На протяжении последних лет органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, вынуждены строить свою деятельность в условиях систематического недофинансирования федеральным бюджетом неотложных потребностей уголовно-исполнительной системы (далее -УИС).
Хронический дефицит средств на финансирование расходов, связанных с содержанием осужденных и персонала УИС, поддержанием на необходимом уровне оснащенности подразделений и объектов системы вооружением, инженерно-техническими средствами охраны, средствами связи, автотранспортом, не дает возможности обеспечить в полном объеме выполнение задач, возложенных на органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, в соответствии с действующим законодательством.
Принимая во внимание реальное состояние федерального бюджета и то обстоятельство, что органы государственной власти подавляющего большинства субъектов Российской Федерации по причине дотационности регионов не в состоянии оказать территориальным органам УИС существенной финансовой помощи, ожидать в ближайшее время улучшения положения дел с финансовым и материально-техническим обеспечением деятельности УИС вряд ли возможно.
В условиях продолжающегося экономического спада, роста безработицы, разрыва существующих производственных связей и резкого сокращения потребительского спроса на выпускаемую продукцию промышленность УИС, чья эффективная работа могла бы дать дополнительные средства для финансирования неотложных нужд УИС, оказалась в крайне тяжелом положении.
Переход к рыночным отношениям в экономике существенно осложнил реализацию требований уголовно-исполнительного законодательства по обязательному привлечению осужденных к общественно полезному труду, потребован изменения существующей структуры и форм трудового использования осужденных. Практически все предприятия Читинской области отказались от использования труда осужденных на контрагентских объектах.
Спад производства на предприятиях УИС области в 1998 г. составил 30 %.
Начисляемая осужденным заработная плата (в среднем около 9 рублей в день) не позволяет большинству из них компенсировать затраты за получаемое вещевое имущество и питание..
В настоящее время не обеспечено работой около 5000 осужденных. Рост числа осужденных, не занятых трудом, осложняет криминогенную обстановку в учреждениях, исполняющих наказания, является одним из факторов усиления агрессивности осужденных, приводит к увеличению числа нарушении дисциплины, совершению преступлений;
Финансовое положение предприятий УИС области остается крайне тяжелым Из-за недостаточного выделения бюджетных ассигновании более 2 млн. рублей собственных оборотных средств предприятий отвлечено на покрытие расходов, связанных с содержанием осужденных. В общем объеме дебиторской задолженности долги бюджетного сектора УИС за поставленную продукцию составляют свыше 60 %. Три предприятия УИС, одно из которых исправительная колония № 2 по существу является градообразующим, вынуждены нести все расходы, связанные с содержанием объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурного назначения в местах их дислокации, которые ежегодно составляют около 2000 тыс. рублей.
В этих условиях предприятия УИС не в состоянии обеспечить своевременную уплату налогов в бюджеты различных уровней и обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Имея задолженность по текущим обязательствам перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, на которые начисляются пени и штрафы, предприятия не имеют возможности пользоваться своими расчетными счетами при взаиморасчетах с потребителями продукции, а также получить кредиты.
Недостаток оборотных средств и недоступность кредита толкают предприятия исправительных колонии к неплатежам и сокращению производства. Практически все предприятия УИС области являются убыточными.
Отсутствие средств не позволяет провести техническое переоснащение и модернизацию существующих производственных мощностей, освоить выпуск новых конкурентоспособных видов продукции, реализовать перспективные инвестиционные проекты. Остановлены работы по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, развитию их промышленной и сельскохозяйственной базы.
Для преодоления негативных тенденций в производственно-хозяйственной и социальной сферах деятельности УИС, а также снижения криминогенной напряженности в местах лишения свободы требуются целенаправленные скоординированные действия органов юстиции и других государственных организаций. Стоящие перед УИС проблемы, необходимо решать программными методами.
Одним из немногих путей решения проблемы получения дополнительных средств и действительного ослабления нагрузки на федеральный бюджет является повышение доходов от трудового использования осужденных с их последующим направлением на финансирование расходов по содержанию УИС. Эффективная производственно-хозяйственная деятельность дает возможность сократить бюджетные расходы на содержание осужденных и персонала системы, решить вопросы само обеспечения продуктами питания, вещевым имуществом, различной продукцией коммунально-бытового и специального назначения. Это позволит, с одной стороны, улучшить финансовое состояние УИС в целом и повысить устойчивость ее функционирования в условиях рыночных отношений в экономике. С другой стороны, созданный в УИС производственный потенциал может быть использован для решения неотложных задач социально-экономического развития страны, а также конкретных регионов Российской Федерации.
В состав УИС области входят семь промышленных предприятии, являющихся составной частью государственного сектора экономики. Стоимость их основных производственных фондов составляет 30,583 млн. руб. Промышленностью УИС области эксплуатируется свыше 600 единиц различного технологического оборудования. Имеющиеся производственные мощности позволяют переработать свыше 20 тыс. куб. м. леса в год. Годовой объем производства продукции составляет около 13 млн. рублей, номенклатура выпускаемых изделии включает в себя более 150 наименований.
Созданные производственные мощности позволяют занять трудом не менее 8 тыс. осужденных, обеспечить увеличение объемов производства промышленной продукции до 50 млн. рублей, полностью обеспечить потребность УИС области в вещевом имуществе, довести уровень самообеспечения системы в стройматериалах до 60% от потребности, а продуктами питания до 50 % от потребности.
За счет этого возможно реальное сокращение расходов федерального бюджета на содержание УИС области.