Основные проблемы малых предприятий, характерные для России в целом, остаются и в Читинской области:
отсутствие стартового капитала и знаний для успешного начала предпринимательской деятельности;
большие и нестабильные налоги;
нехватка денежных оборотных средств;
дефицит средств на развитие;
сложности получения производственных помещений и оборудования;
нормативно-правовые и административные барьеры, в том числе, не действующее на подзаконном уровне нормативно-правовое поле, не обеспечивающее нормальные условия хозяйствования;
отсутствие каналов оперативного получения деловой информации;
давление криминальных структур;
отсутствие надежных правовых гарантий со стороны государственных структур.
Малые предприятия предлагают максимально упростить систему налогообложения и создать разумную нормативно-правовую базу для формирования кредитных и страховых союзов, кооперативов как основы взаимного финансирования и кредитования субъектов малого предпринимательства. В случае успеха, "задолженность" перед бюджетом по налогам возвращается сторицей за счет расширения налогооблагаемой базы, повышения товарооборота.
Усложненная административно-разрешительная практика в предпринимательской сфере, отсутствие анализа состояния нормативно-правового обеспечения и состояния в сфере имущественной поддержки являются серьезным фактором, препятствующим развитию малого предпринимательства в Читинской области. Не обеспечивается привлечение малых предприятий к поставкам продукции и услуг для областных, муниципальных нужд, пока не работает механизм проведения конкурсов инвестиционных проектов, не используются возможности межрегиональных связей.
Должна быть иной структура распределения малых предприятий по отраслям и видам деятельности. Например, требуется значительно большее число малых предприятий по переработке сельхозпродукции, в сфере бытового обслуживания населения, по обслуживанию жилищно-коммунального хозяйства, в производстве продукции на нужды здравоохранения и др. От численности малых предприятий и их распределения по отраслям напрямую зависит объем товаров и услуг, производимых ими для нужд населения, численность рабочих мест.
Опыт реализации областной Программы «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Читинской области на 1998-1999 г.г.» и объем ее финансирования, как из федерального бюджета, так и из областного бюджета, показывает необходимость повышения инвестиционной привлекательности проектов малых предприятий путем:
привлечения потенциальных инвесторов;
создания финансовых структур по привлечению средств малых предпринимателей и населения области (общества взаимного кредитования);
ускорения процесса формирования и развития объектов инфраструктуры (Фонда поддержки малого предпринимательства Читинской области, общественных объединений малых предприятий, Учебно-делового центра Морозовского проекта, Регионального агентства поддержки малого и среднего бизнеса, "Межрегионального Маркетингового центра Москва-Чита", филиалов Фонда);
создание нормативно-правовой среды, обеспечивающей инвестиционную привлекательность, социальную и экономическую защищенность;
реализации конкретных инвестиционных проектов малого предпринимательства, подтверждающих правильность выбранных решений.