РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
О Программе стабилизации и развития агропромышленного
производства Читинской области до 2005 года
Принят
Читинской областной Думой
20 декабря 2000 года.
Статья 1. Утвердить прилагаемую "Программу стабилизации и развития агропромышленного производства Читинской области до 2005 года".
Статья 2. Администрации области предусматривать средства для реализации "Программы стабилизации и развития агропромышленного производства Читинской области до 2005 года" при разработке проектов областного бюджета на 2001 и последующие годы.
Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель областной Думы
А.Ф. Эпов
№ 248-ЗЧО
г. Чита
ПАСПОРТ
Программы стабилизации и развития агропромышленного
производства Читинской области до 2005 года
Наименование Программы | Программа стабилизации и развития агропромышленного производства Читинской области на 2001-2005 гг. (далее - Программа). | |||
Основание для разработки Программы | Рекомендации научно-практической конференции "Экономика Читинской области: состояние, тенденция и перспективы", постановление Главы Администрации Читинской области "О разработке программы социально-экономического развития Читинской области на период 2001-2005 годы" от 24.02.2000 № 135. | |||
Дата утверждения Программы | Утверждена Законом Читинской области "О Программе стабилизации и развития агропромышленного производства Читинской области до 2005 года" от 20.12.2000 № 248-ЗЧО | |||
Государственный заказчик Программы | Администрация Читинской области, Комитет сельского хозяйства и продовольствия Администрации области. | |||
Основные разработчики Программы | Комитет сельского хозяйства и продовольствия Администрации области. Сибирский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства (СИБНИИЭСХ). | |||
Цели и задачи Программы | Основная цель: обеспечение стабилизации и устойчивого развития агропромышленного производства, улучшение социально-демографической ситуации на селе, обеспечение продовольственной безопасности региона. | |||
Срок реализации Программы | 2001-2005 годы | |||
Объемы и источники финансирования | Всего: 6657,1 млн. рублей Средства федерального бюджета -276,8 млн. рублей Средства областного бюджета - 939,2 млн. рублей Собственные средства сельхозтоваропроизводителей -744,0 млн. рублей | |||
Заемные средства: кредиты, ссуда, лизинг. | ||||
Основные программные мероприятия | Вывод из кризиса, стабилизация и развитие сельскохозяйственного производства, развитие социальной инфраструктуры села, формирование институционной и отраслевой структуры аграрного сектора на основе: обновления производственного потенциала сельского хозяйства; эффективной предпринимательской деятельности; адаптации к работе в рыночных условиях; создания регулирования рыночной системы закупок продукции у сельских товаропроизводителей. | |||
Исполнители Программы | Администрация Читинской области. Комитет сельского хозяйства и продовольствия Администрации области, органы местного самоуправления, организации. |
Ожидаемые конечные результаты и важнейшие целевые показатели реализации Программы | Улучшение качества жизни, создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости сельского населения, создание условий для устойчивого развития агропромышленного производства. | |||
Стабилизация сельскохозяйственного производства и увеличение к 2005 году по сравнению со среднегодовым уровнем 1991-1998 г.г. зерна - на 15%. картофеля - на 19%, овощей - на 15%, мяса, молока и яиц - на 13%. | ||||
Конечные отраслевые результаты | Производство основных видов продукции сельского хозяйства на душу населения в 2005 году составит: зерна -434 кг, картофеля - 221 кг, овощей - 63 кг, мяса - 43 кг, молока - 260 кг, яиц - 150 штук. | |||
Контроль за ходом реализации Программы | Администрация Читинской области, комитет сельского хозяйства и продовольствия Администрации области. |
Агропромышленный комплекс был и остается одним из основных бюджетообразующих и социально-значимых секторов экономики Читинской области.
Мотивацией для реформирования агропромышленного производства области является необходимость решения накопившихся и ставших хроническими проблем, которые касаются практически всех аспектов деятельности аграрного сектора и которые привели его к глубокому кризису. Следует отметить, что уровень необходимых бюджетных ассигнований на поддержку агропромышленного комплекса (далее - АПК) за последние годы существенно снизился.
Однако, потенциал агропромышленного производства позволяет поставить задачу восстановления утраченного уровня, а по некоторым видам продукции существенного прироста и на этой основе улучшения продовольственного обеспечения населения области, а также участия в межрегиональном разделении труда, стабилизации социальных отношений на селе.
В этой связи объектом данной Программы является создание единой хозяйственной системы в аграрно-промышленном комплексе, в которой организационно, технологически и экономически будут связаны основные отрасли сельскохозяйственного производства, перерабатывающих предприятий и сферы услуг через оптовые и розничные рынки Читинской области.
Предметом регулирования Программы выступают производственные экономические отношения, сложившиеся между государством, сельхозтоваропро-изводителями, перерабатывающими предприятиями и сферой услуг, а также отношения по поводу собственности и капитала.
