Недействующий

Об областной целевой программе "Поддержка и развитие агропромышленного комплекса Читинской области (2006-2012 годы)". Утратил силу с 01 января 2010 года

Подпрограмма "Поддержка и развитие крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств"

(с изменениями на 01 июня 2009 года)

ПАСПОРТ подпрограммы

Наименование подпрограммы

Подпрограмма "Поддержка и развитие крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств"  (далее- подпрограмма)

Дата принятия решения о разработке подпрограммы

Постановление Администрации Читинской области от 30.12.2003 № 372-А/п "О разработке областной целевой программы "Поддержка и развитие агропромышленного комплекса Читинской области (2006-2012 годы)" (с изменениями, внесенными постановлением Администрации Читинской области от 25.05.2004 № 109-А/п).

Дата утверждения подпрограммы

Утверждена Законом Читинской области "Об областной целевой программе "Поддержка и развитие агропромышленного комплекса Читинской области (2006-2012 годы)" от 06.08.2004 № 572-ЗЧО

Государственный заказчик подпрограммы
     (Раздел паспорта в редакции

Закона Забайкальского края от 01 июня 2009 года № 186-ЗЗК)

 Исполнительный орган в сфере АПК

Основной разработчик подпрограммы

Государственное научное учреждение Сибирский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства

Цепь и задачи подпрограммы

Цель:
поддержка и развитие крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, как одного из направлений аграрной политики, увеличения объёмов производства сельскохозяйственной продукции, защита экономических интересов владельцев личных подворий и фермерства Читинской области, повышение уровня жизни сельского населения. Задачи:
- обеспечение в полном объёме реализации системы мер государственной поддержки крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств;
- создание механизмов финансово-кредитной поддержки крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств;
- продвижение продукции крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств на региональный рынок продовольствия;
- улучшение доступа крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств к рынкам материально-технических ресурсов, информации, консультационных и образовательных услуг.

Сроки реализации подпрограммы

2006-2012 годы

Перечень основных мероприятий подпрограммы

Организация кредитования личных подсобных хозяйств через Читинский региональный филиал ОАО  "Россельхозбанк".
Создание и развитие производственной базы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Организация работы по искусственному осеменению коров, находящихся в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах. Развитие системы обеспечения крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств молодняком скота, произведенных в племенных хозяйствах области, техникой, запасными частями на условиях лизинга.
Обеспечение государственной поддержки в виде субсидий.

Исполнители основных мероприятий подпрограммы
     (Раздел паспорта в редакции

Закона Забайкальского края от 01 июня 2009 года № 186-ЗЗК)

Исполнительный орган в сфере АПК, организации, отобранные в соответствии с Федеральным законом

Объёмы и источники финансирования подпрограммы (Раздел паспорта с изменениями, внесенными Законами Читинской области: от 16 мая 2007 года № 934-ЗЧО, от 21 февраля 2008 года № 1139-ЗЧО  )

Для реализации подпрограммы потребуется 3331,9 млн. руб., в том числе: (Абзац первый с изменениями, внесенными Законами Читинской области: от 16 мая 2007 года № 934-ЗЧО, от 21 февраля 2008 года № 1139-ЗЧО  )     

- из областного бюджета - 482,7 млн.руб., из них: бюджетный кредит -
16,6 млн.руб.. лизинг сельскохозяйственной техники, племенного скота -9,7 млн.руб. (Абзац второй с изменениями, внесенными Законами Читинской области от 16 мая 2007 года № 934-ЗЧО, от 21 февраля 2008 года № 1139-ЗЧО  )       
-внебюджетные средства -2849,2 млн.руб., из них: 1682,6 млн. руб. - кредитные ресурсы; 1166,6 млн.руб.  - собственные средства крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств. (Абзац третий с изменением, внесенным Законом Читинской области от 16 мая 2007 года № 934-ЗЧО)

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

Реализация подпрограммы будет способствовать развитию крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, увеличению объёмов производства товарной сельскохозяйственной продукции, позволит укрепить продовольственную безопасность Читинской области.


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее реализации
программными методами

За годы рыночных преобразований крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства стали неотъемлемой частью сельской экономики и народного хозяйства в целом.

