ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2003 № 159-А/п
Об утверждении областной, целевой программы
"Профилактика безнадзорности и правонарушений
среди несовершеннолетних (2003-2006 годы)"
_____________________________________________________________
Утратило силу с 01 января 2007 года на основании постановления
Администрации Читинской области от 26 декабря 2006 года № 316-А/п
______________________________________________________________
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", статьей 64 Устава - Основного Закона Читинской области, статьей 10 Закона Читинской области от 28.02.2002 № 349- ЗЧО "Об Администрации Читинской области" и Положением о разработке и реализации областных целевых программ и программ социально-экономического развития области, утвержденным постановлением Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 21.03.2002 № 91 (в редакции постановления Администрации Читинской области от 15.10.2002 № 240-А/п), в целях повышения эффективности мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних Администрация Читинской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних (2003-2006 годы)" (далее - программа).
2. Комитету по финансам Читинской области (Б. В. Аюшиев) рассмотреть вопрос об источниках финансирования в 2003 году программы в процессе исполнения бюджета текущего года.
3. Комитету экономики Читинской области (Т. И. Майзлингер) и Комитету по финансам Читинской области (Б. В. Аюшиев) при формировании бюджета на 2004-2006 годы включать программу в перечень программ, подлежащих финансированию из средств областного бюджета в очередном финансовом году с учетом его возможностей.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) Читинской области по социальным вопросам К.И.Карасева.
5. Настоящее постановление опубликовать в уполномоченных органах печати.
Глава Администрации (Губернатор)
Р.Ф.Гениатулин
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
(2003-2006 годы)"
ПАСПОРТ
областной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений
среди несовершеннолетних (2003-2006 годы)"
Наименование программы - Областная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних (2003-2006 годы)" (далее - программа)
Дата принятия решения о разработке программы - Постановление Главы Администрации Читинской области от 19.05.2000 № 401 "О разработке областной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на 2000-2003 годы" (в редакции постановления Администрации Читинской области от 22.10.2002 № 244-А/п)
Дата утверждения программы - Постановление Администрации Читинской области от 27.05.2003 № 159-А/п "Об утверждении областной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних (2003-2006 годы)"
Заказчик программы - Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Читинской области
Основные разработчики программы - Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Читинской области, Областная комиссия по делам несовершеннолетних, Управление внутренних дел Читинской области, Комитет социального обеспечения Читинской области, Комитет здравоохранения Читинской области.
Цель и задачи программы
Цель: предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, повышение уровня защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в основных сферах жизнедеятельности.
Задачи:
- формирование многоуровневой системы профилактики преступности несовершеннолетних, образование максимально возможного в современных экономических условиях реабилитационного пространства;
- повышение эффективности функционирования и координации деятельности всех учреждений и организаций государственной и региональной системы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков;
- разработка научно-методических основ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях для социальной, психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки, реабилитация детей и подростков, в том числе с девиантным поведением и имеющих аномалии в психическом развитии;
- развитие и реконструкция специализированных учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и социально-реабилитационную работу с детьми и подростками, оснащение их необходимым оборудованием;
- кадровое обеспечение и повышение квалификации работников государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Сроки реализации программы - 2003-2006 годы.
Перечень основных мероприятий программы
1. Охрана прав и законных интересов несовершеннолетних.
2. Предупреждение правонарушений и преступлений несовершеннолетних.
3. Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании в подростковой среде.
4. Организация трудовой занятости, досуга и летнего отдыха несовершеннолетних.
Исполнители основных мероприятий - Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Читинской области, Комитет социального обеспечения Читинской области, УВД Читинской области, прокуратура Читинской области, Центр медико-психолого-социального сопровождения "ДАР", Читинский институт повышения квалификации работников образования, Областная станция юных техников, центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, Областная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва, Областная детско-юношеская спортивно-техническая школа, Областная станция юных натуралистов, Областной центр детско-юношеского туризма и краеведения, администрации муниципальных образований.
Объемы и источники финансирования программы - Потребность в финансировании мероприятий программы составляет:
тыс.руб. в ценах 2003 года
Источники финансирования | Финансовые затраты | |||||
Всего | в. т. ч. по годам | |||||
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |||
всего, в. т. ч: | 53930 | 11180 | 13720 | 13490 | 15540 | |
Федеальный бюджет | 5100 | 300 | 1200 | 1600 | 2000 | |
Областной бюджет | 23830 | 8530 | 5770 | 4390 | 5140 | |
Местные бюджеты | 25000 | 2350 | 6750 | 7500 | 8400 |
Ожидаемые результаты реализации программы - Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- создать условия для снижения детской беспризорности
- обеспечить защиту прав и законных интересов детей и подростков,
- сформировать предпосылки к стабилизации, а в дальнейшем - к снижению числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними,
- обеспечить развитие государственных и муниципальных социально-реабилитационных учреждений.
Система организации контроля за исполнением программы - Контроль за ходом выполнения мероприятий программы осуществляют Комитет экономики Читинской области и заместитель Главы Администрации (Губернатора) Читинской области по социальным вопросам в установленном порядке
.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков.
