Подпрограмма "Поддержка и развитие крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств"
(с изменениями на 01 июня 2009 года)
ПАСПОРТ подпрограммы
Наименование подпрограммы | Подпрограмма "Поддержка и развитие крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств" (далее- подпрограмма) |
Дата принятия решения о разработке подпрограммы | Постановление Администрации Читинской области от 30.12.2003 № 372-А/п "О разработке областной целевой программы "Поддержка и развитие агропромышленного комплекса Читинской области (2006-2012 годы)" (с изменениями, внесенными постановлением Администрации Читинской области от 25.05.2004 № 109-А/п). |
Дата утверждения подпрограммы | Утверждена Законом Читинской области "Об областной целевой программе "Поддержка и развитие агропромышленного комплекса Читинской области (2006-2012 годы)" от 06.08.2004 № 572-ЗЧО |
Государственный заказчик подпрограммы Закона Забайкальского края от 01 июня 2009 года № 186-ЗЗК) | Исполнительный орган в сфере АПК |
Основной разработчик подпрограммы | Государственное научное учреждение Сибирский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства |
Цепь и задачи подпрограммы | Цель: |
Сроки реализации подпрограммы | 2006-2012 годы |
Перечень основных мероприятий подпрограммы | Организация кредитования личных подсобных хозяйств через Читинский региональный филиал ОАО "Россельхозбанк". |
Исполнители основных мероприятий подпрограммы Закона Забайкальского края от 01 июня 2009 года № 186-ЗЗК) | Исполнительный орган в сфере АПК, организации, отобранные в соответствии с Федеральным законом |
Объёмы и источники финансирования подпрограммы (Раздел паспорта с изменениями, внесенными Законами Читинской области: от 16 мая 2007 года № 934-ЗЧО, от 21 февраля 2008 года № 1139-ЗЧО ) | Для реализации подпрограммы потребуется 3331,9 млн. руб., в том числе: (Абзац первый с изменениями, внесенными Законами Читинской области: от 16 мая 2007 года № 934-ЗЧО, от 21 февраля 2008 года № 1139-ЗЧО ) - из областного бюджета - 482,7 млн.руб., из них: бюджетный кредит - |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | Реализация подпрограммы будет способствовать развитию крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, увеличению объёмов производства товарной сельскохозяйственной продукции, позволит укрепить продовольственную безопасность Читинской области. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее реализации
программными методами
За годы рыночных преобразований крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства стали неотъемлемой частью сельской экономики и народного хозяйства в целом.
Основными проблемами, стоящими перед владельцами личных подворий и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, являются дефицит финансово-кредитных ресурсов и отсутствие в Читинской области системы закупок сельскохозяйственной продукции, что существенно сдерживает наращивание объемов их производства. Население и фермеры вынуждены самостоятельно искать покупателей на свою продукцию, что сопряжено со значительными затратами. Большая часть продукции самостоятельно реализуется на рынках, либо закупается иногородними заготовителями и вывозится за пределы области.
В этих условиях товарность личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств составляет в зависимости от вида сельхозпродукции порядка 7-35%. Значительно повысить долю товарного производства можно путём создания в области эффективной системы закупок сельскохозяйственной продукции.
Кроме того, необходимо развитие заготовительной деятельности перерабатывающих предприятий области с целью приобретения ими сельскохозяйственной продукции напрямую у личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств. Прежде всего, это относится к закупу молока и мяса, что предусматривается подпрограммой "Формирование сельскохозяйственных рынков".
Ещё одной существенной причиной, сдерживающей развитие данных категорий хозяйств, является отсутствие системы обеспечения личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств качественными семенами, удобрениями, средствами защиты растений, кормами, молодняком скота, топливом, мини-техникой. Хозяйства испытывают существенные трудности в получении рыночной информации, консультационных услугах правового, экономического и технологического характера.
Сложившееся положение требует комплексного решения вопросов развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, усиления государственной поддержки этого сектора сельскохозяйственного производства.
2. Основные цели, задачи и сроки реализации подпрограммы
Основная цель подпрограммы - поддержка и развитие крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, как одного из направлений аграрной политики, увеличения объёмов производства сельскохозяйственной продукции, защите экономических интересов владельцев личных подворий и фермерства Читинской области, повышение уровня жизни сельского населения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- обеспечение в полном объёме реализации системы мер государственной поддержки крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств;
- создание механизмов финансово-кредитной поддержки крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств;
- продвижение продукции крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств на региональный рынок продовольствия;
- улучшение доступа крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств к рынкам материально-технических ресурсов, информации, консультационных и образовательных услуг.
Срок реализации подпрограммы 2006-2012 годы.
3. Основные направления развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств
Государственная поддержка крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств должна быть направлена также на создание благоприятных условий для эффективной деятельности в сфере производства сельскохозяйственной продукции как в целях самообеспечения, так и в целях товарного производства. Данной подпрограммой предусматриваются следующие направления:
1. Поддержка перерабатывающих организаций. Основным направлением такой поддержки должно стать содействие обеспечению организаций льготными кредитными ресурсами как на пополнение оборотных средств с целью осуществления закупок сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах, так и на реализацию инвестиционных проектов. При этом из областного бюджета выплачивается субсидия на компенсацию части затрат по процентной ставке полученного кредита. (Пункт 1 раздела 3 с изменением, внесенным Законом Забайкальского края от 01 июня 2009 года № 186-ЗЗК)
2. Обеспечение крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств скотом, сельскохозяйственной техникой на лизинговой основе. Это позволит значительно увеличить поголовье скота в частном секторе, а также повысить эффективность его функционирования.
3. Развитие взаимовыгодных экономических отношений между крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами с сельскохозяйственными организациями путём их кооперации и интеграции.
4. Создание муниципальных организаций по обслуживанию крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств. Параллельно с кооперацией крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных организаций подпрограммой предусматривается создание в сельских районах области муниципальных предприятий, занимающихся оказанием крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам услуг по заготовке и транспортировке кормов, предоставлении мини-техники, ветеринарному обслуживанию. Кроме того, такие организации могут осуществлять и закупку сельскохозяйственной продукции, а также принимать сельскохозяйственную продукцию в качестве оплаты за предоставленные услуги.
5. Организация работы по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, находящихся в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах. Подпрограммой предусматривается открытие в селах практически всех районов Читинской области пунктов искусственного осеменения.
6. Обеспечение потребности фермеров и владельцев личных подсобных хозяйств в информационных и консультационных успугах.
7. Реализация приоритетного национального проекта "Развитие АПК" по направлению "Стимулирование развития малых форм хозяйствования" в части предоставления кредитных ресурсов на льготных условиях. Предполагается осуществить стопроцентное субсидирование процентной ставки по привлекаемым кредитам: 95% за счет средств федерального бюджета и 5% за счет средств областного бюджета. (Раздел 3 дополнен пунктом 7 на основании Закона Читинской области от 16 мая 2007 года № 934-ЗЧО)