Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Защита деталей и узлов различной техники от износа (2003-2007 годы)". Утратило силу с 01 января 2007 года


4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Реализация Программы предусматривает участие промышленных предприятий, предприятий транспорта и агропромышленного комплекса, научных учреждений Читинской области, а также органов исполнительной власти. Программа направлена на консолидацию бюджетных и внебюджетных средств на развитие производительных сил области, выход из кризисного положения в различных областях народного хозяйства, связанного с износом основных производственных фондов, выпуск конкурентоспособной на внешнем и внутреннем рынке продукции.

Для достижения поставленных целей будет использован опережающий уровень научно-технических разработок, координация научно-технической и производственной деятельности на базе оборудования и площадей существующих предприятий, которые на сегодняшний день не полностью загружены. Ремонтные предприятия МПС России загружены на 30% от своих мощностей, ремонтно-техническая база агропромышленного комплекса - на 10-20%. Для сравнения, в предкризисные годы в системе агропромышленного комплекса России восстановлением изношенных деталей занималось около тысячи производств, в том числе более сотни специализированных цехов по восстановлению изношенных деталей.

В условиях сокращения производства одной из основных проблем ремонтных организаций, в частности цехов по восстановлению изношенных деталей, стала загрузка предприятий. От этого остро зависит сам факт их существования, особенно в нынешних рыночных условиях. И как показывает практика, вкладывать материальные средства в существующие ремонтные предприятия нецелесообразно. Выходом из данной ситуации является поиск новых организационных форм, адаптированных к современным условиям в сфере ремонта техники. Опираясь на отечественный и международный опыт, именно такая организационная структура была разработана ОАО "СибНПЦ "ПТ" совместно с Администрацией Читинской области в 1999 году. Эти предложения были представлены на рассмотрение координационных советов МАСС, которые дали положительную оценку данной структуры.

Общая структура системы технического обслуживания и ремонта различной техники представлена на рис.1, где отражены взаимосвязи ОАО "СибНПЦ "ПТ" с предприятиями области. Для увеличения ресурса отремонтированных машин при организации системы технического обслуживания и ремонта различной техники с участием существующих ремонтных предприятий будет использован наиболее эффективный способ качественного восстановления составных частей машин -ремонтные комплекты (РК). Анализ показывает, что РК восстановленных деталей можно классифицировать по схеме, показанной на рис.2. При этом их условно можно разделить на три группы:

1. Комплекты, составленные методом селекции на размерные группы из двух сборочных единиц (например, шатун поршневой палец). Эти комплекты должны быть сгруппированы для каждого двигателя по массе.

2. Комплекты, сгруппированные по принципу всеобщего охвата сортируемых деталей по размеру и массе. Например, шатунно-поршневая группа, включающая: шатун в сборе - поршневой палец - поршень в сборе - гильзу.

3. Комплекты, сгруппированные по принципу "механизм в сборе", когда требуется обеспечить точное взаимное расположение геометрических осей и поверхностей деталей. Например, двигатель, включающий: блок цилиндров коленчатый вал в сборе - гильзу цилиндров в сборе - шатунно-поршневую группу и пр.

Формироваться РК будут на основе системного подхода и изучения характера износа, причин отказов деталей при эксплуатации, технологии ремонта с учетом удобств сборки и контроля. При этом следует учитывать, что ресурс отремонтированных машин и агрегатов во многом зависит от качества новых и восстановленных деталей. В свою очередь ресурс последних зависит не только от износостойкости и других физико-механических характеристик поверхностных слоев. Не менее важным является обеспечение заданных форм и взаимного расположения деталей.

Помощь предприятиям в обеспечении системного подхода к формированию РК будет оказывать ОАО "СибНПЦ "ПТ".

Сформированные РК будут поступать в НПС, организованные на базе существующих предприятий области (ОАО "Завод горного оборудования", ремонтных предприятий Забайкальской железной дороги, ремонтно-механического завода АООТ "Приаргунское производственное горно-химическое объединение", ОАО "Сретенский судостроительный завод", ОАО  "ЧитарегионОПР", ОАО "Агроремтех" Приаргунского района и ООО "Агрофирма Нерчинская"). Вопрос о создании НПС на данных предприятиях поднимался в поручении Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 26.06.2002 № ПП-16-02. Структуры юридически будут оформляться на основе договора соответствующего предприятия и ОАО "СибНПЦ "ПТ" в качестве филиалов центра (совместных предприятий). Учитывая мировой опыт, наиболее целесообразно создание узкоспециализированных НПС по восстановлению тех или иных РК (2-3 наименования деталей, например, коленчатые валы, распределительные валы и т.д.), работающих на несколько оптимально выбранных регионов. Принципиальная схема работы НПС показана на рис.3.

