Действующий

О программе социально-экономического развития Читинской области на 2000-2002 годы


1. Развитие социальной сферы.

Согласно седьмой статье Конституции Российской Федерации "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Особенность современного развития  социальной сферы состоит в том, что государство не в полной мере выполняет свои обязанности по гарантиям социально-трудовых прав и свобод и иногда является источником социальных рисков  для населения. Сложившаяся ситуация находит свое отражение в реальностях развития социальной сферы в области.

Резкие перемены, произошедшие за последние годы в экономической, социальной и политической жизни, существенно повлияли на демографическую ситуацию в области. Население области стареет, увеличивается доля лиц старше трудоспособного возраста, уменьшается продолжительность жизни по сравнению со среднероссийскими показателями.

          В 1997-1999 годах в области сохранялся высокий уровень смертности, который превышал уровень рождаемости. Естественная убыль населения за эти годы составила 5676 человек. Высок уровень младенческой смертности. В 1999 году число детей умерших до 1 года на 1000 родившихся составило 21,8 против 20,7 в 1996 году. В результате демографических и миграционных изменений за три последние года численность постоянного населения Читинской области уменьшилась на 21,4 тыс. человек.

Самые острые демографические проблемы связаны с ухудшающимся состоянием здоровья и высокой смертностью населения. Тяжелое состояние экономики приводит к тому, что в системе ценностей и приоритетов охрана здоровья и, тем более, здоровый образ жизни не находятся на первом месте. Увеличивается уровень социальных заболеваний. В 1999 году в области заболеваемость туберкулезом увеличилась на 27 процентов, педикулезом - на 52 процента.

Уровень развития экономики Читинской области и социальные стандарты уровня жизни населения всегда были ниже среднероссийских. Период реформирования еще больше увеличил этот разрыв.

Несмотря на ежегодное увеличение номинальной заработной платы, ее реальный размер за три года снизился почти на 20 процентов, денежные доходы на душу населения в реальном объеме снизились на 44 процента. В 1998 году по денежным доходам на душу населения Читинская область находилась на 70 месте среди регионов России, 72,5 процента населения  области имели среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума (в среднем по России -   23,8 процента). В 1999 году этот показатель в области увеличился и составил 75,7 процента. По величине прожиточного минимума область входит в десятку самых “дорогих” регионов России. Соотношение денежных доходов и величины прожиточного минимума в 1998 году составило 86 процентов (по России - 197 процентов), в 1999 году - 62,5 процента (по России - 171,6 процента). Жизненный уровень населения области снизился в 1999 году на   23,5 процента.

Изменилась структура потребительских расходов в пользу текущих расходов на питание и прочие ежедневные физические нужды и в ущерб расходам на инвестиции в человеческий капитал (образование, здравоохранение, путешествия, культура и так далее). В 1999 году 65,3 процента денежных доходов израсходовано населением области на покупку товаров, оплату услуг, обязательных платежей и взносов.

В области обострены проблемы рынка труда. Численность экономически активного населения в 1997-1999 годах сократилась на 41,3 тыс. человек. Общая численность безработных за три года увеличилась на 5,4 тыс. человек и на 1 января 2000 года составила 107,4 тыс. человек или 20,3 процента от экономически активного населения. Этот показатель по Читинской области за последние три года превышал на 7 процентов среднероссийский уровень. В 1997-1999 годах в области сохраняется проблема трудоустройства обратившихся в службу занятости. Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию составила в 1997 году 69 человек (по России - 6), в 1998 году - 40 (по России - 6,6), в 1999 году - 37 человек (по России - 2,5).

          Одним из основных показателей качества уровня жизни населения является индекс развития человеческого потенциала, характеризуемый тремя основными показателями: продолжительностью жизни, уровнем образования и среднедушевым валовым региональным продуктом (ВРП). По этому показателю Читинская область на 20-25 процентов отстает от среднероссийского и занимает 85 место среди 89 регионов России.     

