4,3 % к экономически активному населению. Ожидается, что в органы службы занятости может обратиться за содействием более 150 тыс.человек. Численность безработных, официально зарегистрированных в органах службы занятости, на конец 2006 года составит 16 тыс.человек.
В последние годы в Читинской области отмечается естественная и миграционная убыль населения, в том числе трудоспособного возраста, и эта тенденция сохранится в 2004-2006 годах.
В прогнозируемом периоде сохранятся основные характеристики рынка труда:
- превышение предложения рабочей силы над спросом;