Действующий

О Программе стабилизации и развития агропромышленного производства Читинской области до 2005 года

Таблица 3

Производство продукции животноводства в Читинской области (тыс. т.)

Продукция

1999

Прогноз

  

  

2001

2002

2003

2004

2005

Все категории хозяйств

Мясо, жив. в.

80

80

80

83

85

90

Молоко

248

280

300

310

320

330

Яйца, млн. шт.

123

125

130

150

170

190

Шерсть, тыс. т

1,3

1,3

1,3

1,3

1,4

1,5

Сельскохозяйственные предприятия

Мясо, жив. в.

10,0

10,0

10,0

11

12,5

17,5

Молоко

28,2

30

32

35

42

50

Яйца, млн. шт.

78,8

80

80

100

120

150

Шерсть, тыс. т

1,2

1,1

1,2

1,2

1,3

1,4


Производство молока в перспективе должно занять одно из ведущих мест в агропромышленном комплексе области. Однако в рамках структурной перестройки целесообразно решать проблему молочного хозяйства не за счет неэффективных капитальных вложений, традиционных путей увеличения численности молочного скота с заведомо низкой ресурсорасточительной продуктивностью, а прежде всего путем коренного изменения стратегии перестройки молочного животноводства.

Отрасль получит развитие, прежде всего, в пригородном поясе для обеспечения юродского населения цельномолочной и кисломолочной продукцией и повсеместно в личных подсобных хозяйствах населения, где будет сосредоточено три четверти молочных коров. В специализированных, особенно пригородных хозяйствах, необходимо пополнение молочного стада высококлассными животными, обеспечивающими удой на корову не менее 3 тыс. кг. В этих целях прежде всего необходимо сохранить имеющиеся племрепродукторы области с общей численностью 1940 голов высококлассного маточного поголовья черно-пестрой и симментальской пород. Ежегодно в течении пяти лет до 2005 г. они могут поставлять на товарные молочные фермы в первые два года по 200-250, а в последующие годы по 250-300 племенных телок.

Для воспроизводства племенного ядра в племрепродукторах необходима покупка 200 племенных высококлассных телок, 60 бычков.

Для поддержки молочного скотоводства пригородных хозяйств предполагается компенсация на приобретение полнорационных комбикормов в размере 50 процентов их стоимости, компенсация на приобретение племенного скота -100 процентов племнадбавки (приложение 18).

Потребность населения в молоке и молочных продуктах составит 470 тыс. тонн, в т.ч. городского населения 390 тыс. т. Прогнозируемые объемы собственных сырьевых ресурсов позволят удовлетворить потребность населения области на 65 процентов (приложения 19-22).

Мясной баланс Читинской области будет складываться при рациональном сочетании скотоводства, овцеводства, свиноводства, коневодства и других отраслей мясного подкомплекса (приложение 20).

Основной приоритет и государственная поддержка должны быть отданы мясному скотоводству и овцеводству.

Приоритетное развитие мясного скотоводства обусловлено сложившимися в настоящее время благоприятными условиями для ведения этой отрасли. Они заключаются в возможности использования больших площадей сенокосов, пастбищ, выбывших из оборота сельскохозяйственного производства в связи с сокращением численности молочного скота, и, главным образом, овец, а также пустующих помещений, которые освободились с уменьшением всех видов поголовья скота. Их развитию способствует малозатратность и относительно меньшая энергоемкость производства по сравнению с молочным скотоводством.

В мясном скотоводстве необходимо:

- сохранить племенное ядро мясного скота казахской белоголовой, герефордской, калмыцкой пород, создать племрепродуктор по разведению скота галловейской породы. Племрепродукторы могут поставлять товарным фермам ежегодно по 100-150 высококлассных телок мясных пород:

- расширить масштабы промышленного скрещивания низкопродуктивных молочных коров с быками мясных пород. В сельскохозяйственных предприятиях доля мясного скота в общей численности поголовья крупного рогатого скота повысится с 8,7 до 25-30 процентов в 2005 г.;

- осуществить компенсацию на приобретение полноценных комбикормов в размере 50 процентов стоимости и 100 процентов на приобретение племенных животных (племнадбавки);

- обеспечить за счет средств областного бюджета дотацию на стоимость доз семени при искусственном осеменении.

Овцеводство, являясь ведущей отраслью животноводства, переживает в настоящее время наибольший упадок в связи с диспаритетом цен, отсутствием первичной переработки шерсти, а также отсутствие рынка сбыта баранины. В 90-е годы поголовье овец сократилось практически в 5 раз.

К числу наиболее важных проблем, способствующих возрождению отрасли, следует отнести следующие приоритетные направления:

- сохранение генофонда отрасли в племзаводах и репродукторах;

- создание новых внутрипородных направлений, сочетающих наряду с высокой шерстной высокую мясную продуктивность;

- поддержка овцеводческой отрасли в сельскохозяйственных предприятиях районов первой группы: Борзинского, Краснокаменского, Александро-Заводского, Балейского, Забайкальского, Калганского, Карымского, Кыринского, Нерчинского, Ононского, Приаргунского, Чернышевского, Шилкинского с поголовьем овец к 2005 г. - 450 - 480 тыс. голов;

- формирование современной инфраструктуры рынка продукции отрасли;

- восстановление интенсивной технологии при откорме и нагуле овец, ранней отбивке ягнят;

- восстановление экономического стимулирования работников овцеводства;

- создание племрепродуктора по мясному и мясошерстному овцеводству.

В свиноводстве практически все поголовье свиней и производство мяса будет сконцентрировано в личных подсобных хозяйствах населения.

Потребуется осуществить организационно-экономические меры для восстановления и развития специализированного промышленного свиноводства.

Свиноводческие племрепродукторы при соответствующей государственной поддержке смогут реализовать в течение года до 2500-3000 поросят крупной белой породы. Племенным репродукторам и оставшимся товарным фермам необходима компенсация в размере 50 процентов на приобретение комбикормов и 100-процентная племнадбавка. Необходима покупка минимум 500 голов племенных свиней: из них 50 хрячков и 450 свинок.