Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Развитие образования в Читинской области (2003-2005 годы)". Утратило силу с 06 июня 2008 года

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами


Областная целевая программа "Развитие образования в Читинской области (2003-2005 годы)" в соответствии с Законом Читинской области от 01.10.1997 № 98-ЗЧО "Об образовании" является в Читинской области организационной основой государственной политики в сфере образования (ст.3 п.3). Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации.

Разработка программы вызвана тем, что модернизация образования проходит в сложных условиях. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают факторы, среди которых основными являются:

- социальная и экономическая нестабильность в обществе;

     - острый дефицит финансовых средств;

- отсутствие реальных мер по обеспечению конституционных гарантий граждан на образование и социальную защиту;

- сохранение дефицита педагогических кадров, особенно на селе;

- систематическое невыполнение норм законодательства в области образования;

- продолжающиеся задержки выплаты заработной платы, задолженность по социальным льготам за прошлые годы и др.

     
     1.1. Дошкольное, общее и дополнительное образование

Сеть учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования в 2001 году выглядит следующим образом:

     Сеть учреждений образования Читинской области



Число

Коли-

Коли-


Учреждения

учреждений

чество работающих

чество учащихся

1

Дошкольные образовательные учреждения,
 в т. ч. ведомственные
 всего




497
63




3895
640




30328 5352

2

Общеобразовательные школы,
 в т. ч. ведомственные

639

33

 13853

703

 175763

10393

3

Учреждения дополнительного образования детей (всего)
в т.ч.
Комитет культуры Читинской области, Комитет по физической  культуре  и  спорту Читинской области
Забайкальская железная дорога

166




83




3

2837




877




18

67562




12516




841

4

Учреждения    специального образования детей

13

576

1756

5

Детские дома и школы-интернаты

44

811

3432


Сеть учреждений общего и дополнительного образования за период с 1995 по 2001 год претерпела изменения за счет приема школ от Забайкальской железной дороги и других ведомств, ввиду демографических изменений число детей в школах сократилось почти на 25 тысяч человек, из-за неплатежеспособности родителей в два раза сократился охват дошкольным образованием. Ухудшилось социальное положение и здоровье детей. Учебно-материальная база образовательных учреждений продолжает приходить в негодность, устаревает. В 2-3 смены работают 47, 9% школ, около половины зданий и сооружений системы общего образования требуют капитального ремонта или реконструкции. В аварийном состоянии находятся 10% зданий и только 30% школ имеют все виды удобств. В 2000/2001 учебном году 1632 школьника (по разным причинам) не продолжили образования, выросло число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (8, 4 тысячи человек), 4462 подростка стоят на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, 367 - на учете в областном наркологическом диспансере.

     Обновление содержания образования.

Несмотря на существующие проблемы в системе общего образования, общеобразовательная школа развивается силами и творчеством учителей, руководителей образовательных учреждений, органов управления образованием. В широкомасштабный эксперимент по обновлению содержания и структуры образования включились

10 школ, в школы области поставлено 1359 компьютеров (182 компьютерных класса) с периферийным оборудованием. Для подвоза учащихся к месту учебы приобретено 19 автобусов. Большинство школ работают над выбором направления своего развития, 4 образовательных учреждения получили статус "федеральная экспериментальная площадка" (ФЭП), 2 - кандидата на статус ФЭП, 27 имеют статус "областная экспериментальная площадка". В области создано 3 гимназии, 3 школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, 3 частные школы, многопрофильный областной лицей-интернат, 3 лицея при вузах Забайкалья, 12 агрошкол, 81 лицейский класс, 134 профильных класса. Учреждения дошкольного и дополнительного образования свою деятельность наполняют новым содержанием. Создаются

диагностико-консультативные группы для детей, не посещающих дошкольные учреждения. Развивается видовое разнообразие дошкольных образовательных учреждений. В 28 районах области разработаны проекты модернизации образования.

Результаты обученности и воспитанности учащихся.

Средний результат обученности по области улучшился и составляет 97, 7%. Растет число обучающихся на "4" и "5" (34, 3%). Результаты участия в областных, зональных, российских олимпиадах, конкурсах на знание иностранного языка, результаты централизованного тестирования говорят о повышении качества образования. Фактически все выпускники основной школы продолжают образование в 10 классах, в учреждениях начального   профессионального   и среднего профессионального образования.

     
     1. 2. Среднее, высшее, послевузовское образование

Важной составной частью образовательного пространства Читинской области является система среднего профессионального образования, представленная 25 учреждениями с контингентом около 20 тысяч человек, которые реализуют соответствующие программы по 22 направлениям, 63 специальностям. В 2001 году была открыта подготовка кадров по новым пяти специальностям. В сфере высшего профессионального образования функционируют 7 государственных и 3 негосударственных учебных заведения, где обучается свыше 32 тысяч студентов. В период с 1998 года по 2001 год динамика подготовки специалистов в вузах характеризовалась стабильным ростом приема и выпуска студентов, в том числе возрос контингент обучающихся с полным возмещением затрат. Высшие учебные заведения осуществляют подготовку по дневной форме обучения (106 направлений и специальностей), по заочной форме обучения (93), по вечерней форме (17). В 2001 году открыты новые специальности: социология, антропология, технология деревообработки, эксплуатация и обслуживание транспортных технологических машин и оборудования, технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, профессиональное обучение, филология и др. Продолжалась работа по приему студентов на контрактно-целевой основе.

Развивалась и негосударственная ветвь профессионального образования.

Важную роль в становлении специалиста играет процесс формирования его как личности, для решения этой задачи вузы работают над системой воспитательной деятельности.

Забайкальский государственный педагогический университет им. Н. Г.Чернышевского активно включился в работу по интеграции образовательных, научных и иных учреждений через созданный Забайкальский социально-педагогический университетский комплекс.

У большинства учреждений профессионального образования материальная база и основные фонды не отвечают требованиям модернизации современного образования. Существуют проблемы с обеспечением литературой и компьютеризацией научных и образовательных учреждений.