В настоящее время остро стоит вопрос об ухудшении жизни российской семьи, падении ее нравственных устоев и, как следствие, изменении отношения к детям. Растет число детей с аномалиями в психическом развитии, безнадзорных детей, детей-бродяжек, детей-попрошаек. Как правило, большинство из них потеряли семейные и родственные связи, оказались вытесненными из семьи. Многие дети брошены родителями или самовольно ушли из семей, не обеспечивших им минимально необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного развития. Не уменьшается число детей, убежавших из интернатных учреждений. Ряды безнадзорных пополняют многие выпускники этих учреждений, проблемы жилья и трудоустройства которых решаются крайне неудовлетворительно.
Большую тревогу вызывает все более увеличивающееся число детей, употребляющих спиртные напитки, токсические и наркотические вещества. Их жизнь и здоровье постоянно находятся под угрозой, наряду с реабилитацией им необходима медицинская помощь.
Среди причин, влияющих на распространение спиртных напитков, наркотических и одурманивающих средств в подростковой среде, не последнее место занимает их доступность.
Прослеживается взаимосвязь между ростом случаев наркологических заболеваний среди несовершеннолетних и ростом числа правонарушений, совершаемых детьми и подростками в состоянии опьянения. Они зачастую становятся жертвами сексуальных преступлений, оказываются вовлеченными в противоправную деятельность.
Подростковая преступность все более приобретает групповой характер. Значительное число подростков совершают общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности. Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками.
Система профилактики преступности несовершеннолетних в области далеко не совершенна. Недостаточное межведомственное взаимодействие в вопросах профилактики преступности, отсутствие медико-психолого-педагогических служб в большинстве районов, недостаточная обеспеченность образовательных учреждений области психологами, социальными педагогами, а медицинских учреждений - психотерапевтами не позволяют повысить качество проводимых профилактических мероприятий. Усугубляет положение различное понимание термина «профилактика преступности несовершеннолетних» и сведение практической работы по профилактике лишь к административным мероприятиям. Органы системы профилактики не всегда ориентируются на интересы конкретного ребенка, допускают формализм, волокиту, групповой и шаблонный подход к работе с детьми, детально не анализируют каждый факт и причины, побудившие ребенка к свершению правонарушения.
В настоящее время в области насчитывается 6299 семей, находящихся в социально опасном положении, в них проживает 11693 детей. Не уменьшается число безнадзорных детей. В настоящее время их в области 1479 человек. В области нет реальной статистики по алкоголизации и наркомании в подростковой среде, это связано с отсутствием специалистов-наркологов в районах. Состояние и динамика преступности среди несовершеннолетних в области дает основание делать вывод об определенных негативных тенденциях. За 10 месяцев 2002 года число преступлений, совершенных несовершеннолетними, увеличилось на 0, 9 процента (с 2109 до 2128). Рост преступности зарегистрирован в 14 районах. По сравнению с прошлым годом отмечается увеличение удельного веса с 10,7% до 14,1%. Произошло увеличение числа преступлений, совершенных подростками в группах, - с 505 до 530, возросло количество убийств - с 49 до 62.
Принимая во внимание необходимость комплексного решения проблемы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, данные вопросы необходимо решать программно-целевым методом.
2. Основные цели, задачи и сроки реализации программы
Основной целью программы является предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, повышение уровня защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в основных сферах жизнедеятельности.
Для реализации указанной цели перед исполнителями программы ставятся следующие задачи:
- формирование многоуровневой системы профилактики преступности несовершеннолетних, образование максимально возможного в современных экономических условиях реабилитационного пространства;
- повышение эффективности функционирования и координации деятельности всех учреждений и организаций государственной и региональной системы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков;
- разработка научно-методических основ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях для социальной, психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки и реабилитации детей и подростков, в том числе с девиантным поведением и имеющих аномалии в психическом развитии;
- развитие и реконструкция специализированных учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и социально-реабилитационную работу с детьми и подростками, оснащение их необходимым оборудованием;
- кадровое обеспечение и повышение квалификации работников государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Сроки реализации программы - 2003-2006 годы.
3. Ресурсное обеспечение программы
Основными источниками ресурсного обеспечения программы являются федеральный, областной и местные бюджеты (в соответствии с заключенными договорами). Общая потребность в финансировании мероприятий программы составляет:
тыс. руб. в ценах 2003 г.
Источники финансирования | Финансовые затраты | ||||
всего | в том числе по годам: | ||||
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | ||
всего: | 53930 | 11180 | 13720 | 13490 | 15540 |
в том числе: | |||||
федеральный бюджет | 5100 | 300 | 1200 | 1600 | 2000 |
областной бюджет | 23830 | 8530 | 5770 | 4390 | 5140 |
местные бюджеты | 25000 | 2350 | 6750 | 7500 | 8400 |
4. Механизм реализации программы
Заказчик программы ежегодно в установленном порядке направляет в Комитет экономики Читинской области бюджетные заявки на выделение ассигнований из областного бюджета для финансирования мероприятий, предусмотренных программой.
Заказчик программы, принимая во внимание финансовые средства, выделяемые на реализацию программы из различных источников, и предварительные результаты выполнения мероприятий программы, уточняет указанные мероприятия, промежуточные сроки их реализации и объемы финансирования.