Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 июля 2002 года № 96-А/п  

 

Об утверждении областной целевой программы "Развитие
образования в Читинской области (2003-2005 годы)"

        

_______________________________________________________
Утратило силу с 06 июня 2008 года на основании постановления
Губернатора Забайкальского края от 28 мая 2008 года № 102
_______________________________________________________


__________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением Администрации области от  6 апреля 2004 года № 69-А/п;

постановлением Администрации области от 21 сентября 2004 года № 170-А/п.

__________________________________________________________________

В соответствии со статьей 64 Устава - Основного Закона Читинской области, статьей 10 Закона Читинской области от 28.02.2002 № 349-ЗЧО "Об Администрации Читинской области" и Положением о разработке и реализации областных целевых программ и программ социально-экономического развития области, утвержденным постановлением Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 21.03.2002 № 91, в целях создания условий для предоставления гражданам Читинской области общедоступного, эффективного и качественного образования Администрация Читинской области

     постановляет:


1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие образования в Читинской области (2003-2005 годы)" (далее - Программа).

2. Комитету экономики Читинской области и Комитету по финансам Читинской области при формировании проекта областного бюджета на 2003-2005 годы включать Программу в перечень программ, подлежащих финансированию из средств областного бюджета в очередном финансовом году с учетом возможностей областного бюджета.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) Читинской области по социальным вопросам К.И.Карасева.

4. Настоящее постановление опубликовать в уполномоченных органах печати.

 

Глава Администрации (Губернатор)
Р.ГЕНИАТУЛИН.


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации Читинской области
12.07.2002 г. № 96-А/п


Областная целевая программа "Развитие образования в
Читинской области на 2003-2005 годы"


ПАСПОРТ
областной целевой программы "Развитие образования
в Читинской области (2003-2005 годы)"


(С изменениями, внесенными постановлением Администрации области от 21 сентября 2004 года № 170-А/п)

     

Наименование Программы      


Дата принятия решения о разработке Программы

 Дата утверждения Программы


Заказчик Программы

Основной
разработчик
Программы

Цели и задачи Программы

















































Сроки реализации Программы

Перечень основных мероприятий Программы

Исполнители основных мероприятий Программы

(С изменениями, внесенными постановлением Администрации области от 21 сентября 2004 года № 170-А/п)

     

Объемы и источники финансирования Программы.






















  Ожидаемые результаты реализации Программы

     










Система  организации контроля   за исполнением Программы  

 Областная целевая программа "Развитие
образования в Читинской области  (2003-2005  годы)"  (далее  -Программа)     


Постановление Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 28.02.2002 № 55. "О разработке областной целевой программы "Развитие образования в Читинской области на 2003-2005 годы"

 Постановление Администрации Читинской области "Об утверждении областной целевой программы "Развитие образования в Читинской области (2003-2005 годы)" от ___№ __

Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Читинской области.

 Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Читинской области.


 Основной целью программы являет ся создание условий для предоставления гражданам общедоступного, эффективного и качественного бесплатного начального, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования, а также на конкурентной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и  

послевузовского     профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование определенного уровня граждане получают впервые.

Задачами, на решении которых необходимо сосредоточить усилия органов государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований, руководителей образовательных учреждений и работников образования, являются:

- оптимизация сети образовательных учреждений для создания условий доступного, эффективного и качественного образования на всех уровнях;

- обеспечение условий для реализации прав граждан на образование;

- социальная поддержка работников системы образования и всех категорий обучающихся и воспитанников;

- создание условий для восстановления единства систем обучения и воспитания, для введения новой структуры и содержания общего образования на основе проведения широкомасштабного педагогического эксперимента по единому государственному экзамену (ЕГЭ) и реструктуризации образовательных учреждений на селе;

- сохранение и развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров;

- совершенствование системы лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждении, обеспечение контроля качества образования;

- развитие и реализация информационных технологий и методов обучения (в том числе дистанционных), единой образовательной информационной среды;

- развитие научно-исследовательской и научно-технической деятельности организаций системы образования, интеграция науки и образования;

- обеспечение поддержки школ для одаренных детей;

- развитие материально-технической и учебной базы;

- продолжение работы по организации на селе системы "Школьный автобус".         

