Действующий

О программе социально-экономического развития Читинской области на 2000-2002 годы


V. Финансовые ресурсы и
финансово-бюджетная политика области.

1. Финансовые ресурсы области.


Финансовые ресурсы региона представляют собой совокупность денежных средств, аккумулируемых и используемых на его территории. В числе основных источников их формирования являются:

финансовые ресурсы предприятий и других хозяйствующих субъектов;

бюджетные финансовые ресурсы (средства федерального бюджета и консолидированного бюджета области);

средства государственных внебюджетных фондов.

Читинская область является регионом с депрессивной экономикой и на протяжении ряда лет  зависит от поступления средств из федерального бюджета. Эта тенденция сказывается на общем объеме и структуре финансовых ресурсов, на наполняемости областного бюджета и бюджетов муниципальных образований области и, в конечном итоге, имеет определяющее значение для социально-экономического развития области.

Данные о положении дел в экономике и социальной сфере области за 1998-2000 годы свидетельствуют об ухудшении показателей финансово-хозяйственной деятельности большинства предприятий и организаций, росте неплатежей, свертывании инвестиционной деятельности, возрастающей неравномерности социально-экономического развития территорий, кризисном состоянии  государственных финансов.

В области почти не развит рынок ценных бумаг и страховых услуг, инвесторам не созданы условия для вложения капитала. Для привлечения инвестиций в 1998 году выпущены именные облигации на сумму 2,5 млн. рублей ОАО ”Локтелеком”. В 1999 году проведена эмиссия с целью привлечения дополнительного капитала тремя акционерными обществами. Общий объем выпуска по номинальной стоимости составил 6,5 млн.рублей. Всего в прошлом году было зарегистрировано 17 выпусков ценных бумаг.  

Реальная оценка объема и структуры финансовых ресурсов, основные источники их формирования, структура расходов сводного финансового баланса области за 1998-2000 годы представлена анализом структуры доходов и расходов сводного финансового баланса (баланса финансовых ресурсов) Читинской области (таблицы 17, 18).

Общий объем финансовых ресурсов, формируемых  на территории области, за 3 года возрос с 5 млрд. рублей до 7,3 млрд. рублей и остающихся в регионе средств соответственно с 5,4 млрд. рублей  до 8,2 млрд. рублей.

Расходы за данный период времени возросли с 5,4 до 8,2 млрд. рублей или в 1,5 раза, то есть были равны средствам, остающимся в регионе.

В структуре финансовых ресурсов средства предприятий (прибыль, амортизация) занимают более 30 процентов. Начиная с 1998 года прослеживается постоянное сокращение этих средств с 33,5 процента от общего объема финансовых ресурсов в 1998 году до 29,9 процента по оценке  2000 года.

Бюджетные средства - важнейшая часть баланса финансовых ресурсов, также занимают 30 процентов в объеме финансовых ресурсов, формируемых на территории области. Они примерно остаются в том же размере: 31,8 процента в 1998 году, 31,5 процента по оценке 2000 года. На средства государственных внебюджетных фондов приходится 40 процентов финансовых ресурсов области.

На состояние финансовых ресурсов области отрицательно сказываются неплатежи предприятий, которые составляют около 15,4 млрд. рублей, причем более 60 процентов кредиторской и дебиторской задолженности является просроченной. До 65 процентов финансовых операций осуществляется через механизм взаимозачета и бартерных сделок.

Финансовая устойчивость любого хозяйствующего субъекта в сложившейся экономической ситуации рассматривается, прежде всего, с позиций его способности адаптироваться к требованиям рынка, наличия возможностей финансового маневра и достаточного количества денежных средств для покрытия издержек производства, обеспечения платежеспособности и расширения деятельности, формирования в необходимых объемах оборотных средств, амортизационных отчислений и прибыли. Последняя  должна  по-прежнему являться важнейшей составляющей финансовых ресурсов и одним из решающих источников пополнения доходной части бюджета области.

