Действующий

О программе социально-экономического развития Читинской области на 2000-2002 годы


2.5. Развитие малого предпринимательства.


Система малого бизнеса выделяется как самостоятельная среда рыночной экономики, прежде всего, в связи со своеобразием решаемых ею задач. Предприятия этой сферы способны внести значительный вклад в экономику региона в виде произведенных товаров и услуг, являясь важнейшим элементом инфраструктуры, обеспечивающей развитие и существование рынка.

Как показывает анализ, реальный потенциал  малого предпринимательства, который так необходим для динамического развития области, до сих пор не занял соответствующего положения в экономике.

На 1 января 2000 года в Читинской области зарегистрировано 2858 малых предприятий. Численность занятых в малом бизнесе насчитывает 32,3 тыс. человек. Помимо этого, налоговыми органами зарегистрировано свыше 19 тыс. индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица. Общее количество занятых в малом бизнесе превышает 50 тыс. человек, что составляет примерно 7 процентов от общего числа трудоспособного населения области.

Следует отметить, что в сегментации рынка постепенно происходит перераспределение предприятий в пользу менее трудоемких отраслей (где вложенные средства приносят наибольшую отдачу) - предприятий торговли и общественного питания. Удельный вес данных предприятий в общем количестве малых предприятий составляет 52,1 процента, на их долю приходится 67,5 процента численности занятых в малом бизнесе. Этими предприятиями произведено 32 процента объема продукции (работ, услуг), доля капитальных вложений составила - 1,3 процента.

          Малые предприятия промышленности занимают второе место в отраслевой структуре малого бизнеса и составляют 16,8 процента от общего числа малых предприятий области, занято в этой отрасли 16,4 процента работающих, произведено продукции (работ, услуг) 23 процента и объем капитальных вложений составил 31,7 процента.

          Третье место занимает строительство, его основные показатели: количество малых предприятий 12,9 процента, число занятых 5,6 процента, объем продукции 25,1 процента, объем капитальных вложений 27,5 процента.

          Распределение малого бизнеса по формам собственности показывает, что преобладающей является частная форма собственности, примерно 80 процентов общего числа малых предприятий основаны на этой форме собственности.

          Налоговые поступления от малых предприятий имеют тенденцию к повышению: по итогам 1998 года они составляли 10,08 процента в общем объеме налогов области, за первое полугодие 1999 года - 13,66 процента. Сумма налогов от физических лиц - предпринимателей также заметно возросла (с 1,72 процента до 4,19 процента).

          Основным средством государственной поддержки предпринимательства является программа “Поддержка и развитие малого предпринимательства на территории Читинской области”. Сложившаяся система поддержки характеризуется недостатком финансовых ресурсов, что не позволило выполнить программу на 1998-1999 годы, постановлением областной Думы принято решение пролонгировать программу на 2000 год.

          Все более весомым фактором развития малого предпринимательства становится система мер его государственной поддержки. В области ведется работа по формированию инфрастуктуры поддержки субъектов предпринимательства. Так, совместными усилиями Администрации области и заинтересованных кругов созданы: областной Фонд поддержки малого предпринимательства, Читинское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса, на базе Читинского института Иркутской Государственной экономической Академии - Учебно-Деловой Центр.

          Государственная политика в сфере отношений с малым бизнесом в среднесрочной перспективе в приоритетном порядке решает три основные задачи: предоставление малому бизнесу стабильных и благоприятных условий функционирования, оказание поддержки тем, кто начинает предпринимательскую деятельность и развивает собственное дело, обеспечение защиты прав и безопасности личности, имущества и собственности.

          В целях обеспечения нормальных условий для функционирования субъектов малого предпринимательства и привлечения средств федерального бюджета предусматривается разработка и принятие программы развития предпринимательства в Читинской области на 2001 - 2002 годы.

          Системой программных мероприятий предусматривается поддержка предпринимательства таких приоритетных отраслей, как:

агропромышленный комплекс и переработка сельскохозяйственной продукции;

малое промышленное производство и производство импортозамещающих товаров народного потребления;

малая строительная индустрия;

транспорт;

дорожное хозяйство и придорожный сервис;

почтовый и информационный сервис;

инновационная сфера.

          С учетом производственной специализации области в дальнейшем следует ориентироваться на приоритетную направленность предпринимательской деятельности в горнорудной и сопутствующей ей промышленности.

Основная группа проблем связана с существующим законодательством. В связи с этим планируется работа с федеральным центром и подготовка предложений в разрабатываемые нормативные правовые акты, а также внесение поправок в законы Читинской области.

          Следующая группа проблем - доступ малых предприятий к финансовым ресурсам. На данном этапе существует проблема свободных денежных средств. Необходимо планирование и выделение кредитных ресурсов из бюджетных средств. Это позволит поддержать наиболее привлекательные инвестиционные проекты и облегчить доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам банков и бюджетным средствам. Важным направлением государственной политики в сфере малого бизнеса должна стать работа по созданию системы финансирования малого бизнеса на основе предоставления гарантий Администрацией области.

Следует искать и новые нетрадиционные источники получения средств. Прежде всего, это лизинговые операции, так как лизинг наиболее эффективен в сфере малого бизнеса.

          Учитывая дефицит областного бюджета, необходимо сделать акцент на развитие прогрессивных механизмов привлечения внебюджетных ресурсов. В целях самоорганизации можно предложить создание кредитных ассоциаций предпринимателей, союзов взаимного финансирования малых предприятий, ассоциации финансовой взаимопомощи и т.п., где будет возможно получать льготную ссуду для пополнения собственных оборотных средств.

          Следующим направлением поддержки является кадровое обеспечение, включающее организацию системы обучения неработающих граждан основам предпринимательской деятельности, переподготовки и повышения квалификации кадров, а также профессиональной подготовки специалистов для работы в сфере малого бизнеса, оказание научно-технического и информационного содействия. Для решения этой задачи необходимо добиться выделения средств из Федерального Фонда занятости. Необходимо усилить методическое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства, так как представители малого бизнеса слабо владеют навыками учета, бизнес-планирования, маркетинга, финансового анализа, правовой культуры.

          Также планируется создание областной структуры Межрегионального Маркетингового Центра (ММЦ). Создание данного центра позволит вести базу данных по предприятиям региона, а также сбор и обработку информации о возможностях и потребностях региона (на сегодняшний день в сеть ММЦ входят 47 регионов).

          Необходима организация всевозможных выставок, презентаций для рекламы произведенного товара, открытие постоянно действующего выставочного центра продукции и услуг предприятий Читинской области, который будет призван оказывать содействие предпринимателям в поиске партнеров и реализации продукции (работ, услуг).