     





     Программа рассчитана на 2003-2005 годы.



 В перечень входят комплексные мероприятия, обеспечивающие реализацию основных направлений развития образования области в соответствии с разделом 7 Программы.

 Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Читинской области, профсоюз работников народного образования и науки, органы местного самоуправления муниципальных образований, образовательные учреждения     различных организационно -правовых форм, типов и видов, научные учреждения, Государственное учреждение "Центр материально-технического обеспечения образовательных учреждений Читинской области" (ГУ "Центр МТО")"





Финансово -экономическое обеспечение для реализации Программы в 2003-2005 годах составляет:

всего: -138470 тыс. руб. в т. ч.:
     из областного бюджета:
     2003 г. -29945тыс. руб.,
     2004 г. - 29945 тыс. руб.,
     2005 г. - 29945 тыс. руб.,
     итого: - 89835 тыс. руб.;
      из местных бюджетов:
      2003 г. -15715 тыс. руб.,
      2004 г. -15715 тыс. руб.,
      2005 г. -15715тыс. руб.,
       итого: - 47145 тыс. руб.;

из бюджета Профсоюза работников народного образования и науки:

      2003 г. -96 тыс. руб.,
      2004 г. -96 тыс. руб.,
      2005 г. -98 тыс. руб.,
      итого: - 290 тыс. руб.;

из внебюджетных источников (собственные средства образовательных учреждений, спонсорская помощь):

      2003 г. - 400 тыс. руб.,
      2004 г. - 400 тыс. руб.,
      2005 г. - 400 тыс. руб.,
     итого: -  1200 тыс. руб.

Развитие системы образования Читинской области в интересах личности, общества, государства, укрепление учебно-материальной базы учреждений образования. Введение гибкой системы профилей обучения в старшей школе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего, высшего профессионального образования. Усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, - экономики, истории, права, русского, родного и иностранных языков, улучшение профессиональной ориентации, обеспечение всеобщей компьютерной грамотности. Развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров.


 Контроль за ходом исполнения мероприятий осуществляют Комитет экономики Программы Читинской области и заместитель Главы Администрации (Губернатора) Читинской области по социальным вопросам, Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Читинской области. Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, направляет в Комитет экономики Читинской области и Комитет по финансам Читинской области аналитическую информацию о ходе реализации программы, ежегодно до 5 января - доклад о ходе выполнения работ по Программе и эффективности использования финансовых средств за отчетный год.

    


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами


Областная целевая программа "Развитие образования в Читинской области (2003-2005 годы)" в соответствии с Законом Читинской области от 01.10.1997 № 98-ЗЧО "Об образовании" является в Читинской области организационной основой государственной политики в сфере образования (ст.3 п.3). Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации.

Разработка программы вызвана тем, что модернизация образования проходит в сложных условиях. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают факторы, среди которых основными являются:

- социальная и экономическая нестабильность в обществе;

     - острый дефицит финансовых средств;

- отсутствие реальных мер по обеспечению конституционных гарантий граждан на образование и социальную защиту;

- сохранение дефицита педагогических кадров, особенно на селе;

- систематическое невыполнение норм законодательства в области образования;

- продолжающиеся задержки выплаты заработной платы, задолженность по социальным льготам за прошлые годы и др.

     
     1.1. Дошкольное, общее и дополнительное образование

Сеть учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования в 2001 году выглядит следующим образом:

     Сеть учреждений образования Читинской области



Число

Коли-

Коли-


Учреждения

учреждений

чество работающих

чество учащихся

1

Дошкольные образовательные учреждения,
 в т. ч. ведомственные
 всего




497
63




3895
640




30328 5352

2

Общеобразовательные школы,
 в т. ч. ведомственные

639

33

 13853

703

 175763

10393

3

Учреждения дополнительного образования детей (всего)
в т.ч.
Комитет культуры Читинской области, Комитет по физической  культуре  и  спорту Читинской области
Забайкальская железная дорога