Трудности и нерешенные проблемы в формировании и использовании финансовых ресурсов в наибольшей степени проявляются в бюджетной системе, которая представлена областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований области.  Консолидированный бюджет - это своды бюджетов по всей территории. Консолидированный бюджет, его основные параметры (доходы, расходы) за 1998-2000 годы приведены в таблицах 19, 20.  Консолидированный бюджет области должен стать бюджетом выхода экономики из кризиса, создать предпосылки для экономического роста  и социально-политической стабилизации.  Важно, чтобы экономика работала для бюджета, а бюджет способствовал социально-экономическому развитию.

Формирование доходной базы бюджета области, происходящие в ней структурные и другие изменения приведены в таблице 21. Бюджетные ресурсы области состоят на 54,2 процента из налоговых платежей 4,4 процента - составляют неналоговые доходы, а 41,4 процента приходится на безвозмездные перечисления (трансферт, субвенции, дотации).  В 1999 году налоговые поступления увеличились по сравнению с прошлым годом на 321,8 млн. рублей или на 23,7 процента, в то же время удельный вес данных поступлений снизился в общем объеме доходов бюджета на 13,1 пункта.

Основными налогами бюджетной системы области являются: налог на прибыль, подоходный налог, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами. На их долю приходится 91,9 процента всех налоговых поступлений. В 1999 году возросли поступления налога на прибыль в 2 раза по сравнению с 1998 годом. Удельный вес налога на прибыль в налоговых поступлениях увеличился с 16,1 процента до 27,9 процента, в доходной части бюджета увеличился на 4,3 пункта. На данном увеличении  сказался рост прибыли по транспорту, на которую по данным статистики приходится 75,1 процента всей прибыли прибыльных предприятий.

Подоходный налог с физических лиц в 1999 году снизился на 32,7 млн. рублей в связи с изменением норматива отчисления в федеральный бюджет. Снизился и его удельный вес во всей доходной части на 8,9 пункта, а в налоговых поступлениях на 8,4 пункта. НДС снизился на 6,1 млн. рублей, а удельный вес этого налога в доходной части снизился с 5,7 процента до    3,5 процента. Акцизы увеличились по сравнению с прошлым годом в 1,9 раза. Поступления налога на имущество снизились на 30,2 млн. рублей, а удельный вес как в общем объеме налоговых поступлений, так и во всей доходной части снизился на 5,5 пункта. Возросли платежи за пользование природными ресурсами по сравнению с 1998 годом на 28 млн. рублей, а вот удельный вес этих поступлений снизился в доходной части с 5,2 процента до 4,3 процента.  Уменьшились поступления и по прочим налогам и сборам на 3 пункта, что в сумме составляет 12,7 млн. рублей. В 1999 году на территории области введен налог с продаж, поступления от которого увеличили налоговые поступления на 135,6 млн. рублей.

Неналоговые доходы увеличились  по сравнению с 1998 годом на 33,5 млн. рублей, а их удельный вес в доходной части снизился на 0,6 пункта.

Собственные доходы области увеличились по сравнению с 1998 годом на 355,2 млн. рублей или на 24,4 процента  и составили 1813,8 млн. рублей, а их удельный вес в доходной части снизился с 72,3 процента до 58,6 процента. Применение вместо “живых денег” механизма взаимозачетов и векселей отрицательно повлияло на налоговые платежи. Если в 1998 году денежные средства составляли 31,5 процента налоговых поступлений, то в 1999 году они составили - 42,1 процента, однако в этом году сумма взаимозачетов и векселей увеличилась на 52,8 млн. рублей. “Вымывание” денежной массы спровоцировало исполнение расходной части бюджета на широкое применение зачетных схем, приведшее в конечном счете к образованию кредиторской задолженности на 1 января 2000 года в сумме 1887,8 млн. рублей. В области, как и в целом по стране, одной из тяжелых проблем формирования доходной части бюджета является систематическое невыполнение плана по налогам, сумма неплатежей в бюджет постоянно растет. По состоянию на 1 января 2000 года общий размер задолженности по налоговым платежам составил 1423,8 млн. рублей, из них в федеральный бюджет 852,5 млн. рублей и консолидированный  бюджет области 571,3 млн. рублей. Коэффициент собираемости налогов в регионе составляет 87,9.