Сфера действия Программы - агропромышленный комплекс Читинской области, включающий сельскохозяйственные, перерабатывающие, сервисные и другие предприятия независимо от форм собственности и организационно-правового статуса.
Нормативно-правовой базой настоящей областной "Программы стабилизации и развития агропромышленного производства Читинской области до 2005 года" являются:
- Конституция Российской Федерации;
- федеральные законы, регулирующие вопросы Государственной политики в области сельского хозяйства, формирования и функционирования рынка сельскохозяйственной продукции, развития социальной сферы села;
- постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2000 г. № 193 "О концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера";
- законы Читинской области и постановления Главы Администрации Читинской области, регулирующие вопросы аграрной политики на уровне области.
Читинская область в межрегиональном разделении труда в доперестроечный период выступала как один из крупных сельскохозяйственных регионов на Востоке
России. Область производила 17 процентов валовой сельскохозяйственной продукции, около 50 процентов шерсти и 18 процентов мяса от их производства в Восточной Сибири. Своеобразие природных условий определили особенности сельскохозяйственного производства, резко отличающее область от других регионов страны. В структуре сельскохозяйственного производства определяющее место принадлежало животноводству, дававшему 70 процентов валовой сельскохозяйственной продукции. В 80-90 гг. по поголовью овец и производству шерсти Читинская область занимала третье место в Российской Федерации, после Ставропольского края и Ростовской области. Область производила более 1 млн. т. зерна, около 100 тыс. т. мяса (в уб. весе), более 400 тыс. т. молока и около 300 млн. шт. яиц, что позволяло ей за счет собственного производства на 70-80 процентов обеспечивать потребности населения в продуктах питания животного происхождения, хлебе и хлебобулочных изделиях, а также в картофеле и овощах, зерне и комбикормах. Однако, с 1990 г. ситуация в сельскохозяйственном производстве области стала резко меняться.
В результате ошибочных преобразований в аграрной сфере, проведенных в 90-е гг., агропромышленный комплекс Читинской области, как в большинстве других регионов России, оказался в глубоком экономическом кризисе.
Из-за возрастающего дефицита материальных и финансовых ресурсов, порожденного диспаритетом цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, нарастает процесс разрушения накопленного потенциала, происходит устойчивое уменьшение и качественное ухудшение основных фондов сельского хозяйства, свертывается инвестиционная деятельность, деградируется научно-технический уровень агропромышленного производства.
Среднегодовой темп сокращения машин и оборудования составил 6-8 процентов, выбытие которых по отношению к приобретению достигло критических размеров.
Современный уровень развития сельского хозяйства в регионе базируется в основном на использовании естественного плодородия. Внесение минеральных удобрений на 1 га посева в 1997 г. по сравнению с 1990 г. упало с 30 кг д.в. до 9,2, а доля удобренной ими площади во всех посевах снизилась с 57,0 процентов до 23,7.
Резко снизились объемы капитальных вложений в сельское хозяйство и в агропромышленный комплекс области в целом.
Вследствие неэквивалентного товарообмена между сельским хозяйством и другими отраслями резко ухудшилось финансовое положение товаропроизводителей агропромышленного комплекса.
В 1998 г. совокупный результат хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий Читинской области выразился убыточностью - 49,5 процентов (без дотаций и компенсаций). Особенно нерентабельной оказалась продукция животноводства, убыточность которой колебалась от 15 по яйцу до 80 процентов по мясу свиней.
Ослабла управляемость агропромышленным комплексом. Принижен статус сельскохозяйственных органов в вопросах регулирования земельных отношений, реформирования предприятий, определения направлений инвестиций.Производство картофеля, овощей, животноводческой продукции смещается в сторону мелкотоварного личного хозяйства, базирующегося на примитивных технологиях и ручном труде.
Снижается уровень использования достижений науки, невостребованными остаются лучшие разработки ученых, сокращается покупка высококлассных семян, племенных животных.
Кризисное состояние АПК требует осуществления кардинальных мер, направленных на развитие сельскохозяйственного производства, повышение эффективности АПК, обеспечение достойных условий жизни для работников сельского хозяйства
Программа стабилизации и развития агропромышленного производства Читинской области должна представлять стратегический замысел роста экономики АПК и на этой основе повышения уровня жизни и обеспечения социальной защиты населения. В соответствии с этим рекомендации и мероприятия, изложенные в Программе подчинены главной цели АПК области - обеспечить стабилизацию и устойчивое развитие агропромышленного производства, улучшить социально-демографическую ситуацию на селе, обеспечить продовольственную безопасность региона.
