Областная целевая программа "Развитие образования в Читинской области (2003-2005 годы)" в соответствии с Законом Читинской области от 01.10.1997 № 98-ЗЧО "Об образовании" является в Читинской области организационной основой государственной политики в сфере образования (ст.3 п.3). Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации.
Разработка программы вызвана тем, что модернизация образования проходит в сложных условиях. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают факторы, среди которых основными являются:
- социальная и экономическая нестабильность в обществе;
- острый дефицит финансовых средств;
- отсутствие реальных мер по обеспечению конституционных гарантий граждан на образование и социальную защиту;
- сохранение дефицита педагогических кадров, особенно на селе;
- систематическое невыполнение норм законодательства в области образования;
- продолжающиеся задержки выплаты заработной платы, задолженность по социальным льготам за прошлые годы и др.
1.1. Дошкольное, общее и дополнительное образование
Сеть учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования в 2001 году выглядит следующим образом:
Сеть учреждений образования Читинской области
Число | Коли- | Коли- | ||
№ | Учреждения | учреждений | чество работающих | чество учащихся |
1 | Дошкольные образовательные учреждения, |
|
|
|
2 | Общеобразовательные школы, | 639 | 13853 | 175763 |
3 | Учреждения дополнительного образования детей (всего) | 166 | 2837 | 67562 |
4 | Учреждения специального образования детей | 13 | 576 | 1756 |
5 | Детские дома и школы-интернаты | 44 | 811 | 3432 |
Сеть учреждений общего и дополнительного образования за период с 1995 по 2001 год претерпела изменения за счет приема школ от Забайкальской железной дороги и других ведомств, ввиду демографических изменений число детей в школах сократилось почти на 25 тысяч человек, из-за неплатежеспособности родителей в два раза сократился охват дошкольным образованием. Ухудшилось социальное положение и здоровье детей. Учебно-материальная база образовательных учреждений продолжает приходить в негодность, устаревает. В 2-3 смены работают 47, 9% школ, около половины зданий и сооружений системы общего образования требуют капитального ремонта или реконструкции. В аварийном состоянии находятся 10% зданий и только 30% школ имеют все виды удобств. В 2000/2001 учебном году 1632 школьника (по разным причинам) не продолжили образования, выросло число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (8, 4 тысячи человек), 4462 подростка стоят на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, 367 - на учете в областном наркологическом диспансере.
Обновление содержания образования.
Несмотря на существующие проблемы в системе общего образования, общеобразовательная школа развивается силами и творчеством учителей, руководителей образовательных учреждений, органов управления образованием. В широкомасштабный эксперимент по обновлению содержания и структуры образования включились
10 школ, в школы области поставлено 1359 компьютеров (182 компьютерных класса) с периферийным оборудованием. Для подвоза учащихся к месту учебы приобретено 19 автобусов. Большинство школ работают над выбором направления своего развития, 4 образовательных учреждения получили статус "федеральная экспериментальная площадка" (ФЭП), 2 - кандидата на статус ФЭП, 27 имеют статус "областная экспериментальная площадка". В области создано 3 гимназии, 3 школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, 3 частные школы, многопрофильный областной лицей-интернат, 3 лицея при вузах Забайкалья, 12 агрошкол, 81 лицейский класс, 134 профильных класса. Учреждения дошкольного и дополнительного образования свою деятельность наполняют новым содержанием. Создаются
диагностико-консультативные группы для детей, не посещающих дошкольные учреждения. Развивается видовое разнообразие дошкольных образовательных учреждений. В 28 районах области разработаны проекты модернизации образования.
Результаты обученности и воспитанности учащихся.
Средний результат обученности по области улучшился и составляет 97, 7%. Растет число обучающихся на "4" и "5" (34, 3%). Результаты участия в областных, зональных, российских олимпиадах, конкурсах на знание иностранного языка, результаты централизованного тестирования говорят о повышении качества образования. Фактически все выпускники основной школы продолжают образование в 10 классах, в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.
1. 2. Среднее, высшее, послевузовское образование
Важной составной частью образовательного пространства Читинской области является система среднего профессионального образования, представленная 25 учреждениями с контингентом около 20 тысяч человек, которые реализуют соответствующие программы по 22 направлениям, 63 специальностям. В 2001 году была открыта подготовка кадров по новым пяти специальностям. В сфере высшего профессионального образования функционируют 7 государственных и 3 негосударственных учебных заведения, где обучается свыше 32 тысяч студентов. В период с 1998 года по 2001 год динамика подготовки специалистов в вузах характеризовалась стабильным ростом приема и выпуска студентов, в том числе возрос контингент обучающихся с полным возмещением затрат. Высшие учебные заведения осуществляют подготовку по дневной форме обучения (106 направлений и специальностей), по заочной форме обучения (93), по вечерней форме (17). В 2001 году открыты новые специальности: социология, антропология, технология деревообработки, эксплуатация и обслуживание транспортных технологических машин и оборудования, технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, профессиональное обучение, филология и др. Продолжалась работа по приему студентов на контрактно-целевой основе.
Развивалась и негосударственная ветвь профессионального образования.
Важную роль в становлении специалиста играет процесс формирования его как личности, для решения этой задачи вузы работают над системой воспитательной деятельности.
Забайкальский государственный педагогический университет им. Н. Г.Чернышевского активно включился в работу по интеграции образовательных, научных и иных учреждений через созданный Забайкальский социально-педагогический университетский комплекс.
У большинства учреждений профессионального образования материальная база и основные фонды не отвечают требованиям модернизации современного образования. Существуют проблемы с обеспечением литературой и компьютеризацией научных и образовательных учреждений.