Действующий

О Программе стабилизации и развития агропромышленного производства Читинской области до 2005 года

9. Формирование рынка сельскохозяйственной продукции.

Функционирование регионального продовольственного рынка предполагает наличие развитой производственной и рыночной инфраструктуры, которая представляет собой совокупность отраслей и служб, обеспечивающих продвижение продовольствия от производителя к потребителю. Сюда входят:

- материально-техническая база хранения и транспортировка продовольствия;

- торгово-заготовительная система, занимающаяся покупкой и продажей продовольствия;

- банковские, страховые и другие организации, обеспечивающие финансовую деятельность субъектов рынка продовольствия;

- информационная служба.

Значительное место в формировании областного продовольственного рынка займут саморегулирующиеся потоки продовольствия через посреднические и коммерческие структуры, поставки продовольствия напрямую от сельскохозяйственных товаропроизводителей и др. В результате рынки, как форма экономической организации и пространственного сосредоточения торговых сделок по установленным правилам будут местом организации торгов для множества продавцов и покупателей (или их представителей), выявления опроса, предложения и цены на текущий момент, а при фьючерсной торговле на биржах - на перспективу.

Основой рыночной инфраструктуры является сеть организованных оптовых продовольственных рынков. Это государственная, муниципальная или относящаяся к иной организационно-правовой форме хозяйственная структура, осуществляющая в определенном месте организационное обеспечение операций по купле-продаже продовольствия и сельскохозяйственного сырья.

Оптовый продовольственный рынок не является собственником продукции и его деятельность ориентирована на обслуживание участников оптовых торгов.

Учитывая, что продовольственные рынки следует в первоочередном порядке создавать на районном уровне, целесообразно в порядке эксперимента в нескольких районах по зонам создать оптово-розничные продовольственные рынки.

В эксперименте будут отработаны и обоснованы: элементы государственного регулирования, система закупок и каналов движения продукции; механизм взаимоотношений субъектов рынка; организационно-экономические параметры, нормативно-правовые и производственные положения функционирования продовольственных рынков и другие организационные и нормативно-правовые документы.

Создание и нормальное функционирование оптовых продовольственных рынков может осуществляться на основе устойчивого кредитования. Размеры кредитов, процентные ставки по ним, сроки погашения кредитов и мера ответственности за несвоевременный возврат определяются на основе договора между руководителями оптовых продовольственных рынков и соответствующих банковских структур. В период становления рынков важно обеспечить льготное кредитование участников оптовых рынков, направленное на формирование оборотного капитала и укрепление их материально-технической базы.

Основная целевая направленность формирования оптовых продовольственных рынков - создание благоприятных условий сельхозтоваропроизводителям для производства, переработки и реализации продукции, ускорения оборачиваемости финансовых средств и материальных ресурсов.

Проведение государственных закупочных операций на продовольственных рынках явится не только способом поддержки доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и формирования государственных продовольственных фондов, но и регулирования рынков, создания устойчивых каналов реализации продукции, поддерживания условий нормальной конкуренции на нем. При неблагоприятной рыночной конъюнктуре, то есть при общем понижении цен и ухудшении условий реализации, государственные органы могли бы увеличивать объем закупок и этим позволили бы изъять "лишнюю" продукцию с рынка, тем самым стабилизируя цены и облегчая реализацию продукции. Создание продовольственных фондов и проведение товарных интервенций позволило бы, таким образом, поддерживать условия нормальной конкуренции и компенсировать недостаточную развитость инфраструктуры рынка.

При этом будет уменьшаться поступление не желаемого импорта и обеспечиваться продовольственная безопасность региона.

Для преодоления негативных последствий локального монополизма предприятий переработки, а особенно оптово-розничной торговли, необходимо при обосновании уровня гарантированных закупочных цен определить и узаконить расчстно-нормативное соотношение сельских товаропроизводителей, переработчиков и торговли в цене реализации конечных продуктов, прежде всего молочных и мясных.

Предприятия потребительской кооперации имеют богатый опыт по закупкам продукции в личных хозяйствах населения, поэтому целесообразно использовать их опыт и кадры при формировании рыночной инфраструктуры оптовых рынков на районном уровне и особенно создания закупочных пунктов в сельских поселениях.