Недействующий

Об областной целевой программе "Поддержка и развитие агропромышленного комплекса Читинской области (2006-2012 годы)". Утратил силу с 01 января 2010 года


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Необходимость разработки областной целевой программы "Поддержка и развитие агропромышленного комплекса Читинской области (2006-2012 годы)" связано с тем, что в 2005 году завершается реализация Закона Читинской области от 20.12.2000 № 248-ЗЧО "О Программе стабилизации и развития агропромышленного производства Читинской области до 2005 года". Выполнение мероприятий программы позволило стабилизировать некоторые позитивные направления сельскохозяйственного производства, сориентировать деятельность агропромышленного комплекса на планомерную работу.

Агропромышленный комплекс остается одним из приоритетных и социально-значимых секторов экономики Читинской области.

Сельское хозяйство Читинской области развивается в экстремальных природных условиях, земледельческая территория относится в основном к ареалу пониженной биологической активности, значительная ее часть характеризуется умеренно влажным и холодным климатом. Биоклиматический потенциал земледельческой зоны значительно ниже, чем в европейской части России. Для получения единицы сельскохозяйственной продукции в Читинской области требуется соответственно больше энергозатрат.

К числу факторов, сдерживающих в последние годы кризис в агропромышленном производстве, можно отнести:

- расширение хозяйственной самостоятельности товаропроизводителей всех форм собственности, активизацию их производственной и коммерческой деятельности;

- повышение ответственности и развитие инициативы органов местного самоуправления в обеспечении населения продовольствием;

- расширение населением сельскохозяйственного производства как средства самообеспечения продовольствием и формирования товарных ресурсов.

Общая экономическая ситуация за годы аграрных реформ отрицательно сказалась на сельском хозяйстве Читинской области. Произошло существенное снижение среднедушевого потребления продовольствия, ухудшилась его структура. Основными причинами отрицательных тенденций в развитии агропромышленного производства являются следующие:

- несовершенство ценового и финансово-кредитного механизма, что проявляется прежде всего в диспаритете цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, в нарушении эквивалентного межотраслевого обмена;

- необоснованное занижение доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в цене на сельскохозяйственные продукты;

- рост убыточности аграрного производства, обусловленный опережающим ростом производственных затрат по сравнению с ценой реализации.

Способность агропромышленного комплекса Читинской области обеспечить внутренние продовольственные потребности по основным продуктам сравнительно невысокая, создается угроза текущим, перспективным и стратегическим интересам области и ее населения, прежде всего городского.

В условиях свертывания государственного регулирования региональный продовольственный рынок в значительной мере формируется за счет ввоза продовольствия при сокращении собственного производства молочных, мясных и других продуктов.

За счет собственного производства обеспечивается 54,6% потребления молока и молочных продуктов, 63,5% - мясопродуктов.

Уровень доходов большей части сельскохозяйственных формирований (даже прибыльных) не позволяет им вести производство на расширенной основе, поддерживать материальную базу и социальную инфраструктуру.

В 2003 году численность прибыльных хозяйств увеличилась до 115 (в 2002 году-87), 151  хозяйство оказалось убыточным (в 2002 году-159). Убытки от стихийных бедствий в 2003 году оценивались в 315 млн.руб., возмещено 15 млн.руб.

Снизились объемы капитальных вложений в сельское хозяйство и в агропромышленный комплекс области в целом. В 1990 году доля капитальных вложений в агропромышленный комплекс в общем их объеме составляла 30,5%, в 2000 году- 4,1%, в 2002 году-2,6%. Доля сельского хозяйства в общем объеме инвестиций в основной капитал уменьшилась с 20% в 1990 году до 2% в 2002 году.

Сокращение инвестиций в развитие сельского хозяйства привело к постепенному разрушению производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий, усилению технической и технологической несбалансированности аграрного производства.

В 1990 году площадь пашни составляла 2242 тыс.га, а ее доля в структуре сельскохозяйственных угодий - 31,6%, в 2002 году соответственно - 680 тыс.га и 11,0%. За этот период уменьшилась посевная площадь сельскохозяйственных культур с 1542,9 тыс. га до 351,0 тыс. га, или в 4 раза.

Сокращение численности скота сопровождалось падением уровня его продуктивности. За этот период надой молока на 1 корову сократился с 1859 до 1297 кг (на 30,2%), яйценоскость на 1 курицу-несушку снизилась со 196 до 167 шт. (на 14,8%), продукция выращивания в расчете на 1 голову крупного рогатого скота - с 103 до 88 кг.

Темпы выбытия основных производственных фондов значительно превосходят темпы их обновления. Пополнение машинно-тракторного парка составляет менее 1% в год, техники - 6-10%. По расчетам специалистов, чтобы сохранить посевные площади на уровне 2003 года, сельхозпроизводителям области необходимо приобретать не менее 50 зерновых комбайнов в год и столько же капитально ремонтировать. В 2003 году приобретено 19 зерноуборочных комбайнов и отремонтирован 21.

Спад сельскохозяйственного производства привел к снижению численности работников, занятых в сельском хозяйстве, идет процесс старения рабочих кадров основных профессий. Среднегодовая численность занятых в сельскохозяйственном производстве составила 23,1 тыс.человек.

Заработная плата работников села составила 1182,9 руб. в месяц, что в 4,6 раза ниже, чем в целом по народному хозяйству Читинской области. Задолженность по заработной плате в отрасли на 1 января 2004 года составила 93,3 млн.руб.

Решение социально-экономических проблем развития агропромышленного комплекса в этих условиях может быть достигнуто только объединенными, согласованными действиями разнообразных звеньев народного хозяйства для достижения конкретно сформулированной цели социально-экономического развития.

Настоящая Программа направлена на укрепление агропромышленного производства, социальной инфраструктуры села, формирование современной институциональной и отраслевой структуры, эффективную предпринимательскую деятельность, адаптацию к работе в рыночных условиях.