Действующий

О программе социально-экономического развития Читинской области на 2000-2002 годы


3. Экология.


Для человека, поддержания высокого уровня его благосостояния важно иметь все:  воздух, воду, естественный ландшафт, пищу, тепло, жилье, место работы и многое другое и все это достойного состояния, определяемого как качество жизни. Неразрывная совокупность элементов качества жизни, оценка уровня жизни и обеспечение его на достойном уровне в условиях ограниченных природных, финансовых, производственных и иных ресурсов определяют приоритеты экологической политики. Уже в этом полном ряду, а не по отдельности, оценив каждый элемент благосостояния, их взаимосвязь в условиях ограниченности природных, финансовых, производственных и иных ресурсов  видны приоритеты экологической политики.

По физико-географическому районированию Читинская область включает в себя три крупные географические области (Байкало-Джугжурскую горно-таежную, Южно-Сибирскую горную, Северо-Монгольскую пустынно-степную), геосистемы которых при всем своем различии обладают низкой устойчивостью к внешним воздействиям и медленным самовосстановлением.

Другая особенность природной среды - слабая способность атмосферы рассеивать выбросы загрязняющих веществ, поэтому потенциал загрязнения атмосферы на территории области очень высок.

Несмотря на это прослеживается в последние годы отчетливая тенденция сокращения объемов выбросов загрязняющих веществ. По сравнению с 1989 годом общий объем выбросов уменьшился в 2,2 раза. На сокращение объемов выбросов повлиял не только спад производства в реальном секторе экономики, но и большую роль сыграло оснащение предприятий пылегазоочистным оборудованием.

Одна из экологических проблем на территории области - загрязнение водных ресурсов сточными водами. Общий объем водопотребления составляет свыше 590 млн.м3, 19,3 процента вод забирается из подземных источников. В 2000-2002 годах ожидается рост водопотребления на 4-12 процентов, что связано с планируемым подъемом промышленного производства. Производственные нужды предприятий в воде на 42,5процента удовлетворяются за счет оборотного и повторно-последовательного водоснабжения. В реки и озера области в результате хозяйственной деятельности ежегодно сбрасывается более 500 млн.м3 сточных вод, в том числе около 480 млн.м3 загрязненных. В 2000-2002 годах сохранится тенденция увеличения сброса загрязненных сточных вод на 3-5 процента. Большинство очистных сооружений не обеспечивает нормативную очистку, что объясняется не только нехваткой средств для поддержания очистных сооружений в рабочем состоянии, но и тем, что распространенная в области технология полной биологической очистки не может обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты круглый год. Это связано с перемерзанием и отсутствием в зимний период естественного стока у большинства рек области.

Следствием этих процессов является то, что отдельные территории области стали экологически неблагополучными. К таким территориям относятся город Чита, в котором наблюдается загрязнение воздушного бассейна, а также города Балей, Краснокаменск и пос. Октябрьский. Индекс загрязнения в 2-3 раза превышает принятое по стране самое высокое для него значение, равное 14.

Основные экологические проблемы области явились закономерным следствием той региональной политики, которая проводилась государством по отношению к области, в части финансирования исполнения ею общероссийских функций. Поэтому одно из основных положений устойчивого развития Читинской области заключается в том, чтобы выполнение этих функций сопровождалось выделением федеральных средств на компенсацию ущерба, который наносится окружающей природной среде. До сих пор эти компенсации были не адекватными размерам причиненного экологического и социального ущерба. Это касается и поддержания экологических нормативов в зоне озера Байкал.

В переходный к рынку период необходим протекционизм государства и в отношении сохранения ландшафтно-биологического разнообразия, сохранения растительного покрова, прежде всего лесов, а также уникальных природных комплексов Забайкальских степей. В настоящее время расходы от эксплуатации этих видов природных ресурсов не позволяют покрывать расходы по их охране. В условиях Забайкалья особенно капиталоемкой оказывается охрана лесов от пожаров.

Важным положением устойчивого развития области является так же внутриобластная специализация при выполнении перечисленных функций. При этом выделяются три крупные территориальные части по бассейновому принципу: зона озера Байкал, бассейн Амура и бассейн Лены. Бассейн Амура, где проживает около 89 процентов населения области, остается и в дальнейшем основным промышленным и сельскохозяйственным районом. В бассейне Лены будет идти выборочное освоение наиболее значимых ресурсов минерального сырья, здесь стоит задача возрождения малочисленных народов Севера и поддержки традиционных систем природопользования.

В связи с пограничным положением Читинской области, направлениями экологической политики для обеспечения условий устойчивого развития на среднесрочную перспективу является международное сотрудничество в использовании природных ресурсов и охране окружающей среды (общие правила и нормы эксплуатации и охраны пограничных районов, скоординированные усилия по восстановлению природы и тому подобное), в том числе на основе заключения соответствующих договоров с административными территориальными образованиями сопредельных государств, и поддержка реализации международных проектов на территории области.

В новых экономических условиях большая часть расходов на охрану окружающей природной среды должна поступать от природопользователей. Введение Правительством Российской Федерации "Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие вредные воздействия" и образование системы экологических фондов создают принципиально новый механизм охраны окружающей среды и рационального природопользования. Важным элементом среднесрочной стратегии охраны природы остается дальнейшее совершенствование областной нормативно-правовой базы в этой сфере; одним из направлений ее развития должно стать усиление юридического обеспечения экономических механизмов сохранения окружающей среды и стимулирования хозяйствующих субъектов, ведущих экологически устойчивое хозяйство. Необходимо продолжить позитивный опыт работы территориального экологического фонда в целях использования его возможностей для усиления систем управления природопользованием и стимулирования экологически ответственных производителей.

При определении основных направлений экологической политики  области на 2000-2002 годы сохранен принцип преемственности принятых ранее решений и программ. Приняты во внимание "Основные направления рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и природоохранной деятельности в Читинской области до 2005 года", федеральная целевая программа "Обеспечение охраны озера Байкал и рациональное использование природных ресурсов его бассейна". Учтены рекомендации по разработке регионального плана действий по охране окружающей среды (РПДООС), разработанные Госкомэкологией России. Составной частью этого плана должно быть дальнейшее совершенствование и расширение системы особо охраняемых природных территорий, и интеграция их в социально-экономический комплекс области. С учетом долговременной перспективы постоянное внимание уделяется развитию системы экономического образования и просвещения всех слоев населения.

В среднесрочной перспективе основные направления природоохранной деятельности будут реализованы в мероприятиях, предусмотренных Протоколом присоединения Читинской области к "Общественному договору о сохранении живой природы России". Среди них в соответствии с положениями международных конвенций, стороной которых является Российская Федерация, приоритет должен быть отдан развитию экосистемного подхода, сохранению крупных экорегионов, признанных на международном уровне уникальными, в частности, экосистемы Даурских степей, Байкальской буферной зоны. Долгосрочное сохранение биологического и ландшафтного разнообразия должно строится на основе принципов устойчивого неистощительного использования природных ресурсов и учета экологических факторов при реализации мер социально-экономического развития области.

Предусматривается принятие закона Читинской области "О радиационной безопасности населения", а также подготовка предложений для включения в федеральные целевые программы "Ядерная и радиационная безопасность России на 2000-2006 годы" и "Экологическая безопасность России".

Основные параметры социально-экономического развития Читинской области на период до 2002 года приведены в таблице 13.

Перечень приоритетных объектов производственного строительства в таблице 14.

Перечень объектов по охране окружающей среды и внешнеэкономической деятельности приведен в таблице 15.