Проблема защиты от износа деталей различной техники стоит очень остро, и не только для Читинской области. Находящиеся в эксплуатации техника и оборудование имеют в среднем до 60-70% износа и обновляются крайне редко. В "Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года" проблема износа основных производственных фондов определена в качестве одного из основных негативных факторов, препятствующих экономическому развитию страны.
Как свидетельствуют исследования ремонтного фонда, свыше 85% деталей различного оборудования становятся неработоспособными при износах, не превышающих 0,2-0,3 мм. При этом значительное количество элементов и поверхностей вообще не изнашивается. В металлолом отправляют практически качественный продукт с 2-3% износа от общей массы детали, который мог бы послужить еще не один год, если восстановить его первоначальные размеры и работоспособность. Однако только 20% деталей и узлов различной техники подлежит выбраковке; 25-40% являются вполне годными для эксплуатации, остальное можно восстановить.
Тем не менее, 80% мощностей всех ремонтных предприятий в стране, в том числе и в Читинской области, заняты изготовлением запасных частей, потребляя при этом еще 40-50% от металла, идущего на изготовление оборудования. При приобретении импортного оборудования часто одним из условий договора поставки является приобретение запчастей. Положение усугубляется ограниченными возможностями традиционных способов восстановления: электродуговых, электрошлаковых, плазменных, электронно-лучевых и т.д. Невозможно качественное восстановление деталей из таких материалов, как высокоуглеродистые, легированные стали, чугуны, цветные металлы, процент применения которых неуклонно растет в целях улучшения механических характеристик, уменьшения металлоемкости конструкций, что особенно характерно для импортной техники.
В Читинской области проблема износа основных производственных фондов выражена остро.
Так, по данным, представленным службами Забайкальской железной дороги, на дороге ежегодно не восстанавливаются по тем или иным причинам от 40 до 160 тысяч деталей типа тел вращения и примерно такое же количество плоских деталей. Затраты Забайкальской железной дороги на приобретение и изготовление запасных частей можно оценить суммой порядка 30-90 млн. рублей ежегодно.
Два крупнейших предприятия Забайкалья - ОАО "ППГХО" и ОАО "Харанорский угольный разрез" - тратят на восстановление и приобретение деталей только типа тел вращения порядка 15 млн. рублей ежегодно.
По существующим нормативам восстановления деталей на 1000 капитальных ремонтов для наиболее распространенной сельхозтехники только количество деталей типа тел вращения (коленчатые, распределительные валы, оси, цапфы и т.д) составляет 50-80 тыс. Их приобретение и изготовление выливается в сумму 60-90 млн. рублей.
Также стоит учитывать автомобильную технику, городской транспорт (износ которого превышает 70%); оборудование электростанций, судоремонтных предприятий, ФГУП "103 БТРЗ" Минобороны России, а также ремонтные предприятия СибВО. Так, согласно статистическим данным в Читинской области на 2000 год числилось 27800 грузовых автомобилей. Учитывая их 50-процентный износ, сменность коленчатых валов составляет в год порядка 14000. Стоимость данных деталей колеблется от 6000 до 21000 рублей. Приобретение коленчатых валов грузовых автомобилей обойдется в 90-120 млн. рублей.
Расчеты показывают, что затраты области на приобретение и изготовление запасных частей составляют по самым скромным подсчетам 450-550 млн. рублей ежегодно. В частности, изготовление центральной цапфы шагающего экскаватора обходится в 450 тыс. рублей, изготовление 1800 валиков подвижного состава в 270 тыс. рублей. По статистическим данным по Читинской области рабочий парк железнодорожных вагонов составляет в сутки порядка 13000 единиц. Только в одном вагоне свыше 200 различных валиков, стержней, цапф, шкворней. Учитывая, что по официальным данным в отрасли износ составляет 50-54%, количество изношенных валиков составляет в этом парке порядка 1,6 млн. штук. Основная масса валиков не восстанавливается. Затраты на изготовление составят примерно 165 млн. рублей.
Проблема износа основных производственных фондов обостряется с каждым днем и, если не принять кардинальных мер сегодня, процесс станет необратимым. Так, с 1995 года область уже потеряла 10% грузовых автомобилей. В сельском хозяйстве коэффициент обновления техники, составлявший в 1990 году 16,3%, уменьшился в настоящее время до 2,1%. Не лучшим образом обстоит дело с обновляемостью техники и оборудования в других отраслях. Так, коэффициент обновления в транспорте составляет 0,9%. Максимальный коэффициент выбытия основных фондов наблюдается в сельском хозяйстве и строительстве. Согласно статистическим данным в 2000-2001 годах по сравнению с 1995 годом значительные темпы снижения производства в Читинской области наблюдались в черной, цветной металлургии, машиностроении и металлообработке, лесной и деревообрабатывающей промышленности, производстве сельскохозяйственной продукции и т.д., что обусловлено износом основных производственных фондов и неконкурентоспособностъю выпускаемой продукции. При этом следует учитывать обоснованные прогнозы ученых о возникновении острого дефицита металла через несколько десятилетий.
