Действующий

О программе социально-экономического развития Читинской области на 2000-2002 годы

   

Отрасли социально-культурной сферы (здравоохранение, образование, культура, спорт) являются важнейшим социальным институтом, определяющим качество "человеческого капитала". Вместе с тем состояние социально-культурной сферы и оценка выполнения ее функциональной роли представляются далеко не в полной мере удовлетворяющими потребности общества.

Социально-экономическое положение области не позволяет решить ряд назревших проблем, таких как усиление разрыва между гарантиями государства в социальной сфере и их реализацией, сохранение задолженности по выплате заработной платы работникам социальной сферы. Стабилизация состояния этой сферы определена одним из основных направлений социальной политики области.

В целях стабилизации ситуации в социальной сфере необходимо продолжить реструктуризацию социальных отраслей, имея ввиду создание оптимальной модели, требующей меньших расходов на содержание из бюджета, одновременно позволяющей обеспечить необходимый объем услуг высокого качества.

Несмотря на недостаточное финансирование и тяжелый социальный кризис в области сохранились основные компоненты системы образования. На начало 1999-2000 учебного года в области работали 786 государственных общеобразовательных школ, в которых обучаются 217,3 тыс. человек. Работают три негосударственные общеобразовательные школы с численностью учащихся 351 человек. Выпускники школ имеют возможность продолжить образование в двадцать одном среднем специальном учебном заведении, в пяти основных ВУЗах и четырех филиалах с дневной формой обучения. В 1999 году число студентов принятых в средние специальные учебные заведения увеличилось на 14 процентов, в высшие учебные заведения - на 25 процентов.

Основными направлениями развития системы образования будут:

сохранение и оптимизация структуры образовательных учреждений, интеграция учреждений начального, среднего профессионального образования, продолжение реформы структуры и содержания системы начального профессионального образования, разработка и внедрение концепции развития высшего образования, расширение доступности образовательных услуг;

сохранение сети дошкольного образования через создание новых дошкольных образовательных учреждений, изыскание возможностей дополнительного адресного финансирования семей, нуждающихся в услугах учреждений дошкольного воспитания;

создание условий для реализации социальных прав и гарантий детей на образование, поддержка и развитие программ здоровьесберегающей педагогики, обеспечивающей работу с одаренными детьми, детьми, требующими коррекционного образования, организацию отдыха и оздоровления детей в летнее и каникулярное время в системе муниципального образования;

повышение качества образования и создание системы контроля качества образования на всех уровнях;

проведение комплекса мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы для перехода образовательных учреждений на самостоятельный хозяйственный механизм;

формирование многоуровневого механизма финансирования образования, основывающегося на системе государственных минимальных стандартов и нормативов, привлечении к финансированию образовательных учреждений негосударственных средств, внебюджетных источников, средств юридических и физических лиц и иностранных инвесторов;

развитие инновационных процессов в образовательных учреждениях области;

реализация комплекса межведомственных мероприятий по ликвидации детской безнадзорности и неграмотности;

усиление государственной поддержки становления молодежного и детского движения, создание областного Центра молодежного и детского движения, укрепление органов по делам молодежи в муниципальных образованиях;

реализация программ "Образование на 2000-2002 годы", "Молодежь Забайкалья", "Дети Забайкалья", "Наука Забайкалья".

В 2000-2002 годах ожидается дальнейшее сокращение численности детей в дошкольных образовательных учреждениях по отношению к 1999 году. Основными причинами этого являются демографические факторы, снижение социальной потребности родителей в услугах дошкольных учреждений и финансовые возможности семей, а также трудное экономическое положение предприятий и организаций, имеющих дошкольные учреждения. Обеспеченность дошкольными учреждениями сохранится на уровне 1999 года и составит 522-530 мест на 1000 детей дошкольного возраста.

В части дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений сохранится тенденция повышения вариативности образовательного процесса, создание на базе школ лицеев, колледжей и так далее, что должно способствовать удовлетворению потребности населения в образовательных услугах.

Количество обучающихся в первую смену  увеличится и составит в 2000 году 75,3-90 процентов к общему числу обучающихся.

Численность студентов в учреждениях высшего образования начиная с 2000 года увеличится и приблизится к среднероссийским показателям (180 человек на 10000 населения). Будет продолжена структурная перестройка перечня направлений, специальностей и специализаций в соответствии с требованиями рынка труда.

На среднесрочную перспективу ожидается незначительный рост объема платных образовательных услуг населению.

В сфере здравоохранения, учитывая ограниченные возможности бюджетного финансирования, первоочередной задачей на предстоящий период остается сохранение условий, которые смогут обеспечить объем и качество оказания медицинской помощи населению на необходимом уровне с учетом введения стандартов диагностики и лечения, удовлетворение потребностей в жизненно важных лекарственных средствах, а также сохранение санитарно-эпидемиологического благополучия, развитие системы профилактики и доврачебной помощи. С этой целью предстоит доработка регионального перечня услуг, предоставляемых бесплатно, уточнение региональной базовой программы медицинского страхования и объема гарантированной медицинской помощи.

В системе здравоохранения продолжится качественное изменение структуры отрасли с развитием различных форм собственности медицинских учреждений, с преобладанием государственных форм.

Дальнейшее формирование многоканальной системы финансирования отрасли за счет средств бюджетов всех уровней и средств медицинского страхования на оплату медицинских услуг, последовательная легализация соплатежей населения на содержание лечебно-профилактических учреждений, усиление контроля за расходованием внебюджетных средств позволят наиболее эффективно использовать имеющиеся финансовые средства.

В 2000-2002 годах будут реализовываться мероприятия, предусмотренные областными целевыми программами: "Вакцинопрофилактика", "Безопасное материнство", "Планирование семьи", "Детская гематология и онкология", "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом", "О предупреждении распространения в Читинской области  заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) и заболеваний, передающихся половым путем" и другими.

В сфере культуры  основными направлениями деятельности являются:

сохранение культурно-исторического наследия области, ее национальных традиций, единого многонационального культурного потенциала и сохранение возможности для доступа всех социальных слоев населения к ценностям отечественной и мировой культуры;

реструктуризация сферы культуры области, внедрение новой сетевой модели и  новых форм работы учреждений культуры;

финансовое обеспечение реформ в сфере культуры за счет повышения эффективности использования средств бюджетов всех уровней, а также средств, направляемых на реализацию приоритетных направлений, широкого привлечения дополнительных источников финансирования, в том числе развития новых видов платных услуг, оказываемых населению учреждениями культуры, меценатства и спонсорства;

реализация мероприятий областной программы "Сохранение, поддержка, стабилизация сферы культуры и искусства Читинской области на 2000-2001 годы" и областных целевых программ "Сохранение и развитие традиционной культуры Забайкалья", "Юные дарования", "Патриотическое воспитание";