На протяжении всего 1999 года на развитие внутренней торговли области активное влияние оказывала относительная стабилизация послекризисного экономического и социального положения в стране. Поддерживалась высокая насыщенность торговой сети основными продуктами питания и социально значимыми непродовольственными товарами. Наблюдалась тенденция к улучшению основных показателей деятельности торговых организаций.
Однако снижение реальных денежных доходов населения в среднем на 15 процентов сказалось на сужении емкости потребительского рынка. За 1999 год физический объем оборота розничной торговли сократился к уровню 1998 года на 18 процентов.
На фоне сокращения поставок товаров по импорту происходит переориентация спроса населения на продукцию российской, в том числе местной промышленности (таблица 1).
Мощным стимулом повышения качества российской продукции, ее конкурентоспособности является сертификация продукции и услуг. В 1999 году Читинским центром стандартизации, метрологии и сертификации выдано 1048 сертификатов соответствия на отечественную продукцию (в основном на пищевые продукты, продовольственное сырье и продукцию легкой промышленности). По результатам инспекционного контроля за сертифицированной продукцией приостановлено действие сертификатов соответствия на 18 предприятиях. В перспективе работа по сертификации принимает еще более массовый характер.
Повышению качества, безопасности и конкурентоспособности отечественной продукции содействует сертификация систем качества предприятий и производства на соответствие стандартам. У этого направления широкое развитие, поскольку наличие сертификата системы качества и производства свидетельствует о возможности предприятия обеспечить стабильный выпуск высококачественной продукции.
Кроме этого, в целях содействия производству конкурентоспособной высококачественной продукции и насыщению потребительского рынка, ежегодно проводится региональный конкурс по качеству товаров среди предприятий Читинской области и Российский конкурс "100 лучших товаров".
Одним из рычагов усиления контроля за оборотом алкогольной продукции является внедрение регионального специального знака, что позволит вытеснить с рынка нелегальную алкогольную продукцию, тем самым обеспечить защиту здоровья и жизни населения, увеличить объемы местного производства, наладить более полный учет, повысить налоговые поступления в бюджеты всех уровней. С этой же целью проводится аккредитация организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания.
Реализация отправных моментов, намеченных в Программе, позволит преодолеть ежегодную тенденцию снижения физического объема розничного товарооборота, не допустив в текущем году его снижения и достигнув прироста в 1-2 процента в двух последующих годах.
Физический объем платных услуг населению с учетом объемов неформальной экономики на период с 2000 по 2002 год будет иметь незначительный рост (101 процент), что обусловлено сдерживанием уровня платности таких видов услуг, как медицинские услуги, услуги связи, образования.