Одним из ключевых условий развития человеческого потенциала является качественное жилище. Жилищные условия определяют в значительной степени образ жизни семьи, характер проведения свободного времени, организацию быта, внутрисемейные отношения.

В настоящее время жилищный фонд Читинской области составляет 20 млн. кв. м общей площади, а средняя обеспеченность населения жильем - 16,1 кв. м на человека (в среднем по России - 19,1 кв. м). В течение 1999 года уровень благоустройства жилищного фонда области практически не изменился. В городах и поселках городского типа 32-35 процентов жилищного фонда не оборудовано водоснабжением, канализацией, центральным отоплением, 38-44 процента - ваннами и горячим водоснабжением. Это отрицательно сказывается на всех аспектах жизни человека.

В связи с реформой в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которая направлена на переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями, доля платежей за жилищно-коммунальные услуги в расходах населения растет и составила в 1999 году 22 процента против 20 процентов в 1998 году.

Уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг населением по области с 1999 года составляет 60 процентов. Но сложившийся в настоящее время уровень доходов большей части населения является ограничителем реализации данного параметра. Платежи за жилищно-коммунальные услуги, поступившие от населения в 1999 году, снизились на 30 процентов. В результате недофинансирования из бюджетов всех уровней и сокращения платежей населения ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве усугубляется - ухудшается содержание жилищного фонда, сокращаются объемы его ремонта, а также возможности модернизации, реконструкции и развития коммунальных сетей и сооружений.

В результате резкого снижения в девяностые годы жизненного уровня на первом месте среди приоритетов населения находится своевременное получение небольшого, но гарантированного заработка и пенсии. За этим следует хорошее медицинское обслуживание, образование подрастающего поколения и безопасность семьи.

Достаточно велико влияние стереотипа: социальная сфера - сфера чисто затратная, отвлекающая ресурсы общества, что ограничивает возможности развития экономики. Да, социальная сфера требует затрат, причем немалых, однако она не составляет в данном отношении исключения: производство тоже предполагает затраты, которые могут принести, а могут и не принести результата. Еще более важное обстоятельство состоит в специфике результата затрат в социальной сфере. Этот результат - человек. Именно человек с его способностями и устремлениями - главная движущая сила развития, в том числе экономического.

Поэтому главная задача социальной политики на среднесрочную перспективу имеет двойственный характер. С одной стороны предстоит в сравнительно короткий период повысить доходы основной массы населения и определяющую их составляющую - заработную плату. А с другой стороны, увеличение доходов необходимо осуществить в такой мере и в таких формах, чтобы оно стало фактором экономического роста.

Одним из определяющих индикаторов экономического роста является состояние рынка труда. Предстоящие три года будут весьма благоприятными с точки зрения предложения рабочей силы. Это связано с тем, что при общем сокращении численности населения в предстоящие годы в возрастной структуре населения сохранится тенденция роста численности трудоспособного населения (697,6 тыс. человек - 2000 году и с годовым приростом в последующие годы на 5-6 тыс. человек). В 2002 году численность трудоспособного населения в общей численности населения составит 59,9 процента,  в то время как численность лиц моложе и старше трудоспособного населения сократится на 4-5  процента.

Тенденции увеличения занятости последних месяцев 1999 года и начала 2000 года дают основание, а программные мероприятия позволят в среднесрочной перспективе обеспечивать с 2001 года ежегодный прирост численности занятых в экономике  до 1 тыс. человек. Кроме этого, снизится нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию с 37 человек в 1999 году до 15 человек в 2002 году, уровень безработицы, рассчитанной по методологии Международной Организации Труда, снизится на 0,5 процентных пункта. Эффективное использование трудового потенциала области в 2002 году составит 422,3  тыс. человек.

Главная цель политики занятости до 2002 года - сохранение экономического и трудового потенциала, предотвращение пассивной и долговременной безработицы, и постепенная подготовка условий для создания системы эффективной занятости.