На первом этапе в НПС будет производиться разборка РК, дефектоскопия деталей и узлов по технологиям центра, отбраковка неремонтнопригодных деталей, классификация по видам износа, выбор способа восстановления или упрочнения. Как показывает анализ дефектов деталей и узлов различной техники, 70-80% от числа дефектов составляют износы. Причем порядка 40-45% составляет износ системы вал - отверстие, 30-35% - нарушение плоскостности деталей.

При восстановлении ремонтных размеров с помощью технологий центра будет решаться и другая задача - повышение износостойкости и долговечности реставрируемых деталей. Для этого участок предполагается оснастить технологиями и оборудованием, являющимися разработками ОАО "СибНПЦ "ПТ": 10-15 установками электроконтактной наварки проволокой (ЭКНП), таким же количеством автоматизированных систем электрошлаковой износостойкой наплавки плоских поверхностей (ЭШН), а также парком токарных, круглошлифовальных, фрезерных станков. Восстановленные детали собираются во взаимосвязанные РК, проводится их испытание, осуществляется тщательный контроль и поставка ремонтным предприятиям-заказчикам, что гарантирует высокое качество ремонта, в частности, двигателей даже на предприятиях, не имеющих специального оборудования.

Российской Академией наук технология электроконтактной наварки отмечена в ряду основных достижений в области технических наук, как не имеющая аналогов в отечественной и зарубежной практике.

В соответствии с разработанной технологией восстановление и упрочнение изношенных деталей и создание на поверхности слоев с заданными физико-механическими свойствами осуществляются в твердой фазе при температуре в зоне наварки не более 30-50 С. Предлагаемая продукция отвечает, высшим стандартам на современном мировом рынке восстановления и упрочнения деталей. При этом возможно качественное восстановление плохо свариваемых материалов: высокоуглеродистых, легированных сталей, чугунов. Использование технологии позволит отказаться от дорогостоящих и экологически вредных процессов гальваники, азотирования, хромирования и других методов термодиффузионного насыщения. При высоком качестве себестоимость продукции будет в несколько раз меньше, чем при использовании традиционных методов.

При использовании технологий центра затраты на приобретение запасных частей снизятся на 80-85%.

Кроме того, будут разрабатываться нормативные документы по использованию новых технологий рядом министерств и ведомств, в частности МПС России, а также проводиться сертификация восстанавливаемых запасных частей и технологических процессов.

Для расширения материальной базы ремонтного производства планируется использовать также детали, демонтированные со списанных машин, выбракованные запасные части и т.д. Их сбором будет заниматься  специальная структура ОАО "СибНПЦ "ПТ". Наиболее эффективно их можно применить в случае формирования в РК. Для сбора таких деталей возможно использовать взаимосвязи с ОАО "Чермет" и ГУП "Вторцветмет". Сбор изношенных, но годных к восстановлению деталей возможно выполнять также через систему дилеров или использовать при этом, к примеру ОАО "ЧитарегионОПР". Сбор можно выполнять путем обмена отказавших или требующих ремонта агрегатов на новые или отремонтированные, а также путем продажи мелкими ремонтными предприятиями научно-производственной структуре дорогостоящих изношенных деталей, годных к восстановлению. Дилеры могут заинтересовать мелкие предприятия в сдаче изношенных деталей уменьшением цены новых запасных частей или узлов на 20-25%. Наиболее эффективным для централизации сбора изношенных деталей может стать Закон Читинской области "Об областном государственном заказе".

Кроме вышесказанного, в НПС будет предусмотрен участок по упрочнению и повышению износостойкости комплектов новых деталей (триботехнических пар) по технологиям и на оборудовании ОАО "СибНПЦ "ПТ". Здесь можно будет производить также упрочнение режущего инструмента для нужд предприятий или группы предприятий.

Рис. 1. Общая структура системы технического обслуживания и ремонта различной техники   



Рис. 2. Области применения ремонтных комплектов      

РКа - набор, применяемый в эксплуатации; РКб - набор из новых или восстановленных соединений и узлов;

РКв - набор годных при текущем ремонте соединений и узлов; РКг - набор из годных необезличенных при капитальном ремонте соединений  и      узлов