Для решения указанной цели основными задачами Программы являются:
- повышение уровня жизни работников сельского хозяйства на основе развития производства, восстановления и развития сельской социальной инфраструктуры;
- сохранение и восстановление эффективного крупнотоварного производства, совершенствование форм хозяйствования на основе многоукладности аграрной экономики. Особого внимания требует преодоление неплатежеспособности сельскохозяйственных предприятий, сохранение их производственного потенциала;
- обеспечение полнообъемной реализации системы мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- совершенствование системы управления, формирование интегрированных хозяйственных структур, развитие информационно-консультационного обслуживания;
- обеспечение сельского хозяйства квалифицированными кадрами, создание условий жизни и работы, способствующих закреплению квалифицированных работников на селе, решение вопросов социальной защиты селян;
- наращивание ресурсного потенциала в сельском хозяйстве: плодородия земель, племенного животноводства, материально-технической базы сельских товаропроизводителей, производственных мощностей по переработке скота, птицы, молока и других видов сельскохозяйственной продукции;
- активизация инвестиционных процессов с приоритетным направлением инвестиций в высокотехнологичные и конкурентоспособные производства с короткими сроками окупаемости;
- совершенствование научного обеспечения АПК области и механизма экономического стимулирования деятельности ученых и специалистов в освоении достижений науки и техники;
- развитие высшей сельскохозяйственной школы в области, глубокая интеграция учебных и научных сельскохозяйственных учреждений;
- разработка правовой базы, предусматривающей оздоровление экономической ситуации в агропромышленном комплексе.
В зависимости от возможностей повышения ресурсообеспеченности сельского хозяйства, осуществления организационно-экономических мер, улучшения экономических условий для сельскохозяйственных товаропроизводителей, роста платежеспособного спроса возможны различные варианты объемов производства сельскохозяйственной продукции (таб.1).
Первый вариант (стабилизационный) не предполагает существенных изменений, а тем более качественного скачка в технической, инвестиционной и социальной политике. Он рассчитан, в основном, поддерживать сложившийся уровень агропромышленного производства в конце 90-х годов.
Динамика производства основных продуктов сельского хозяйства
в Читинской области, тыс. т. (все категории хозяйств)
Продукция | 1991-1998 | 1998 | 1999 | 2005 Варианты | |||||
|
|
|
| I стабилизационный | II развития | III программно-целевой | |||
Зерно | 480 | 206 | 138 | 380 | 490 | 550 | |||
Картофель | 236 | 144,8 | 177,5 | 260 | 280 | 280 | |||
Овощи | 54 | 47,1 | 60,9 | 65 | 72 | 80 | |||
Мясо, ж. в. | 100 | 80,5 | 80 | 83 | 90 | 120 | |||
Мясо, уб.в. | 60 | 50 | 51 | 50 | 55 | 75 | |||
Молоко | 310 | 270 | 248 | 300 | 330 | 390 | |||
Яйца, млн. шт. | 150 | 121 | 123 | 140 | 190 | 190 | |||
Шерсть | - | 1,5 | 1,3 | 1.5 | 2,5 | 3,0 |
Второй вариант основан на базе стабильного уровня производственного потенциала, а также позитивных изменениях в создании организационно-экономических условий возрождения сельского хозяйства, формирования нормального воспроизводственного процесса в агропромышленном производстве, создания инфраструктуры региональных рынков продовольствия и сельскохозяйственного сырья.
Третий вариант ориентирован на стабильный подъем агропромышленного производства на основе постоянно обновляющейся техники и технологий, создание условий для оптимальной пропорциональности между спросом и предложением. Для его осуществления потребуются значительные материальные и финансовые вложения, направленные на осуществление технологических, технических и социальных преобразований на селе; повышение доходности сельских товаропроизводителей на основе государственного регулирования экономики АПК.
Приоритетной отраслью сельского хозяйства останется зерновое производство. От того, насколько будет рациональным зерновое хозяйство, в значительной мере сложится эффективность всего агропромышленного комплекса области. В конечном счете именно уровень развития зернового хозяйства будет определять степень удовлетворения потребностей населения в продуктах питания.
Перспективный среднегодовой уровень составит 500-550 тыс. т. зерна (в весе базисных кондиций), что позволит значительно лучше обеспечить потребности области в зерне и продуктах его переработки.
В Программе намечено сосредоточить производство зерновых в хозяйствах первой группы районов (Калганский, Краснокаменский, Нерчинский, Нер-Заводский, Приаргунский, Чернышевский, Шилкинский), в которых можно обеспечить повышение урожайности до 10-12 ц/га, а также в хозяйствах второй группы районов (Алек-Заводский, Балейский, Борзинский, Забайкальский, Красночикойский, Сретенский, Петровск-Забайкальский), где может быть обеспечена урожайность 8-10 ц/га. При выполнении мероприятий в объеме Программы будет обеспечен намеченный среднегодовой уровень производства (приложение 1).