Действующий

О программе социально-экономического развития Читинской области на 2000-2002 годы


VI. Управление государственным имуществом.


          Сложившийся на территории области к моменту проведения "первой денежной приватизации" инвестиционный спрос серьезно отличался в худшую сторону не только от среднероссийского, но и среднерегионального уровня. Ограниченность внутреннего инвестиционного спроса предопределялась, с одной стороны, традиционно невысоким уровнем денежных накоплений населения области по сравнению с сопредельными территориями и, с другой, - отсутствием экономических структур, располагающих сколько-нибудь значительным финансовым потенциалом. Отсутствие активного "внешнего" инвестиционного спроса объяснялось высокой капиталоемкостью инвестиционных проектов экономически привлекательных, но безнадежно морально устаревших и материально изношенных предприятий в сочетании с достаточно продолжительным сроком окупаемости капитальных вложений.

Из общего количества приватизируемых предприятий 72 процента составляют предприятия муниципальной собственности, 14,9 процента - областной и 13,1 процента - федеральной собственности.

С 1998 года все большее развитие получает процесс так называемой "национализации" или "увеличение доли участия государства в уставных капиталах ряда предприятий". В областную собственность приобретаются пакеты акций хозяйствующих субъектов, развитие которых имеет особое значение для экономики области. Приобретение пакетов акций производится в счет погашения задолженности продавцов (в основном это сами эмитенты) перед областным бюджетом.

Основными направлениями по управлению государственным имуществом являются:

пополнение федерального и областного бюджетов за счет увеличения доходов от использования имущества;

урегулирование в соответствии с действующим законодательством  имущественных и арендных отношений на объекты государственной собственности;

выявление фактов незаконного использования и отчуждения объектов, а также определение мер, исключающих в дальнейшем возможность таких действий;

повышение эффективности использования объектов государственной собственности путем выявления свободных, нерационально используемых или используемых не по назначению помещений и определение порядка дальнейшего их использования;

учет всего государственного имущества, состоящего на балансе юридических лиц;

передачу государственного имущества в уставные капиталы хозяйственных обществ или фонды предприятий, учреждений с целью создания новых рабочих мест и развития экономики области;

оформление надлежащим образом имущественных прав предприятий и учреждений.


          Результаты работы по повышению эффективности использования объектов недвижимости положительные. Задания в части получения доходов от сдачи государственного имущества в аренду выполнены: от сдачи федерального имущества - на 275,3 процента, от сдачи областного имущества - на 109,07 процента.


Динамика роста поступлений доходов в бюджеты
от сдачи в аренду государственного имущества

(тыс. рублей)

Наименование бюджета

1994 год

1995 год

1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

Областной

159,1

210,49

125,46

590,0

1273,1

2039,7

Федеральный

(без учета льготных категорий балансодержателей)

-

-

207,0

452,0

742,0

2336,0


          Количество государственных унитарных предприятий и учреждений, зарегистрированных  на территории Читинской области, составило по состоянию на 1 января 2000 года 586 единиц (не включая учреждений и предприятий Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной пограничной службы России, Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации); количество хозяйственных обществ с долей федеральной и областной собственности в уставном капитале - 101 единица.


Структура государственных предприятий и учреждений

№ п/п

Уровень
собственности

Количество государственных унитарных предприятий, единиц

Количество государственных
учреждений,
единиц

1.

Федеральная собственность

93

365

2.

Областная собственность

36

92

  

Всего:

129

457


В 1999 году в области активизирована работа по формированию и ведению реестров государственной собственности Российской Федерации и Читинской области в соответствии с требованиями постановлений Правительства Российской Федерации от 3 июля 1998 года № 696 и Главы Администрации Читинской области от 7 апреля 1999 года № 422.

          В 1999 году приобретено пакетов акций, объектов недвижимости, иного имущества (для нужд федеральных и областных предприятий и учреждений) в собственность Читинской области за счет средств  областного бюджета на сумму 18,7 млн. рублей.

          Кроме того, в 1999 году учреждены восемь государственных унитарных предприятий, семь государственных учреждений и Фонд развития жилищного строительства Читинской области, относящиеся к государственной собственности Читинской области. Представление интересов государства в хозяйственных обществах осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и постановлениями Главы Администрации Читинской области от 15 января 1999 года № 62, от 2 марта 1999 года № 245.

          Принятые меры по организации и координации работы представителей государства в органах управления хозяйственных обществ по усилению контроля за их деятельностью оказались недостаточными, так как в целом управление долями, пакетами акций представителями Российской Федерации и Читинской области остается неэффективным.