Необходимость разработки областной целевой программы "Воспитание детей и подростков в Читинской области (2001 - 2005 годы)" обусловлена реальными процессами, происходящими в социальной сфере общества. Неблагоприятные тенденции в детской среде, возникшие в связи с ухудшением социально-экономического положения семьи, падением нравственных устоев среди родителей, разрушением прежней воспитательной системы, продолжают развиваться. Растет количество семей, не занимающихся воспитанием детей. В 1999 году комиссиями по делам несовершеннолетних рассмотрено 1039 дел на родителей, уклоняющихся от воспитания детей, 195 из них лишены родительских прав, 72 - ограничены в дееспособности, у 80 родителей дети отобраны и помещены в интернатные учреждения.
Среди проблем детского неблагополучия наиболее значительными являются рост безнадзорности и, как следствие, преступности, злоупотребление психоактивными веществами, травматизм и гибель детей. Нередкими стали случаи подросткового суицида. В 1999 году комиссиями по делам несовершеннолетних рассматривались дела на 1092 подростков, самовольно ушедших из семей. Выявлено более 6000 детей, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством. По данным УВД за 12 месяцев 1999 года около 7000 детей школьного возраста не сели за парты, нигде не учатся и не работают. На учете в органах внутренних дел состоит около 1000 несовершеннолетних, к которым применены меры воздействия за распитие спиртных напитков. Отмечается рост венерических заболеваний, распространение проституции и вовлечение в эту деятельность подростков. В 1999 году привлечено 84 несовершеннолетних за занятия проституцией.
Происходит резкое обозначение грани между городом и селом, между богатыми и бедными по доступности культурных и образовательных центров, по качеству образовательных услуг, по соблюдению гарантий прав детей на образование, по возможности охраны здоровья детей. Из-за недостатка финансовых средств, низкой платежеспособности родителей дети не могут принимать участия в областных мероприятиях, в научных конференциях в г. Москве и других регионах России. Во многих образовательных учреждениях работа с талантливыми детьми ведется за счет средств родителей (репетиторство, платные факультативы, индивидуальные консультации, платное обучение в гимназиях, лицеях, лицейских классах). Не все родители, особенно из малообеспеченных семей, в состоянии создать условия для дальнейшего развития своего ребенка, проявляющего особые способности. Этим детям необходима социальная поддержка. В области работают 2 частные школы, 3 лицея при ВУЗах, 1 областной многопрофильный лицей, обучающие в основном контингент города Читы, 409 профильных лицейских и педагогических классов. Функционирует 31 учреждение начального профессионального образования, осуществляющее подготовку по 56 профессиям. Но для многих детей получение профессий и трудоустройство стали неразрешимой проблемой.
Дефицит бюджетов и недостаточное финансирование отрасли в муниципальных образованиях привели к необходимости сокращения муниципальных систем дополнительного образования детей. Полностью сокращены детские клубы по месту жительства. Значительному сокращению подверглись узкопрофильные учреждения дополнительного образования детей: станции юных техников, станции юных туристов, станции юных натуралистов. В настоящее время система дополнительного образования детей в области представлена в основном домами (центрами) детского творчества и детско-юношескими спортивными школами, контингент учащихся которых за последние годы сократился на 50%. Сокращение контингента произошло по причине прекращения финансирования филиалов названных учреждений в школах и уменьшения количества педагогов дополнительного образования в самих учреждениях, Из образовательных программ домов детского творчества повсеместно удалены технические, туристические профили, не финансируются ставки методистов по организации детского движения. Неудовлетворительно финансируются традиционные районные мероприятия с детьми, недостаточно средств на участие команд в областных мероприятиях с детьми. Отсутствует возможность для занятий по интересам детям сельских школ. Особенно тревожное положение складывается в Шелопугинском, Калганском, Газимуро-Заводском, Александрово-Заводском, Каларском, Забайкальском районах. В сфере воспитательной деятельности образовательных учреждений продолжается процесс организации групповой и коллективной внеклассной работы с детьми. Ограниченные возможности образовательных учреждений для развития внутришкольных систем дополнительного образования (недостаточное финансирование, слабая материальная база, дефицит квалифицированных кадров) не позволяют им идти по пути дальнейшего совершенствования процесса воспитания в направлении создания условий для развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Неудовлетворительно работают педагогические коллективы по сохранению физического и психического здоровья детей. В образовательных учреждениях области на сегодняшний день всего 137 психологов и 129 социальных педагогов. Этого крайне недостаточно для нормализации психолого-педагогического руководства учебно-воспитательным процессом.
Обнищание, утрата общей санитарной культуры, бытовая распущенность, снижение уровня социально-гарантированной медицинской помощи привели к резкому увеличению количества детей, обладающих широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении, В современных условиях учитель не в состоянии выполнять роль универсального заменителя многих специалистов, нужных для организации воспитательного процесса. Воспитательный потенциал образовательных учреждений нуждается в кадровом совершенствовании. Каждому образовательному учреждению необходимы: психологи, социальные педагоги, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования. Также необходимы дополнительные средства для привлечения к 'работе с детьми специалистов по организации правового просвещения учащихся, пропаганды здорового образа жизни, профориентационной работы.
В связи с принятием в 1998 году и реализацией областной целевой программы "Дети Забайкалья 1998-2000 годы", целью которой было создание благоприятных условий для обучения и воспитания детей, их дальнейшего интеллектуального развития, обеспечение социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований и реформ, существенно активизировалась работа с талантливыми детьми. Расширилось количество профилей предметных олимпиад. В 2000 году областные олимпиады проведены по 14 предметам, в 2001 году планируется проведение олимпиад по 17 предметам. В области появилась система очно-заочных профильных школ, позволяющая более целенаправленно осуществлять дополнительные образовательные услуги, создавать условия для развития талантливых детей. Таких школ в настоящее время насчитывается 7, в них систематически занимается свыше 600 детей из сельских районов области. Развиваются областной многопрофильный лицей, лицеи при ВУЗах. Настоящая программа является продолжением программы "Дети Забайкалья 1998-2000 г.", действие которой заканчивается в 2000 году. Также в данную программу, разработанную во исполнение Федеральной целевой программы "Дети России 1998-2000 г.", внесены мероприятия по развитию воспитательного процесса и мероприятия по развитию системы дополнительного образования, направленные на совершенствование материальной базы образовательных учреждений, научно-методическое обеспечение воспитательной работы, количественное и качественное изменение кадрового потенциала.