Существенное падение производства в различных отраслях народного хозяйства, увеличение числа аварийных ситуаций и в конечном итоге падение жизненного уровня взаимосвязаны с износом оборудования. В частности, в себестоимости сельхозпродукции 40% составляют средства, расходуемые на эксплуатацию и ремонт оборудования. Сокращение этих средств приводит к нарушению технологических процессов, уменьшению объемов производимой сельхозпродукции, увеличению ее себестоимости, снижению конкурентоспособности.
Затраты на изготовление запасных частей с каждым годом растут. Но это проблемы не решает.
Есть другой, более эффективный и менее затратный путь решения данной проблемы - восстановление и упрочнение деталей и узлов различной техники, продление срока их службы, организация системы технического обслуживания и ремонта различного оборудования на основе передовых достижений науки и техники.
В то время как затраты на изготовление запасных частей составляют от 60 до 120% от стоимости нового оборудования за период эксплуатации, организация системы ремонта, восстановления и технического обслуживания техники снижает затраты до 20-30%. При этом снижается потребность в металле, топливно-энергетических ресурсах, в 5-8 раз сокращается число производственных операций по сравнению с изготовлением новых деталей. Причем, ресурс большинства машин зависит от небольшого количества деталей. Это позволяет планировать конкретные объемы восстановления, разрабатывать и внедрять спецоборудование, создавать и развивать ремонтное производство.
Во всем мире за счет организации системы технического обслуживания и ремонта техники срок ее службы выше, чем в России. Во многих западных странах свыше 50% механизированных работ в сельском хозяйстве выполняют подержанные тракторы со сроком службы 7-15 лет. В США работают тракторы, изготовленные более 30 лет назад, и на один новый трактор приходится три-четыре подержанных. 31 марта 1999 года, впервые в стране, в системе Минсельхозпрода России был проведен семинар, посвященный проблеме организации вторичного рынка машин и оборудования для агропромышленного комплекса. На семинаре, в частности, говорилось о разработке и проведении государственной политики развития системы восстановления и реализации подержанных машин и оборудования.
В странах Западной Европы и США восстановление изношенной техники считается экономически выгодным. Оно распространено во многих отраслях производства и охватывает широкую номенклатуру машин, в первую очередь массовых: автомобилей, тракторов, комбайнов. Вопреки сложившемуся в нашей стране мнению, восстанавливают практически всю номенклатуру имеющейся техники. Так, швейцарская фирма "Von Rolle" на протяжении 25 лет восстанавливает металлургическое оборудование и энергоустановки, американская компания "Eastem Airlines" - детали реактивных двигателей. Таких примеров можно привести много.
Ввиду вышеизложенного, необходимо сократить высокие затраты области на приобретение и изготовление запасных частей и продлить срок службы имеющейся техники за счет разработки и внедрения отечественных технологий мирового уровня по восстановлению и упрочнению деталей и узлов машин и механизмов. В соответствии со "Стратегией развития Российской Федерации до 2010 года", необходимо также обеспечить использование высокотехнологичных, конкурентоспособных на мировом рынке отраслей машиностроительного комплекса, которые позволят осуществить массовую замену изношенных фондов и постепенно нарастить экспорт собственной машиностроительной продукции с улучшенными эксплуатационными характеристиками. В этом контексте наиболее значимыми являются следующие направления технологического перевооружения промышленных предприятий области: ресурсосбережение, обеспечение необходимой динамики обновления технологий на базе отечественных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) мирового уровня, обеспечение гибкости производства, определяющей выбор перспективных технологий и повышение технологической дисциплины.
Все это возможно при инновационном развитии экономики, разработке новых технологий, материалов, использовании научно-технического задела и новых результатов фундаментальных и прикладных исследований.
Только единый, а не отраслевой подход к общей для всех проблеме износа основных производственных фондов на базе достижений науки позволит решить ее программными методами. При этом возможно будет осуществить: техническое и технологическое перевооружение предприятий области, выпуск конкурентоспособной продукции, дальнейшее развитие фундаментальных и прикладных исследований.