Основными проблемами, стоящими перед владельцами личных подворий и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, являются дефицит финансово-кредитных ресурсов и отсутствие в Читинской области системы закупок сельскохозяйственной продукции, что существенно сдерживает наращивание объемов их производства. Население и фермеры вынуждены самостоятельно искать покупателей на свою продукцию, что сопряжено со значительными затратами. Большая часть продукции самостоятельно реализуется на рынках, либо закупается иногородними заготовителями и вывозится за пределы области.

В этих условиях товарность личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств составляет в зависимости от вида сельхозпродукции порядка 7-35%. Значительно повысить долю товарного производства можно путём создания в области эффективной системы закупок сельскохозяйственной продукции.

Кроме того, необходимо развитие заготовительной деятельности перерабатывающих предприятий области с целью приобретения ими сельскохозяйственной продукции напрямую у личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств. Прежде всего, это относится к закупу молока и мяса, что предусматривается подпрограммой "Формирование сельскохозяйственных рынков".

Ещё одной существенной причиной, сдерживающей развитие данных категорий хозяйств, является отсутствие системы обеспечения личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств качественными семенами, удобрениями, средствами защиты растений, кормами, молодняком скота, топливом, мини-техникой. Хозяйства испытывают существенные трудности в получении рыночной информации, консультационных услугах правового, экономического и технологического характера.

Сложившееся положение требует  комплексного решения вопросов развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, усиления государственной поддержки этого сектора сельскохозяйственного производства.

                                                                               
2. Основные цели, задачи и сроки реализации подпрограммы

Основная цель подпрограммы - поддержка и развитие крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, как одного из направлений аграрной политики, увеличения объёмов производства сельскохозяйственной продукции, защите экономических интересов владельцев личных подворий и фермерства Читинской области, повышение уровня жизни сельского населения.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- обеспечение в полном объёме реализации системы мер государственной поддержки крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств;

- создание механизмов финансово-кредитной поддержки крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств;

- продвижение продукции крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств на региональный рынок продовольствия;

- улучшение доступа крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств к рынкам материально-технических ресурсов, информации, консультационных и образовательных услуг.

Срок реализации подпрограммы 2006-2012 годы.

                        
3. Основные направления развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств

Государственная поддержка крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств должна быть направлена также на создание благоприятных условий для эффективной деятельности в сфере производства сельскохозяйственной продукции как в целях самообеспечения, так и в целях товарного производства. Данной подпрограммой предусматриваются следующие направления:

1. Поддержка перерабатывающих организаций. Основным направлением такой поддержки должно стать содействие обеспечению организаций льготными кредитными ресурсами как на пополнение оборотных средств с целью осуществления закупок сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах, так и на реализацию инвестиционных проектов. При этом из областного бюджета выплачивается субсидия на компенсацию части затрат по процентной ставке полученного кредита. (Пункт 1 раздела 3 с изменением, внесенным Законом Забайкальского края от 01 июня 2009 года № 186-ЗЗК)

2. Обеспечение   крестьянских   (фермерских) и личных подсобных хозяйств скотом, сельскохозяйственной техникой на лизинговой основе. Это позволит значительно увеличить поголовье скота в частном секторе, а также повысить эффективность его функционирования.

3. Развитие взаимовыгодных экономических отношений между крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами с сельскохозяйственными организациями путём их кооперации и интеграции.

4. Создание муниципальных организаций по обслуживанию крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств. Параллельно с кооперацией крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных организаций подпрограммой предусматривается создание в сельских районах области муниципальных предприятий, занимающихся оказанием крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам услуг по заготовке и транспортировке кормов, предоставлении мини-техники, ветеринарному обслуживанию. Кроме того, такие организации могут осуществлять и закупку сельскохозяйственной продукции, а также принимать сельскохозяйственную продукцию в качестве оплаты за предоставленные услуги.

5. Организация работы по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, находящихся в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах. Подпрограммой предусматривается открытие в селах практически всех районов Читинской области пунктов искусственного осеменения.

6. Обеспечение потребности фермеров и владельцев личных подсобных хозяйств в информационных и консультационных успугах.

7. Реализация приоритетного национального проекта "Развитие АПК" по направлению "Стимулирование развития малых форм хозяйствования" в части предоставления кредитных ресурсов на льготных условиях. Предполагается осуществить стопроцентное субсидирование процентной ставки по привлекаемым кредитам: 95% за счет средств федерального бюджета и 5% за счет средств областного бюджета. (Раздел 3 дополнен пунктом 7 на основании  Закона Читинской области от 16 мая 2007 года № 934-ЗЧО)