Действующий

Об областной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов Читинской области на 2001-2003 годы". С изменениями на 23.10.02


     1. Содержание проблемы


На современном этапе развития общества проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

В Читинской области, как и по России в целом, за последние годы отмечается тенденция к увеличению числа инвалидов. Если на 1 января 1997 года число инвалидов, получавших пенсию по инвалидности в органах социальной защиты населения, составляло 41,7 тыс. человек, то уже на 1 января 1999 года — 50,2 тыс. человек.

На протяжении последних лет наблюдается увеличение числа инвалидов трудоспособного возраста с 16,5 тыс. человек в 1998 году до 19,6 тыс. человек в 1999 году, в том числе детей-инвалидов. В 1999 году впервые признаны инвалидами 8796 человек, причем более 74 % из них составили инвалиды I и II групп. При этом показатели реабилитации инвалидов остаются на низком уровне и не превышают 2,8 % в

1999 году против 3,6 % в 1998 году при повторном освидетельствовании. Наиболее высокий уровень инвалидности отмечается в связи с болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, последствиями травм различной этиологии. Лица, имеющие указанные болезни, составляют более половины в структуре больных, впервые признанных инвалидами. В последние годы отмечаются неблагоприятные тенденции в повышении уровня первичной инвалидности в связи с психическими расстройствами и туберкулезом.

Также в последние годы идет увеличение инвалидности среди детей и подростков с 4872 человек в 1997 году до 5918 человек - в

2000 году. Основными причинами, способствующими возникновению инвалидности у детей, являются: ухудшение экологической обстановки, рост детского травматизма, неблагоприятные условия труда женщин, высокий уровень заболеваемости беременных, а также низкий уровень материально-технического обеспечения медицинских учреждений, не позволяющий проводить своевременную диагностику наследственных заболеваний.

По данным педиатрического бюро медико-социальной экспертизы с 1997 по 1999 годы отмечается неуклонный рост инвалидности за счет психоневрологической патологии — на 7,3 %, врожденных аномалий развития — на 3,1 %, рост детского травматизма — на 0,9 %. Неблагоприятная динамика прослеживается в уровнях первичной инвалидности.

В структуре нервно-психических заболеваний дети-инвалиды с умственной отсталостью различной этиологии составляют 50,8 %, с детским церебральным параличом — 24 %, эпилепсией — 11,7 %, перинатальным поражением центральной нервной системы — 7 %, нарушением поведения—3,2 %, другими заболеваниями нервной системы — 3 %, шизофренией — 0,34 %.

Одним из основных направлений социальной политики является реабилитация инвалидов, направленная на устранение или возможно полную компенсацию ограничения жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости. Строится областное протезно-ортопедическое предприятие, где можно будет разместить новое технологическое оборудование, отвечающее современным требованиям.

Остается низким уровень обеспечения инвалидов вспомогательными устройствами и приспособлениями для быта, труда, обучения и других сфер жизнедеятельности.

Недостаточно активно осуществляется медико-социальная реабилитация инвалидов в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях области, что обусловливает создание при этих учреждениях центров (отделений) по реабилитации инвалидов.

В 1998 году в области завершилась реорганизация врачебно-трудовых экспертных комиссий с преобразованием их в учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы. На 1 января 2000 года в области функционируют 13 бюро медико-социальной экспертизы, в том числе Главное бюро медико-социальной экспертизы, 5 специализированных бюро медико-социальной экспертизы, 5 межрайонных бюро медико-социальной экспертизы. Однако практика показывает, что учреждений медико-социальной экспертизы недостаточно, так как из года в год идет увеличение числа освидетельствованных. По предварительным расчетам с учетом потребности области дополнительно нужно организовать одно межрайонное бюро медико-социальной экспертизы и одно специализированное бюро медико-социальной экспертизы.

В настоящее время на службу медико-социальной экспертизы возложено и решение новых задач: определение потребности инвалида в различных видах социальной защиты, разработка индивидуальных . программ реабилитации инвалида. Для решения этих задач необходимо совершенствование системы подготовки и повышения  квалификации специалистов служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. Для формирования данных государственной системы учета инвалидов, изучения состояния динамики инвалидности и факторов, к ней приводящих, необходима полная компьютеризация служб медико-социальной экспертизы и замена устаревшего диагностического оборудования. На данный момент служба медико-социальной экспертизы имеет только четыре компьютера.

В области продолжается формирование сети учреждений государственной службы реабилитации инвалидов. В настоящее время действует несколько реабилитационных учреждений для взрослых и для детей, одно предприятие по протезированию, но этого недостаточно. Необходимо открыть центры реабилитации для инвалидов с ограниченными возможностями в городах Чита, Краснокаменск, Петровск-Забайкальский.

Обострились проблемы профессиональной подготовки и трудового устройства лиц с ограниченными возможностями, особенно в молодом возрасте.

Частично эта проблема решается через Управление профессионального начального образования, с которым подписано Соглашение о подготовке специальных групп инвалидов по рабочим специальностям в обычных учебных заведениях.

Медленно решаются вопросы внедрения в систему профессионального образования инвалидов программ реабилитации (медицинской, профессиональной, социальной), новых подходов к осуществлению профессиональной ориентации и трудовой адаптации инвалидов.

По вопросам трудовой реабилитации подписано Соглашение с департаментом государственной службы занятости населения Читинской области о единой форме профессиональной программы реабилитации инвалидов, которое служит основанием для признания инвалида безработным.

По данным службы занятости за 1999 год по вопросам трудоустройства обратилось 369 инвалидов, из них признаны безработными

301 инвалид, трудоустроено— 114. Прошли профессиональное обучение по направлению службы занятости 24 человека. Для более эффективного трудоустройства необходимо принять ряд нормативных актов на уровне области в части квотирования рабочих мест и создания рабочих мест для инвалидов.

До настоящего времени в области не создана единая система медико-социальной реабилитации, не разработаны методологические подходы к ее проведению, что не позволяет обеспечить непрерывность и этапность реабилитационного процесса, снижает его эффективность.

Практическая реализация мероприятий по социальной поддержке инвалидов Читинской области возможна только при государственной поддержке в рамках областной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов Читинской области на 2001-2003 годы".