Необходимость разработки областной целевой программы "Основные направления кадровой политики в сфере культуры и искусства Читинской области на 2002 - 2005 годы" объясняется реальной ситуацией, сложившейся с обеспечением учреждений культуры и искусства Читинской области высококвалифицированными кадрами. Кадровый "голод" ощущается во всех сферах деятельности отрасли. В районных и областных учреждениях необходимы квалифицированные хореографы, режиссеры, руководители фольклорных коллективов, способные поднять качественный уровень культурно-досуговой работы, изменить подходы к изучению традиционной культуры Забайкалья.
Из-за отсутствия преподавателей по классу фортепиано, баяна, духовых инструментов, струнных народных инструментов (домра, балалайка) уровень учебно-методической работы в некоторых детских музыкальных школах (далее - ДМШ) и детских школах искусств (далее - ДШИ) крайне низок. В музыкальном училище в связи с отсутствием специалистов закрылось отделение струнно-смычковых инструментов (скрипка, альт, виолончель, контрабас), что привело к угасанию в области этой специализации.
Остро нуждаются в профессиональных кадрах областной кукольный театр, областной драматический театр.
Уровень обеспеченности профессиональными кадрами на 01.01.2001 выглядит следующим образом:
N | Учреждения | Специалисты | |||
Всего, человек | со средним специальным образованием, % от необходимого количества | с высшим специальным образованием, % от необходимого количества | всего с высшим и средним специальным образованием, % от необходимого количества | ||
1 | Клубные учреждения | 1199 | 28,3 | 8,6 | 37 |
2 | Библиотечная система | 1150 | 45 | 27 | 72 |
3 | Музеи | 71 | 32,3 | 67,6 | 100 |
4 | Учреждения искусства | 87 | 39 | 49,4 | 88,4 |
5 | Детские музыкальные, художественные школы и школы искусств | 771 | 56,4 | 43,8 | 100 |
6 | Средние специальные учебные заведения | 171 | 19,2 | 80,7 | 100 |
итого: | 3449 | 39,9 | 28,3 | 68,2 |
Для сведения: укомплектованность кадрами в сфере образования Читинской области составляет 96,6 %: в здравоохранении - 89 %. Таким образом, показатели обеспеченности профессиональными кадрами сферы культуры и искусства (68,2 %) оказываются крайне низкими. Разрушение материально-технической базы, низкий уровень заработной платы, социальная незащищенность делают непривлекательной работу в отрасли для молодых специалистов, приводит к оттоку перспективных подготовленных кадров.
В условиях неуклонного "старения" специалистов эта тенденция становится угрожающей.
1.1. Подготовка специалистов для учреждений культуры и искусства
Система подготовки специалистов строится по традиционной, закрепленной в практике схеме: начальное образование (ДШИ), среднее образование, высшее образование, послевузовское образование.
В Читинской области сложилась следующая сеть учреждений художественного образования:
Учреждения | Количество учреждений | Количество учащихся |
Детские школы искусств (в том числе детские музыкальные и детские художественные школы) | 72 | 8354 |
Средние специальные учебные заведения | 2 | 766 |
Читинский филиал Восточно-Сибирской академии культуры и искусства | 1 | 76 |
Детские школы искусств (ДШИ)
Одна из самых важных проблем, которая стоит перед начальным звеном художественного образования, - укомплектованность ДШИ кадрами. В течение многих лет сохраняется значительный дефицит преподавателей по классу фортепиано, баяна, теоретических дисциплин, по хореографии и др. Открытие в ДШИ новых для нашей области отделений (театральных, эстетических, фольклорных) также требует обеспечения педагогическими кадрами.
Отрицательно сказывается на жизнедеятельности школ отсутствие необходимого финансирования. Устарела материальная база, заложенная еще в 70-е годы, износ музыкальных инструментов составляет 100%, нет новых учебных пособий, технических средств обучения и др.
Средние специальные учебные заведения
Подготовку специалистов для сферы культуры и искусства Читинской области ведут средние специальные учебные заведения (далее - ССУЗы): Областное училище культуры и Областное музыкальное училище.
В последние годы в условиях расслоения общества, снижения территориальной мобильности большей части населения области социальная значимость, востребованность среднего профессионального образования в области культуры и искусства возросла. В течение ряда лет конкурс при поступлении на некоторые специальности составляет 1,7 человека на место.
Учитывая требования современного рынка труда, училище культуры и музыкальное училище внесли изменения в профильную структуру подготовки кадров, введя новые специальности и дополнительные квалификации:
"библиотекарь-референт", "библиотекарь-организатор досуга", "руководитель фольклорного коллектива", "лектор-пропагандист музыкального искусства", "преподаватель импровизации", "преподаватель мировой художественной культуры", "руководитель музыкального воспитания в дошкольном учреждении" и др.
Недостаточное бюджетное финансирование создает серьезные проблемы для нормального функционирования учебных заведений. Катастрофически не хватает учебных площадей, под угрозой закрытия хореографическое отделение училища культуры. Устарели музыкальные инструменты, приобретение новых практически не осуществляется из-за их высокой стоимости.
Необходимо открытие новых, востребованных рынком труда Читинской области специальностей: "фольклорно-этнографическое творчество", "компьютерный дизайн", "актер театра кукол" и др. Назрела необходимость разработки индивидуальных учебных программ для одаренных учащихся.
Отсутствие необходимого количества современных средств обучения (компьютерной техники, аудио- и видеоаппаратуры, нового поколения учебной и методической литературы), музыкальных инструментов приводит к ухудшению обеспечения учебного процесса, невозможности введения новых технологий и методов обучения.
Слабо осуществляется работа по целевой контрактной подготовке кадров, которая нуждается в финансовой поддержке муниципальных образований.
Читинское региональное представительство Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (далее - ЧРП ВСГАКИ)