166




83




3

2837




877




18

67562




12516




841

4

Учреждения    специального образования детей

13

576

1756

5

Детские дома и школы-интернаты

44

811

3432


Сеть учреждений общего и дополнительного образования за период с 1995 по 2001 год претерпела изменения за счет приема школ от Забайкальской железной дороги и других ведомств, ввиду демографических изменений число детей в школах сократилось почти на 25 тысяч человек, из-за неплатежеспособности родителей в два раза сократился охват дошкольным образованием. Ухудшилось социальное положение и здоровье детей. Учебно-материальная база образовательных учреждений продолжает приходить в негодность, устаревает. В 2-3 смены работают 47, 9% школ, около половины зданий и сооружений системы общего образования требуют капитального ремонта или реконструкции. В аварийном состоянии находятся 10% зданий и только 30% школ имеют все виды удобств. В 2000/2001 учебном году 1632 школьника (по разным причинам) не продолжили образования, выросло число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (8, 4 тысячи человек), 4462 подростка стоят на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, 367 - на учете в областном наркологическом диспансере.

     Обновление содержания образования.

Несмотря на существующие проблемы в системе общего образования, общеобразовательная школа развивается силами и творчеством учителей, руководителей образовательных учреждений, органов управления образованием. В широкомасштабный эксперимент по обновлению содержания и структуры образования включились

10 школ, в школы области поставлено 1359 компьютеров (182 компьютерных класса) с периферийным оборудованием. Для подвоза учащихся к месту учебы приобретено 19 автобусов. Большинство школ работают над выбором направления своего развития, 4 образовательных учреждения получили статус "федеральная экспериментальная площадка" (ФЭП), 2 - кандидата на статус ФЭП, 27 имеют статус "областная экспериментальная площадка". В области создано 3 гимназии, 3 школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, 3 частные школы, многопрофильный областной лицей-интернат, 3 лицея при вузах Забайкалья, 12 агрошкол, 81 лицейский класс, 134 профильных класса. Учреждения дошкольного и дополнительного образования свою деятельность наполняют новым содержанием. Создаются

диагностико-консультативные группы для детей, не посещающих дошкольные учреждения. Развивается видовое разнообразие дошкольных образовательных учреждений. В 28 районах области разработаны проекты модернизации образования.

Результаты обученности и воспитанности учащихся.

Средний результат обученности по области улучшился и составляет 97, 7%. Растет число обучающихся на "4" и "5" (34, 3%). Результаты участия в областных, зональных, российских олимпиадах, конкурсах на знание иностранного языка, результаты централизованного тестирования говорят о повышении качества образования. Фактически все выпускники основной школы продолжают образование в 10 классах, в учреждениях начального   профессионального   и среднего профессионального образования.

     
     1. 2. Среднее, высшее, послевузовское образование

Важной составной частью образовательного пространства Читинской области является система среднего профессионального образования, представленная 25 учреждениями с контингентом около 20 тысяч человек, которые реализуют соответствующие программы по 22 направлениям, 63 специальностям. В 2001 году была открыта подготовка кадров по новым пяти специальностям. В сфере высшего профессионального образования функционируют 7 государственных и 3 негосударственных учебных заведения, где обучается свыше 32 тысяч студентов. В период с 1998 года по 2001 год динамика подготовки специалистов в вузах характеризовалась стабильным ростом приема и выпуска студентов, в том числе возрос контингент обучающихся с полным возмещением затрат. Высшие учебные заведения осуществляют подготовку по дневной форме обучения (106 направлений и специальностей), по заочной форме обучения (93), по вечерней форме (17). В 2001 году открыты новые специальности: социология, антропология, технология деревообработки, эксплуатация и обслуживание транспортных технологических машин и оборудования, технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, профессиональное обучение, филология и др. Продолжалась работа по приему студентов на контрактно-целевой основе.

Развивалась и негосударственная ветвь профессионального образования.

Важную роль в становлении специалиста играет процесс формирования его как личности, для решения этой задачи вузы работают над системой воспитательной деятельности.

