В силу сложившихся экономических преобразований, объемы производства по лесопромышленному комплексу (ЛПК) области снизились до критического состояния, и только в 1999 году объем товарной продукции по отрасли начал увеличиваться и составил в действующих ценах по крупным и средним предприятиям 26,5 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 4,3 процента выше предыдущего года. Увеличили по сравнению с прошлым годом объемы производства деловой древесины ИЧП “Рассвет” на 34 процента, ОАО “Александровское” - на 18 процентов, ОАО “Оленгуйский ЛК” - в 2,5 раза. Увеличился экспорт лесоматериалов.
Наметилась определенная тенденция стабилизации производства пиломатериалов, выпуску железнодорожных шпал.
Основными причинами спада производства в предприятиях ЛПК являются:
потеря традиционных и неизученность существующих рынков сбыта лесопродукции, высокие тарифы на энергоносители и железнодорожные перевозки;
снижение потребности лесопродукции внутри области из-за сокращения капитального строительства, низкая конкурентная способность лесопродукции из-за ее низкого качества и высокой себестоимости, несовершенство системы налогообложения. Нет обновления основных фондов, которые практически изношены до предела.
На предприятиях ЛПК, некогда насчитывающих в своих рядах более 14 тысяч работающих, в настоящее время число занятых в производстве сократилось до 4500 человек.
По состоянию на 1 января 2000 года на территории области лесопромышленную производственную деятельность осуществляют 117 предприятий и организаций всех форм собственности.
С целью стабилизации работы лесопромышленного комплекса области в настоящее время осуществляется разработка региональной программы развития лесной отрасли, в которой будут отражены следующие вопросы:
обеспечение условий для рентабельного производства, концентрация капиталов на приоритетных направлениях развития отрасли, поддержка и развитие малого бизнеса, создание действенной структуры управления, координации и регулирования работы предприятий ЛПК в современных рыночных условиях;
содействие в развитии координационного областного органа деятельности ЛПК в лице Читинской лесопромышленной компании, организация областной постоянно-действующей комиссии по лесопользованию с возложением на нее функций и полномочий по регулированию лесных отношений в области, предусмотренных лесным законодательством;
осуществление контроля и оказание практической помощи предприятиям в ценовой политике при экспорте лесоматериалов, внедрение системы обязательной сертификации древесины на корню и продукции побочного пользования, а также решения вопроса на федеральном уровне по лицензированию деятельности использования лесных ресурсов, что даст возможность прекращения бесконтрольной заготовки и реализации древесины;
сохранение кадрового и профессионального состава отраслевого промышленно-производственного персонала и инженерно-технических работников на предприятиях ЛПК, повышение квалификации и профессионального уровня всех категорий работающих применительно к новым экономическим условиям и техническому обновлению производства.
Благоприятная конъюнктура и близость лесного рынка Азиатско-Тихоокеанского региона дает возможность экспортерам области в перспективе значительно расширить географию и объемы поставок лесопродукции на экспорт - до 1500 тыс. куб. м в год круглых лесоматериалов и 300 тыс. куб. м пиломатериалов.
Потребность в лесоматериалах в странах Азиатско-Тихоокеанского региона довольно постоянна и равномерна, а для области выход на поставку лесной продукции в Китай через станцию Забайкальск - это реальная перспектива.
В настоящее время произошло значительное сокращение потребителей продукции. На внутреннем рынке лесной индустрии сложилась ситуация, когда спрос на круглый лес и другую лесопродукцию определяет не потребность народного хозяйства, а финансовые возможности потребителей.
Современная и перспективная оценка внешнего рынка позволяет рассчитывать, что предприятия ЛПК повысят валютную эффективность на рынках лесной продукции. Спрогнозировав спрос на лесоматериалы с учетом экспорта, объем потребляемых лесоматериалов на условный круглый лес к 2002 году может составить 2000 тыс. куб. м., то есть возрастет почти вдвое.
С целью сохранения и выхода из кризиса предприятий ЛПК необходимо принятие ряда неотложных мер на областном и федеральном уровне:
1. Уменьшить ставки налога на имущество до 0,5 процента, освободить предприятия, имеющие на своем балансе лесовозные автомобильные дороги, от уплаты налога с владельцев транспортных средств.
На первоначальном этапе, при принятии данных льгот, будет иметь место некоторое сокращение в бюджеты налоговых поступлений, однако с увеличением объемов лесозаготовок до 2 млн. куб. м сумма поступлений увеличится почти в два раза.