Действующий

О программе социально-экономического развития Читинской области на 2000-2002 годы

2. Финансово-бюджетная политика.


Целевыми направлениями финансово-бюджетной политики на 2000-2002 годы  определены:

принятие и реализация областной среднесрочной Программы социально-экономического развития области на 2000-2002 годы с конкретными мерами, обеспечивающими устойчивое функционирование отраслей экономики и социальной стабильности в регионе;

увеличение доходов и экономии государственных ресурсов, проведение инвентаризации расходной части областного бюджета и бюджетов муниципальных образований городов и районов области, бюджетной сети численности работников бюджетной сферы, ужесточение финансово-бюджетной дисциплины, целевое расходование бюджетных и внебюджетных средств;

переход на казначейское исполнение бюджетов всех уровней;

формирование местных бюджетов по единой методологии государственных минимальных социальных стандартов и норм;

построение межбюджетных отношений органов местного самоуправления и государственной власти на следующих принципах:

взаимной ответственности;

выравнивании доходов муниципальных образований;

сокращении встречных финансовых потоков;

повышении заинтересованности органов местного самоуправления в собственных доходах местных бюджетов;

гласности межбюджетных отношений;

прекращение различных форм безденежных зачетов;

мониторинг за функционированием денежных потоков;

разработка механизма поддержки инвесторов путем предоставления льгот, реструктуризации долгов в бюджет, предоставления бюджетных ссуд на условиях возврата и платности, формирования инвестиционных фондов;

предоставление гарантийных обязательств под привлекаемые кредитные ресурсы;

уменьшение налогового бремени на реальных товаропроизводителей;

контроль за обеспеченностью  долговых обязательств реальными активами;

организация консорциумов банков для инвестирования региональных программ.

Для реализации поставленных задач в Программе предлагается сосредоточить усилия на создании механизма, создающего единое финансовое пространство в области. И первым шагом в этом процессе будет принятие Закона Читинской области “О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Читинской области”, который призван урегулировать множество противоречий в региональном бюджетном законодательстве.

Переход на казначейское исполнение бюджета повлечет за собой  перераспределение полномочий в системе органов исполнительной власти и позволит довести средства областного бюджета своевременно и в полном объеме до каждого бюджетополучателя, обеспечить их строго целевое финансирование. Одновременно будет решена проблема создания эффективной системы стабильных поступлений в областной бюджет. Казначейское исполнение бюджетов всех уровней позволит сохранить финансовую вертикаль в области.

Для совершенствования механизма бюджетного распределения средств, их эффективного использования необходимо принятие Закона Читинской  области “О региональном государственном заказе”, который обеспечит поддержку местным товаропроизводителям, будет способствовать расширению налогооблагаемой базы и эффективному использованию бюджетных средств.

Одной из первоочередных задач является необходимость повышения ориентированности финансово-бюджетной системы на поддержку инвестиционной активности в области для обеспечения стабильного развития системообразующих отраслей экономики региона.  Реализация данной задачи требует формирование нормативно-правовой базы для привлечения финансовых ресурсов.  Принятие Закона Читинской области “О бюджете развития” - это обеспечение государственной поддержки предприятиям-инвесторам, формирование областных государственных инвестиционных ресурсов за счет части  налоговых платежей, создание действенной системы областных государственных гарантий под высокоэффективные и быстроокупаемые проекты. Создание государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней в Читинской области, который будет выполнять функции золотовалютного резерва,  привлечет инвестиции через залоговые операции, обеспечит прямое участие области в эффективных проектах в форме кредитования. Средства фонда будут служить надежным обеспечением для получения предприятиями области инвестиционных кредитов, а также самостоятельным источником инвестиционного участия государства в развитии экономики области. Принятие Закона Читинской области “О залоговом фонде” будет способствовать привлечению капитала кредитно-финансовых институтов и других инвесторов и его защищенности.

Масштабный характер неплатежей в области невозможно решить только реализацией процедуры банкротства. Программой предусмотрено использовать различные механизмы по реструктуризации и списанию накопившейся задолженности предприятий. Для решения данного вопроса  необходимо провести инвентаризацию плательщиков всех уровней и по ее результатам списать безнадежные долги, а также организовать работу по урегулированию взаимных долгов предприятий по просроченной задолженности. Все мероприятия по сокращению взаимных неплатежей позволят  сократить задолженность по налоговым платежам  области, будут способствовать восстановлению платежеспособности предприятий и обеспечению текущих налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Программой предлагается разработать на областном уровне механизм предоставления моратория на долги работающих и экономически перспективных предприятий на срок не менее 2-3 лет, капитализировать кредиторскую задолженность. Данный мораторий будет способствовать накоплению ресурсов для активизации хозяйственной деятельности предприятий и, как следствие, - их последующих расчетов с долгами. Капитализация кредиторской задолженности отразится на увеличении доли государства в уставном капитале предприятий, а также будет способствовать уменьшению кредиторской задолженности.  

Важным направлением финансовой стабилизации является повышение доходов  областного бюджета и бюджетов муниципальных образований области от использования объектов государственной собственности. В свою очередь, повышение доходности от собственности связано с оптимизацией задач по управлению ею. Реализация Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Читинской области будет способствовать повышению эффективности управления государственной собственностью. Принятие Закона Читинской области “Об управлении государственной собственностью в Читинской области” обеспечит недопущение незаконного присвоения государственной собственности, создание на предприятиях эффективного менеджмента, учитывающего государственные интересы области.

Эффективность функционирования экономики в целом, и в том числе предприятий, зависит не только от того, кому принадлежит право собственности на средства производства: государству или частному владельцу. Обладать правом собственности еще не значит быть рачительным хозяином, надо желать и уметь хозяйствовать. Если же этого не получается, вступают в силу другие законы, нормы, правила: процедура банкротства, исполнительное производство и так далее. Поэтому Программой предлагается определить механизм проведения процедуры назначения внешнего управления. Данный механизм будет способствовать ликвидации предприятий банкротов, формированию вторичного рынка технологического оборудования для создания лизингового фонда, необходимого для обновления и расширения производственного процесса. Формирование лизингового фонда для поддержки малого предпринимательства создаст оптимальные условия для развития предпринимательства, малого бизнеса, а также будет способствовать реализации комплекса мер по формированию вторичного рынка технологического оборудования.

Принятие Законов Читинской области “О предоставлении налогового кредита” и “О предоставлении налоговых льгот отдельным категориям  плательщиков” обеспечит экономическую поддержку хозяйствующих субъектов, прирост объемов производства, расширение налогооблагаемой базы и направление высвобождающихся средств на инвестирование.

Создание банковского консорциума, предложенного в Программе, обеспечит возможность финансирования инвестиционных проектов и социально-экономических программ, необходимых для развития экономики области, за счет кредитных ресурсов коммерческих банков.