Забайкальский государственный педагогический университет им. Н. Г.Чернышевского активно включился в работу по интеграции образовательных, научных и иных учреждений через созданный Забайкальский социально-педагогический университетский комплекс.

У большинства учреждений профессионального образования материальная база и основные фонды не отвечают требованиям модернизации современного образования. Существуют проблемы с обеспечением литературой и компьютеризацией научных и образовательных учреждений.

 

     1.3. Кадры
     В системе общего образования области всего 14859 учителей, из них 12893 женщин.

                    Образовательный ценз учителей

Год

Высшее образование

Неполное высшее образование

Средне- специальное образование

Среднее образование

2001

9707

465

4563

124

     
                             Разряды ЕТС учителей

Год

Разряды ЕТС

  

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

2001

452

664

959

1685

1703

4436

3719

877

302

52

     
                          Число учителей с высшим образованием

Год

Городские школы

Сельские школы

В целом по области

  

учителя 1-4

учителя 5-11

учителя 1-4

учителя 5-11

учителя 1-4

учителя 5-11


классов

классов

классов

классов

классов

классов

2000

36,1%

75,1%

25,9%

69,1%

47,4%

81,5%

2001

34,4%

74,9%

23,3%

68,9%

47,9%

81,3%


Происходит снижение качественного и количественного состава работников образования, прежде всего в образовательных учреждениях на селе. Не хватает учителей иностранного языка, обществознания, информатики, ОБЖ, музыки, ИЗО и др.     

Обновление педагогических кадров в общеобразовательных учреждениях происходит за счет выпускников Забайкальского государственного педагогического университета (ЗабГПУ), педагогических колледжей и училищ.

В связи с падением престижа педагогической профессии, отсутствием возможностей у муниципальных образований создать нормальные бытовые условия, в первую очередь выделением жилья, сохраняется нежелание выпускников

ЗабГПУ работать в школе, особенно на селе. В 1979 году приступили к работе 337 человек, в 1999 году - 113, в 2001 году-140.

Высшим учебным заведениям удается сохранять и наращивать педагогический и научный кадровый потенциал. Профессорско-преподавательский состав в вузах составляет 1452 человека. Из них имеют ученую степень доктора наук 77 преподавателей, кандидата наук - 556. Средний возраст преподавателей на протяжении последних трех лет остается на уровне 43 лет.

Несмотря на положительную динамику, подготовка кадров высшей квалификации остается актуальной. Не менее значим вопрос адаптации молодых ученых, аспирантов. Именно эта задача являлась одной из важных в возрождении существовавшей некогда традиции проведения Школ молодых ученых, объединяющих профессиональные группы молодых аспирантов, ученых, преподавателей в нетрадиционной форме повышения квалификации. В 2001 году впервые в г.Чите проведена межрегиональная психолого-педагогическая Школа молодых ученых, посвященная 150-летию Забайкальской области.

Процесс подготовки кадров высшей квалификации из-за отсутствия необходимых средств вынуждено ограничивается рамками региональных научных школ, которые не всегда и не по всем направлениям могут обеспечивать должный уровень научной подготовки таких кадров.

     Подготовка специалистов высшей квалификации

Вуз

1999 г.

2000 г.

2001 г.

Всего

Забайкальский   государственный
педагогический университет
им.Н.Г.Чернышевского

13

15

15

43

Читинский государственный тех-
нический университет

11

7

5

23

Читинская государственная меди-
цинская академия

16

16

10

42

Читинский институт (филиал) Ир-
кутской государственной эконо-
мической академии

1

5

5

11

Забайкальский   институт   предпринимательства   (филиал)  Си-

4


7

11

бирского              университета





потребительской кооперации





Забайкальский аграрный инсти-





тут (филиал) Иркутской государ-

2



2

ственной   сельскохозяйственной





академии





Забайкальский институт железно-





дорожного транспорта Дальнево-

2


2

4

сточного          государственного





университета путей сообщения





Читинский филиал Современного гуманитарного института





Итого

49

43

44

136

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»