Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 декабря 2002 года № 308-А/п


Об утверждении областной целевой программы
"Развитие системы государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним
в Читинской области на 2002 - 2006 годы"



_____________________________________________________________
Утратило силу с 01 января 2007 года на основании постановления
Администрации Читинской области от 26 декабря 2006 года № 316-А/п
______________________________________________________________


(С изменениями, внесенными постановлением Администрации области от 21 октября 2003 года № 309-А/п )

В соответствии со статьей 64 Устава - Основного Закона Читинской области, статьей 10 Закона Читинской области " Об Администрации Читинской области" от 28.02.2002 № 349-ЗЧО и Положением о разработке и реализации областных целевых программ и программ социально- экономического     развития области, утвержденным постановлением Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 21.03.2002 № 91 "Об утверждении Положения о разработке и реализации областных целевых программ и программ социально-экономического развития области" (в редакции постановления Администрации Читинской области от 15.10.2002 № 240-А/п), в целях создания и развития на территории Читинской области системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечивающей государственные гарантии и полноту сведений о зарегистрированных объектах и субъектах прав на недвижимость, а так же для создания условий для нормальных рыночных отношений в сфере недвижимости посредством развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Администрация Читинской области

     постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Читинской области на 2002 - 2006 годы".

2. Комитету экономики Читинской области (Т. И.Майзлингер) и Комитету по финансам Читинской области (Б.В.Аюшиев) при формировании бюджета включать Программу в перечень программ, подлежащих финансированию из средств областного бюджета, с учетом возможностей областного бюджета.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) -председателя Комитета по имуществу Читинской области А.А.Шапневского.

4. Настоящее постановление опубликовать в уполномоченных органах печати.

     
Глава Администрации (Губернатор)
     Р.Гениатулин.

УТВЕРЖДЕНА:
постановлением Администрации Читинской области
17.12.2002 г. № 308-А/п


Областная целевая программа
"Развитие системы государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним в
Читинской области на 2002 - 2006 годы"


                          Используемые сокращения

П/н

Сокращенный вариант

Полное чтение

1.

КРП

Комплексный региональный план "Развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Читинской области на 2000-2002 годы".

2.

Система государственной регистрации

Система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

3.

УЮ РПН

Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Читинской области.

4.

Кадастровый центр

Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата по Читинской области".

5.

ГУП "Облтехинвентаризация"

Государственное унитарное предприятие по техническому и кадастровому учету недвижимости "Облтехинвентаризация".

6.

ГУП

Государственное унитарное предприятие.

7.

ЕГРП

Единый государственный реестр прав.

8.

КУГИ ЧО

Комитет по управлению государственным имуществом Читинской области.

9.

УЮ ЧО и АБаО

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.

10.

МБРР

Международный банк реконструкции и развития.

11.

Госстрой России

Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно- коммунальному комплексу.

  


ПАСПОРТ
областной целевой программы
"Развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним в Читинской области на 2002-2006 годы"



Наименование программы


Областная целевая программа "Развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Читинской области на 2002 - 2006 годы" (далее - программа).

  Дата принятия решения о разработке программы

Распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 05.04.2002 № 672р.

  Дата   утверждения    программы

Постановление Администрации Читинской области от 17.12.2002 г. № 308-А/п "Об утверждении областной целевой программы "Развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Читинской области на 2002-2006 годы".

  Заказчик программы

  Комитет по управлению государствен- ным имуществом Читинской области.

  Основной       разработчик программы

  Учреждение юстиции по государствен- ной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Читинской области.

  Цель и задачи программы

  Цель программы:

Создание и развитие на территории Читинской области системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечивающей государственные гарантии зарегистрированных прав, а также полноту сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним; создание условий для нормальных рыночных отношений в сфере недвижимости посредством развития системы государственной регистрации с учетом местных экономических условий.

  
  Задачи программы:             

1. Материальное развитие и поддержание системы органов государственной регистрации Читинской области.

2. Обеспечение государственных гарантий зарегистрированных прав на недвижимое имущество.

3. Развитие и совершенствование законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

4. Разработка и издание методических рекомендаций и инструктивных указаний по осуществлению государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечивающих унификацию процесса государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

5. Обеспечение принципа экстерриториального представления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заинтересованным лицам посредством создания единой системы электронного обмена информацией между структурными подразделениями и самими органами системы.

