Из существующих организационно-экономических моделей агропромышленных объединений (ассоциации, финансово-промышленные группы, холдинги, вертикальные потребительские сельскохозяйственные кооперативы) для Читинской области наиболее приемлемы объединения холдингового типа.
Возможно создание агрохолдингов двух типов:
- государственные, в которых активную роль играют органы государственного управления;
- частные, в качестве головной управляющей компании выступают организации в форме акционерных обществ ЗАО или ОАО.
В целях реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" необходимо расширение сферы деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов. (Абзац пятый раздела 3 с изменением, внесенным Законом Читинской области от 16 мая 2007 года № 934-ЗЧО)
Исходя из задач развития экономики Читинской области, кооперация должна развиваться по следующим направлениям:
- сельскохозяйственная производственная кооперация, базирующаяся на имущественных и земельных паях, личном трудовом участии в производстве, переработке и сбыте сельскохозяйственной продукции, выполнении других видов деятельности, исходя из интересов членов кооператива;
- кооперация крестьянских (фермерских) хозяйств для совместного ведения сельско хозяйственного производства и выполнения других работ;
- кооперация для закупки, переработки и сбыта продукции;
- кооперация для материально-технического обеспечения и сельскохозяйственных работ;
- кредитная и страховая кооперация для обеспечения сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств за счет собственных сбережений, накоплений и заемных средств.
Для решения проблем закупа и сбыта сельскохозяйственной продукции и ее переработки в зависимости от сложившихся организационно-экономических условий следует использовать различные способы и модели кооперации и интеграции.
На первом этапе необходимо восстановить разрушенные связи сельхозтоваропроизводителей с перерабатывающими организациями путем создания заготовительной сети по закупкам излишков сельскохозяйственной продукции (молоко, мясо всех видов, шерсть и.т.д. ).
Возможно несколько вариантов:
1. Организация закупа- и сбыта продукции сельскохозяйственными организациями.
2. Организация закупа перерабатывающими организациями.
3. Закуп сельскохозяйственной продукции населения потребительскими кооперативами (потребительские общества).
4. Организация местных территориальных сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Данные кооперативы решают проблемы закупа и сбыта продукции личных подсобных, крестьянских (фермерских) хозяйств. Они могут быть специализированными по конкретным видам сельскохозяйственной продукции (молоко, мясо и т.д.), либо многопрофильными.
Для обеспечения кооперации сельских товаропроизводителей во взаимоотношениях с агросервисными организациями возможно использовать две модели:
1. Создание новых обслуживающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов за счет паевых взносов добровольных участников кооперации, преобразование имеющихся агросервисных организаций в кооперативные формирования. Данная модель интеграции организаций агросервиса и сельхозтоваропроизводителей более предпочтительная, так как позволяет избавиться от различных посредников, объединить финансовые средства для инвестиций в производство или формирование инфраструктуры, проводить согласованную ценовую политику, осуществлять маркетинговую деятельность, ускорять и упрощать взаиморасчеты. При этом сельхозтоваропроизводителям предоставляются льготы при использовании материально-технической базы кооператива, его средств для льготного кредитования. Кооперативные организации, управляемые сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, должны стать основной формой функционирования структур по производственно-техническому обслуживанию.
2. Интеграция агросервисных организаций с сельхозтоваропроизводителями по союзному типу может быть реализована, если партнеры договорятся о взаимоприемлемом ограничении производственной и коммерческой самостоятельности. А интеграция их по холдинговому типу предполагает консолидацию контрольного пакета акций в руках определенной организации, заинтересованной в экономическом равновесии. Наибольший эффект будет получен, если в холдинговое объединение войдут сельхозтоваропроизводители, агросервисные, перерабатывающие, торговые и другие организации, которые задействованы в процессе воспроизводства сельхозпродукции - от поставки материально-технических ресурсов до реализации конечной продукции. Предполагается создание интегрированного предприятия для обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей техникой, сельскохозяйственными машинами и оборудованием. (Абзац двадцать первый раздела 3 дополнен предложением на основании Закона Читинской области от 16 мая 2007 года № 934-ЗЧО)
При становлении холдинговых компаний необходима бюджетная поддержка, которая должна уменьшаться по мере развития рыночных отношений.
Развитие производства и повышение товарности малого и среднего агробизнеса в первую очередь зависит от возможности их кредитования. Объективная потребность в финансовом обеспечении малого агробизнеса неизбежно приводит к возникновению новых форм организации кредитно-финансовых отношений на селе. Одним из вариантов приемлемого решения проблемы является кредитная кооперация.
В настоящее время в Читинской области зарегистрировано 17 сельскохозяйственных (сельских) потребительских кредитных кооперативов, ведется работа по созданию и дальнейшему развитию кредитной кооперации.
Подпрограммой предусматривается выполнение следующих мероприятий:
- развитие системы сельской кредитной кооперации путем привлечения в кредитные кооперативы фермеров, владельцев личных подсобных хозяйств, сельских жителей, малых предприятий агропромышленного комплекса всех форм собственности.
- развитие крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств путем их финансирования через сельские кредитные потребительские кооперативы.
- создание гарантийного и залогового фондов. (Раздел 3 дополнен абзацем на основании Закона Читинской области от 16 мая 2007 года № 934-ЗЧО)