Сложившийся на территории области к моменту проведения "первой денежной приватизации" инвестиционный спрос серьезно отличался в худшую сторону не только от среднероссийского, но и среднерегионального уровня. Ограниченность внутреннего инвестиционного спроса предопределялась, с одной стороны, традиционно невысоким уровнем денежных накоплений населения области по сравнению с сопредельными территориями и, с другой, - отсутствием экономических структур, располагающих сколько-нибудь значительным финансовым потенциалом. Отсутствие активного "внешнего" инвестиционного спроса объяснялось высокой капиталоемкостью инвестиционных проектов экономически привлекательных, но безнадежно морально устаревших и материально изношенных предприятий в сочетании с достаточно продолжительным сроком окупаемости капитальных вложений.
Из общего количества приватизируемых предприятий 72 процента составляют предприятия муниципальной собственности, 14,9 процента - областной и 13,1 процента - федеральной собственности.
С 1998 года все большее развитие получает процесс так называемой "национализации" или "увеличение доли участия государства в уставных капиталах ряда предприятий". В областную собственность приобретаются пакеты акций хозяйствующих субъектов, развитие которых имеет особое значение для экономики области. Приобретение пакетов акций производится в счет погашения задолженности продавцов (в основном это сами эмитенты) перед областным бюджетом.
Основными направлениями по управлению государственным имуществом являются:
пополнение федерального и областного бюджетов за счет увеличения доходов от использования имущества;
урегулирование в соответствии с действующим законодательством имущественных и арендных отношений на объекты государственной собственности;
выявление фактов незаконного использования и отчуждения объектов, а также определение мер, исключающих в дальнейшем возможность таких действий;
повышение эффективности использования объектов государственной собственности путем выявления свободных, нерационально используемых или используемых не по назначению помещений и определение порядка дальнейшего их использования;
учет всего государственного имущества, состоящего на балансе юридических лиц;
передачу государственного имущества в уставные капиталы хозяйственных обществ или фонды предприятий, учреждений с целью создания новых рабочих мест и развития экономики области;
оформление надлежащим образом имущественных прав предприятий и учреждений.
Результаты работы по повышению эффективности использования объектов недвижимости положительные. Задания в части получения доходов от сдачи государственного имущества в аренду выполнены: от сдачи федерального имущества - на 275,3 процента, от сдачи областного имущества - на 109,07 процента.
Динамика роста поступлений доходов в бюджеты
от сдачи в аренду государственного имущества
(тыс. рублей)
Наименование бюджета | 1994 год | 1995 год | 1996 год | 1997 год | 1998 год | 1999 год |
Областной | 159,1 | 210,49 | 125,46 | 590,0 | 1273,1 | 2039,7 |
Федеральный (без учета льготных категорий балансодержателей) | - | - | 207,0 | 452,0 | 742,0 | 2336,0 |
Количество государственных унитарных предприятий и учреждений, зарегистрированных на территории Читинской области, составило по состоянию на 1 января 2000 года 586 единиц (не включая учреждений и предприятий Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной пограничной службы России, Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации); количество хозяйственных обществ с долей федеральной и областной собственности в уставном капитале - 101 единица.
Структура государственных предприятий и учреждений
№ п/п | Уровень | Количество государственных унитарных предприятий, единиц | Количество государственных |
1. | Федеральная собственность | 93 | 365 |
2. | Областная собственность | 36 | 92 |
| Всего: | 129 | 457 |
В 1999 году в области активизирована работа по формированию и ведению реестров государственной собственности Российской Федерации и Читинской области в соответствии с требованиями постановлений Правительства Российской Федерации от 3 июля 1998 года № 696 и Главы Администрации Читинской области от 7 апреля 1999 года № 422.
В 1999 году приобретено пакетов акций, объектов недвижимости, иного имущества (для нужд федеральных и областных предприятий и учреждений) в собственность Читинской области за счет средств областного бюджета на сумму 18,7 млн. рублей.
Кроме того, в 1999 году учреждены восемь государственных унитарных предприятий, семь государственных учреждений и Фонд развития жилищного строительства Читинской области, относящиеся к государственной собственности Читинской области. Представление интересов государства в хозяйственных обществах осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и постановлениями Главы Администрации Читинской области от 15 января 1999 года № 62, от 2 марта 1999 года № 245.
Принятые меры по организации и координации работы представителей государства в органах управления хозяйственных обществ по усилению контроля за их деятельностью оказались недостаточными, так как в целом управление долями, пакетами акций представителями Российской Федерации и Читинской области остается неэффективным.