6. Введение единых требований к описанию объектов недвижимого имущества в документах, представляемых в УЮ РПН.

7. Обеспечение развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в тесном взаимодействии с системами государственного учета, технической инвентаризации недвижимого имущества, кадастров недвижимого имущества, государственного реестра федерального имущества, учета налогоплательщиков, регистрации юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей), а также с судебными, правоохранительными и налоговыми органами.

8. Обеспечение совместимости информационных систем по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с иными информационными системами, связанными с объектами недвижимости и (или) их       правооблада-

телями.

9. Обеспечение принципа "одного окна" в процессе государственной регистрации прав на базе Читинского и Краснокаменского филиалов УЮ РПН и

ГУП "Облтехинвентаризация".

10. Обеспечение защиты информации, содержащейся в Едином государствен- ном реестре прав на недвижимое имуще- ство и сделок с ним, от несанкциониро- ванного доступа.

11. Регулярная подготовка, переподготовка регистраторов прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также подготовка, повышение квалификации и аттестация иных сотрудников учреждений юстиции по регистрации прав и смежных организаций.

  Сроки и этапы реализации программы

 2002-2006 гг.
 1 этап: 2002-2003 гг.
 2 этап: 2004 - 2006 гг.  

  Перечень основных мероприятий

Основными разделами системных мероприятий программы являются:

1. Развитие системы государственной регистрации.

2. Развитие УЮ РПН.

3. Развитие ФГУ "Земельная кадастровая палата по Читинской области".

4. Развитие ГУП "Облтехинвентаризация".

  Исполнители      основных мероприятий программы

УЮ РПН; Комитет по управлению государственным имуществом Читинской области; УЮ ЧО и АБаО, ГУП "Облтехинвентаризация", ФГУ "Земельная кадастровая палата Читинской области", подрядные организации.

  Объемы и источники финансирования программы

  Всего 115340,0 тыс. руб.,     
из них:     
областной бюджет 47750,0 тыс. руб.      
внебюджетные источники 67590,0 тыс. руб.
в том числе:
в 2002 году 53211,0 тыс. руб.       
в 2003 году 18712,5 тыс. руб.
в 2004 году 14371,5 тыс. руб.
в 2005 году 15227,5 тыс. руб.  
в 2006 году 13817,5 тыс. руб.

  Ожидаемые      результаты реализации программы

     - обеспечение эффективного ведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на современном техническом и технологическом уровне;

- обеспечение унифицированного процесса оформления документов для государственной регистрации и внедрение программного продукта ведения единого государственного реестра прав;

- организация процесса обмена информацией об объектах недвижимости, правах на недвижимое имущество и сделок с ним;

- обеспечение государственных гарантий и защиты зарегистрированных прав на недвижимое имущество;

- создание достоверной базы объектов и субъектов налогообложения и повышение налоговых поступлений от использования недвижимости в доходные части всех уровней;

     - активизация развития ипотечного кре дитования.

  Система организации контроля за исполнением программы

  Контроль за выполнением мероприятий программы осуществляет Комитет эко- номики Читинской области и заместитель Главы Администрации (Губернатора) Чи- тинской области - председатель Коми- тета по управлению государственным имуществом Читинской области.

     
ВВЕДЕНИЕ


Фундаментальным звеном в общей системе взаимосвязей рыночной экономики является рынок перераспределения капитала в отношениях с недвижимостью.

Недостаточно продуманная структурная перестройка экономики и организации государственного контроля над хозяйствующими субъектами привела к тому, что в настоящий момент в значительной части отсутствуют достоверные сведения о субъектах прав на недвижимость, а также сделок, совершаемых с недвижимостью, что влечет за собой недостаточное формирование доходных частей бюджетов всех уровней. Отсутствие должного государственного регулирования стимулирует введение в оборот нелегального капитала, скрытого от налогообложения, и не обеспечивает создание эффективной системы гарантий прав на недвижимость.

