Действующий

Об областной целевой программе "Развитие образования на селе (2001-2005 годы)". (с изменениями на 28 ноября 2002 года)


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами.


Сельская школа вносит весомый вклад в дело образования и воспитания подрастающего поколения. Её состояние и уровень работы существенно влияют на социальное развитие села, повышение культурного уровня сельского населения, решение демографических проблем на селе. Ухудшение социально-экономических условий, снижение объемов финансирования на укрепление учебно-материальной базы в последние годы отрицательно сказались на развитии образования на селе. В 1999/2000 учебном году в области функционировало 852 образовательных учреждения: 319 дошкольных, 515 общеобразовательных школ (в т.ч. 151 начальных, 94 основных, 270 средних), 4 специальных школы, 12 ПТУ. Из 197571 учащегося школ области 84249 обучаются в сельских школах.

Особенно остро стоит вопрос выживаемости сельской малокомплектной, малочисленной школы, 39 сел не имеют школ. В связи с реструктуризацией сети сельских школ в области с 1990 года закрыто 35 начальных, 3 основные школы, число учащихся сократилось на 5105 человек (с 89354 до 84249), 57% начальных школ области имеют контингент до 15 человек, 35% -до 40 учащихся. Особенно сильно отразилась финансово-экономическая ситуация в стране и области на сети сельских дошкольных учреждений. За период с 1992 года число их сократилось на 264 (1992 г.-583, 2000 г.-319). Достаточно остро стоит проблема подготовки детей к обучению в школе, так как семейное' воспитание не в состоянии компенсировать отсутствие общественного дошкольного воспитания. Необходима система мер для подготовки детей к школе. Несмотря на принимаемые меры по улучшению положения дел, материальная база учреждений образования сельской местности продолжает ухудшаться: 94 сельские школы требуют капитального ремонта, 16 - находятся в аварийном состоянии, в 27 - нет спортивных залов, в 53 - нет столовых.

Материальные трудности препятствуют созданию полноценной развивающей среды в дошкольных учреждениях, сельские школы испытывают трудности в программно-методическом, материально-техническом обеспечении учебного процесса.

_______________________________________________________

С изменениями, внесенными  Законом Читинской области от 28.11.2002 № 425-ЗЧО

второе предложение третьего абзаца исключено

   _________________________________________________________

Только 81 школа имеет кабинет "Основ информатики и вычислительной техники", школы нуждаются в видеотехнике, копировальной технике.

   _______________________________________________________________________________________________________

В связи с сокращением сети образовательных учреждений принимаются меры по организации подвоза из отдаленных деревень, в подвозе нуждаются 4824 учащихся.

______________________________________________________________________________________________________

Абзац 5-ый исключен на основании

Законом Читинской области от 28.11.2002 № 425-ЗЧО

Важнейшей проблемой для сельской школы является организация горячего питания. На начало 1999/2000 учебного года получали горячее питание 69,6% детей, большинство сельских школ решают эту проблему за счет средств, получаемых с пришкольных участков, подсобных хозяйств, хотя без целевых средств решить эту проблему невозможно.

______________________________________________________________________________________________________

Одним из главных направлений деятельности в работе органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений является кадровое обеспечение. Оно должно предусматривать реформирование процесса подготовки педагогических кадров для сельской школы с учетом её специфики. В настоящее время в сельских образовательных учреждениях только 21,9% педагогов начальной школы, 77% - средней школы имеют высшее образование. В ряде школ из-за отсутствия преподавателей не ведутся предметы, входящие в базисный учебный план. Растет текучесть педагогических кадров. Ежегодно более 300 педагогов выбывают из сельских школ области по различным причинам, в том числе из-за отсутствия жилья (400 педагогов нуждается в жилье), несвоевременной выплаты и низкой заработной платы.

В целях улучшения кадрового обеспечения необходимо продолжить практику подготовки' специалистов на контрактной основе и по целевому приему, совершенствовать работу по ориентации выпускников сельских школ на педагогическую профессию.

Повышение квалификации педагогов и руководителей в сельских образовательных учреждениях осуществляется Читинским институтом повышения квалификации работников образования, но в связи с финансовыми трудностями количество слушателей института из сельских районов области сокращается год от года. Краткосрочные курсы и семинары не могут заменить полноценной курсовой подготовки.

Значительные трудности возникают в сельских малокомплектных школах с введением базисного учебного плана в силу ряда специфических особенностей: малочисленность классов, отсутствие параллельных классов, недостаточность кадрового, программно-методического обеспечения. Обновление содержания образования на селе должно предусматривать, хорошую базовую подготовку учащихся по основам наук, развитие творческих способностей, научного мышления, значительное повышение роли культуры, усиление политехнической направленности, связи с жизнью, практикой, усиление гуманизации образования. Важно не только давать больше знаний, но и сделать образование личностно значимым для реализации жизненных планов и намерений учащихся. Сегодня представляется необходимым создание и отработка самых разнообразных типологических и видовых моделей сельских школ с существенным изменением в них содержания обучения и воспитания.

Не меньше трудностей и проблем вызывает и организация внеклассной кружковой и воспитательной работы со школьниками сельских школ, которая имеет немаловажное значение для развития личности. В малокомплектных сельских школах кружковая и клубная работа "сужена" из-за малочисленности классов, отсутствия квалифицированных кадров, слабой материальной базы.

Основными проблемами, тормозящими процессы развития образования на селе являются:

- недостаточное финансирование деятельности сельских учреждений образования, резкое сокращение объемов строительства и капитального ремонта;

- невыполнение предусмотренных действующим законодательством социальных гарантий педагогическим работникам сельских школ;

- нехватка средств и ресурсов для подготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров в соответствии с современными требованиями;

- недостаточное информационное обеспечение профессиональной деятельности учителя и руководителя сельской школы, дефицит профессионального и культурного общения;

- медленное обновление содержания образования, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса;

- несбалансированное развитие рынка образовательных услуг на селе.

В целях стабилизации и дальнейшего развития системы образования на селе необходимо определить систему мер, способствующую решению следующих проблем: