В "Программе стабилизации и развития ЛПК Читинской области" комплекс мер по восстановлению платежеспособности сельскохозяйственных предприятий, нормализации финансового обращения в аграрной сфере должен рассматриваться в качестве ключевого элемента, определяющего все содержание Программы. Он предполагает, с одной стороны, разработку мер, связанных с финансовым оздоровлением предприятий, путем согласованных решений по погашению (отсрочке или списанию) задолженности, сложившейся в последние годы, а также меры, направленные па недопущение возникновения просроченной задолженности в будущем.
Главной проблемой для большинства хозяйств области в деле финансового оздоровления и налаживания нормального денежного обращения является проблема старых долгов. Программа предусматривает использовать в качестве главных процедур финансового оздоровления таких хозяйств реструктуризацию долгов, их "замораживание" и частичное списание (особенно пени и штрафов). Списание долгов следует производить поэтапно, с учетом выполнения обязательств по текущим платежам.
В отношении сельскохозяйственных предприятий, не имеющих ясных перспектив по обеспечению текущей платежеспособности, необходимо провести процедуру конкурсного производства и создания на базе закрывающегося хозяйства, прежде всего, за счет земельных долей неотчуждаемых в результате применения процедуры банкротства, ассоциаций крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов. При этом следует исходить из того, что производственная кооперация образованных крестьянских хозяйств имеет перспективы преимущественно по линии совместного использования техники, производства зерна и кормов, ветеринарного обслуживания, сбыта сельскохозяйственной продукции. Во исполнение данного раздела настоящей Программы следует разработать специальную программу поддержки кооперации и развития ЛПХ и крестьянских хозяйств области.
Для успешного выполнения предложенных мероприятий необходимо провести паспортизацию сельскохозяйственных предприятий области, обратив в ней особое внимание отражению кредитной задолженности (состав организаций-кредиторов, время возникновения задолженности, размер пени и штрафов и т.д.), а также оценки потенциальных возможностей организации эффективного сельскохозяйственного производства.
В целях предотвращения и преодоления неплатежеспособности сельскохозяйственных предприятий и сохранения села как единой хозяйственной системы:
а) передать все объекты социальной инфраструктуры органам местного самоуправления;
б) установить гарантированный минимум затрат на социальные нужды для сельских поселений и систему его финансовой поддержки;
в) ввести статус села с особо неблагоприятными условиями хозяйственной деятельности, предусмотрев для этих сел организацию надомного труда, поддержку малого предпринимательства и народных промыслов, особые условия реализации продукции;
г) определить перечень имущества, не подлежащего включению в конкурсную массу, без которого невозможно дальнейшее сельскохозяйственное производство (техника, предназначенная для производства сельскохозяйственной продукции, семена, продуктивный скот и т.п.);
д) разрешить использовать имущество, не включенное в конкурсную массу, для внесения в качестве паевого взноса при организации кооператива на базе неплатежеспособного предприятия;
е) засчитывать в счет погашения задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами стоимость услуг, оказываемых населению сельскохозяйственными предприятиями на безвозмездной основе, или на сумму убытков от оказываемых населению услуг;
ж) установить условия присоединения несостоятельных сельскохозяйственных предприятий к экономически благополучным организациям:
- отсрочка платежей в бюджет и внебюджетным фондам на 5 и более лет;
- уменьшение задолженности на сумму произведенных в неплатежеспособное хозяйство вложений;
- списание безнадежных долгов;
- предоставление налоговых льгот на вложенный в убыточное сельскохозяйственное предприятие капитала;
- установить параметры, при которых предоставляются льготы (сохранение или увеличение рабочих мест, рост производства и т.д.).