Развитие рыночных отношений, основанных на праве собственности, проводимые социально-экономические реформы, а также становление демократических институтов влекут за собой необходимость эффективного развития вновь созданной системы правового регулирования в сфере недвижимости. Новая система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, основанная Федеральным законом от 21.07.97 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", является одним из способов снижения риска на рынке недвижимости, защиты имущественных прав участников гражданского оборота и, как следствие, формирования отвечающих требованиям закона отношений на рынке недвижимости и привлечения дополнительных инвестиций.

Реализация настоящей программы, в итоге, позволит закрепить конституционные права жителей Читинской области и юридических лиц свободно распоряжаться недвижимым имуществом под контролем государства, эффективно использовать свою собственность и обеспечит современное и перспективное предоставление разнотипных данных из всех основных органов системы государственной регистрации. В результате, осуществление запланированных мер ускорит процедуру планирования и проведения рутинных работ и, что наиболее важно, оптимизирует принятие эффективных решений. Это обеспечит перспективное планирование инфраструктуры области и ее экономическое развитие.

Настоящая областная целевая программа "Развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Читинской области на 2002 - 2006 годы" разработана на основании Федерального закона от 21.07.97 № ФЗ-122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 № 273 "Об утверждении Федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Закона Читинской области от 28.02.2001 № 273-ЗЧО "О программе социально-экономического развития Читинской области на 2000-2002 годы", постановления Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 21.02.2002 № 91 "Об утверждении Положения о разработке и реализации областных целевых программ и программ социально-экономического развития области" (в редакции постановления Администрации Читинской области от 15.10.2002 № 240-А/п).

1. Содержание проблем и обоснование
их решения программными методами

1.1. Система государственной регистрации и органы государственной
 регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Читинской области


В настоящий момент система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой комплекс взаимосвязанных общественных отношений по поводу объектов недвижимости, возникающих между субъектами прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственными органами, входящими в систему органов регистрации прав на недвижимое имущество.

Система органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее система органов регистрации) - это совокупность государственных     органов, занимающихся непосредственной деятельностью по государственной регистрации прав на недви- жимое имущество и сделок с ним, а также органов, выполняющих вспомогательные функции по отношению к регистрации.

Непосредственную регистрацию недвижимости проводит Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Читинской области.

К органам, выполняющим вспомогательные функции по отношению к регистрации, относятся: ГУП "Облтехинвентаризация", Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата по Читинской области", Комитет по управлению      государственным имуществом Читинской области, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Читинской области, органы градостроительства, органы местного самоуправления Читинской области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу, Комитет экономики Читинской области, Комитет по финансам Читинской области, Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу, Судебный департамент Читинской области, Служба судебных приставов Читинской области, органы опеки и попечительства, Управление внутренних дел Читинской области, Региональное Управление ФСБ России по Читинской области.

      

1.2. Краткая характеристика рынка недвижимости в Читинской области

     

Рынок недвижимости Читинской области по состоянию на 01.01.2001 представлен следующими основными показателями.

В результате реформирования земельных отношений имеется более 400 тыс. субъектов, в пользовании которых находится более 7,5 млн. га. земли, 48% от используемой площади находится в собственности граждан и организаций. В настоящее время для ведения индивидуального жилищного строительства выделено более 27 тыс. земельных участков. Около 70 тыс. объектов используются под коллективное садоводство. В личное подсобное хозяйство граждан предоставлено около 172 тыс. землеотводов.

По данным на 01.01.2001 жилищный фонд области составляет около 425 тыс. объектов недвижимости (квартир и жилых домов) общей площадью 20465 тыс. кв. м: из них в собственности граждан находится 10183 тыс. кв. м; в государственной собственности - 3625 тыс. кв. м; в муниципальной собственности - 4601 тыс. кв. м, в смешанной форме собственности - 698 тыс. кв. м.

Процесс приватизации жилищного фонда осуществляется медленными темпами. С начала приватизации число приватизированных квартир составляет около 120 тыс. объектов, или 45% к общему числу объектов, подлежащих приватизации.

В качестве интегрированного показателя комплексной оценки развития рынка недвижимости, а также степени активности рыночных субъектов в России используется показатель общего числа обращений субъектов прав на недвижимость в органы юстиции Российской Федерации для регистрации совершаемых юридически значимых действий по поводу объектов недвижимости. По оценке Департамента государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним при Министерстве юстиции Российской Федерации в 1999 г. Читинская область занимала 44-е место среди субъектов Российской Федерации, однако это всего 0,5% к общему числу обращений в Российской Федерации (по состоянию на текущую дату значительного изменения этого показателя не произошло).     

Отсутствие должной системы учета и регистрации недвижимости не позволяет определить собственников всего недвижимого имущества области, не обеспечивает точного определения налогооблагаемой базы, не дает возможности полно анализировать ситуацию на рынке недвижимости, проводить государственное регулирование, что является сдерживающим фактором улучшения макроэкономических показателей области.

     

1.3. Состояние системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Читинской области. Проблемы и перспективы развития

     

До принятия Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" действовавшая ранее система государственной регистрации характеризовалась:

- отсутствием единой системы органов, осуществляющих регистрацию;

- отсутствием единых принципов, правил и методов государственной регистрации;

- смешением двух систем регистрации - регистрации документов и регистрации прав на недвижимое имущество.

Государственная регистрация прав на недвижимость и сделок с ней в Читинской области характеризовалась разрозненностью и неполнотой сведений об объектах и  субъектах прав, распыленностью финансовых средств на несогласованное ведение кадастрового и технического учета объектов недвижимости для целей их описания в государственном реестре прав, отсутствием государственных гарантий зарегистрированных прав и сделок с недвижимостью, что создало неудобства для собственников недвижимости и сдерживало развитие сделок с недвижимостью.

Несовершенство существовавшей системы вызывает в настоящий момент значительные трудности в деятельности различных государственных органов Читинской области. Налоговые органы сталкиваются с серьезной проблемой отсутствия достоверных сведений о налогоплательщиках - собственниках объектов недвижимости. Существует большое количество объектов недвижимости, по которым отсутствуют данные о субъектах прав, стоимости объектов, идентификации объектов. В Читинской области имеется значительное количество недвижимых объектов, учитывающихся под одним и тем же адресом.

В Читинской области формирование единого информационного банка данных о имеющейся недвижимости области, в котором задействованы органы государственной регистрации, органы местного самоуправления и фискальные органы, находится только на стадии инициативного проектирования.

За весь период работы УЮ РПН на территории Читинской области зарегистрировано 101733 прав на недвижимость, количество сделок приватизации составило 9790. В 2001 г. благодаря усилиям местных органов власти и помощи Министерства юстиции Российской Федерации в Чите созданы уникальные стартовые условия для эффективного развития системы регистрации, а именно введен в действие Читинский филиал УЮ РПН, создано новое предприятие в области учета объектов недвижимости - ГУП "Облтехинвентаризация". Ключевые органы системы - УЮ РПН, ГУП "Облтехинвентаризация", Управление   Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу расположены в одном здании, что позволяет оптимизировать создание единого информационного поля в рамках объединенной локальной сети с соответствующим режимом доступа. Вечный единый государственный реестр прав на бумажных носителях расположен в специальной сейфовой комнате, имеющей достаточные средства защиты на этапе становления системы государственной регистрации.

Вместе с тем, в деятельности УЮ РПН имеется значительное количество нерешенных проблем, главным образом, связанных с невозможностью полноценного финансирования развития регистрационной деятельности.

Для динамичного развития государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним необходимо приобретение компьютерного, телекоммуникационного и копировального оборудования, автотранспортных средств, расходных материалов, недвижимости в районах области для размещения филиалов  органов системы.

Значительные трудности вызывает несогласованность и разные возможности ведомств в осуществлении технической политики. Уровень технической оснащенности и состав используемых средств вычислительной техники в разных ведомствах значительно отличается друг от друга. Это не позволяет строить ведомственные системы, базирующиеся на общем или на близких программно-аппаратных комплексах.

Государственная регистрация прав требует проведения правовой экспертизы нормативных документов на предмет их соответствия

законодательству. К сожалению, в силу объективных и субъективных причин, документы, подготовленные различными ведомствами в сфере  недвижимости (органы государственной власти и  местного самоуправления, органы технической инвентаризации, земельные комитеты,  архитектура и т.д.) зачастую не отвечают единым требованиям. Данное обстоятельство обусловлено недостаточной согласованностью в их деятельности, отсутствием соответствующей нормативно-правовой базы, финансирования мероприятий по техническому учету и т.д.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»