Налоговые неплатежи характерны для бюджетов всех уровней. По всем городам и районам области имеет место устойчивая тенденция роста недоимок платежей в их бюджеты, это вызвано нарастанием влияния целого ряда факторов, и в том числе спадом производства, кризисом неплатежей, ростом числа нерентабельных предприятий и, как следствие, сокращением налогооблагаемой базы, ухудшением работы по мобилизации налоговых платежей. В целях создания условий для преодоления бюджетного кризиса, восстановления платежеспособности предприятий, обеспечения текущих налоговых поступлений от предприятий-должников возникла необходимость проведения реструктуризации задолженности предприятий.

Согласно действующему порядку  распределения доходов между звеньями бюджетной системы ежегодно из фактически поступивших на территории области налогов и сборов 34,8 процента перечислялись в федеральный бюджет, а остальные суммы распределялись между областным бюджетом и бюджетами городов и районов области (их удельный вес в общем объеме доходов консолидированного бюджета соответственно 31,3 процента и 33,9 процента). Из федерального бюджета в область поступают трансферт, дотации закрытым административным территориальным образованиям (ЗАТО), ассигнования на инвестиции, и начиная с 1999 года, субвенции для финансовой поддержки районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Состав, структура, объемы расходов консолидированного бюджета области за 1998-2000 годы представлены в таблице 22. Как видно из приведенных данных, бюджет области в своей расходной части исполнился не более чем на 65,4 процента за 1998 год и 80,8 процента за 1999 год. Увеличение расходной части в 1999 году на 15,4 процента обусловлено увеличением исполнения собственных доходов на 24,4 процента по сравнению с 1998 годом.

Анализ исполнения сводного финансового баланса и бюджета области показал, что практически за 1998-2000 годы кризисная ситуация с финансами области является закономерной в сложившихся условиях и объясняется многими причинами, выходящими за пределы полномочий Читинской области как субъекта Российской Федерации. Недостаток собственных средств в области не позволяет обеспечить финансирование в полном объеме предприятий и учреждений бюджетной сферы. Поэтому необходима поддержка из федерального бюджета в виде трансферта, дотаций, субвенций, которая на 2001-2002 годы составит, соответственно, 2303,1 и 2681,8 млн. рублей, в том числе трансферт в сумме 1997,1 и 2329,4 млн. рублей. Однако, как показывает анализ, за последние три года области из федерального бюджета средства выделялись в размере не более 30 процентов в 1998 году, 50 процентов в 1999 году, в 2000 году по оценке - не более 70 процентов от необходимой потребности. Данные средства были направлены только на текущее финансирование,  а расходная часть бюджетов исполнена в1998 году - на 65,2 процента, в 1999 году - на 80,8 процента.

Органы государственной власти и местного самоуправления области принимают посильные меры по преодолению, смягчению кризисной ситуации, по сохранению и развитию экономического потенциала и социальной сферы, стимулированию инвестирования, укреплению финансового положения предприятий, росту бюджетного потенциала территорий и другое.

В области разработана методика определения фонда поддержки муниципальных образований.

Ежегодно за счет средств областного бюджета Администрацией области с согласия областной Думы предоставляются государственные гарантии на получение кредитов в банках для осуществления важных областных программ и проектов,  реализуемых, как правило, на конкурсной основе, предприятиям и организациям, являющимся юридическими лицами, в том числе предприятиям золотодобывающей промышленности в установленном объеме. В 1999 году за счет средств областного бюджета были предоставлены хозяйствующим субъектам гарантии на сумму 165,5 млн. рублей, ссуды на 9,8 млн. рублей, выделено товарного кредита на 26,9 млн. рублей. Поступило в областной бюджет в виде платы за предоставленные гарантии и процентов за пользование кредитами и ссудами 1,8 млн. рублей.

С 1998 года в составе областного бюджета формируется Бюджет развития, который образуется за счет доходов областного бюджета. Средства Бюджета развития направляются на капитальные вложения, на долевое участие в возвратном фонде финансовой поддержки  агропромышленного комплекса области, на пополнение лизингового фонда для приобретения племенного скота, семян, продукции машиностроения, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на региональные программы “Поддержка и развитие малого предпринимательства в Читинской области” и “Свой дом”.