Количество туристов, обслуженных туристскими
организациями Забайкальского края в 2005-2009 годах по безвизовым туристским формальностям
Индикаторы | Показатели по годам | ||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Въездной туризм | |||||
Количество китайских туристов | 18,81 | 12,11 | 6,29 | 6,11 | 2,09 |
в % к предыдущему году | 113,3 | 64,4 | 51,9 | 97,1 | 34,2 |
Выездной туризм | |||||
Количество выезжавших в КНР жителей региона (резидентов), | 121,94 | 184,66 | 310,7 | 409,93 | 210,44 |
в % к предыдущему году | 95,2 | 151,4 | 168,3 | 131,9 | 51,3 |
По данным Всемирного совета по туризму, средние расходы одного нерезидента, въехавшего на территорию России, составляют 424 доллара США. При объеме въездного туризма в 2009 году 2,09 тыс. человек иностранные туристы инвестировали в экономику Забайкальского края порядка 26,5 млн. рублей. Кроме того, по экспертным оценкам, косвенно 3-4 иностранных туриста обеспечивают 1 рабочее место в региональной экономике, а 1 рабочее место, созданное в туристском секторе, ведет к появлению не менее 20 мест в сопутствующих отраслях, т. е. 2,09 тыс. иностранных туристов обеспечивали в 2009 году 522 рабочих места в Забайкальском крае.
В 2006-2007 годах отмечено значительное снижение количества китайских туристов, что обусловлено, по оценке, изменением законодательства КНР в части порядка оформления загранпаспортов. С конца 2008 года влияние мирового финансового кризиса отразилось на снижении показателей въездного туризма на территории Забайкальского края. Отрицательная динамика туристского обмена сохранялась в течение всего 2009 года. Наряду с вышеперечисленными факторами в регионе существуют не менее веские причины, сдерживающие развитие въездного туризма:
значительный физический и моральный износ большого числа объектов туристской индустрии, построенных еще в советское время;
недостаточное развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в местах туризма и отдыха;
постоянный рост тарифов на услуги естественных монополий, ведущий к удорожанию туристских продуктов;
дефицит квалифицированных профессиональных кадров;
избыточные административные формальности, связанные с инвестициями в объекты туристской индустрии, в том числе сложности с оформлением земельных участков под строительство объектов;
отсутствие финансовых средств для продвижения внутреннего и въездного туризма.
Таким образом, государственной задачей региона является стабилизация объемов въездного туризма с увеличением их в последующие годы.
В качестве предпосылок и факторов, влияющих на развитие внутреннего туризма, выступают социально-экономическая ситуация в регионе и потребность населения в отдыхе. Численность постоянного населения Забайкальского края на 01 января 2009 года составляла 1117 тыс. человек, из них около 462,6 тыс. человек, средний возраст которых чуть выше 38 лет, были заняты в экономике. При увеличении транспортных расходов, повышении стоимости услуг проживания и питания, с учетом общего влияния мирового финансового кризиса ограничилась возможность доступа населения региона к известным рекреациям европейской части России. Вместе с тем доля выходных дней при пятидневной рабочей неделе составляет значительную часть в общем балансе времени. Кратковременный и долговременный отдых в близко расположенных рекреациях жителям региона наиболее доступен как в финансовом плане, так и в плане оздоровления. Можно предположить, что более 400 тыс. человек, занятых в экономике края, относящихся к активному туристскому возрасту (в большинстве стран Западной Европы этот возраст колеблется в пределах от 30 до 60 лет), нуждаются в отдыхе и готовы заплатить за него. Таким образом, в сложившихся условиях наиболее востребованной формой отдыха являются недорогие туристские услуги: походы выходного дня, экскурсии с детьми, спортивные кратковременные маршруты, оздоровительный туризм, отдых на турбазах Забайкальского края.
Выгода от развития внутреннего и въездного туризма очевидна: прибыль получат не только местные туроператоры и турагенты, но и, с учетом мультипликативного эффекта, все структуры сопутствующих отраслей, а также непосредственно население, напрямую предоставляющие услуги проживания, питания, экскурсионного обслуживания. Пополнится доходная часть краевого бюджета за счет налоговых поступлений, получит поддержку малый бизнес, увеличится число рабочих мест, будет востребована продукция народных промыслов.
Забайкальский край располагает значительными природными ресурсами, практически неисчерпаемыми ресурсами познавательного и научного туризма, которые однако не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в регионе, так как представляют собой лишь один из элементов туристского предложения. Сегодня туристская инфраструктура края, не соответствующая международным стандартам, требует серьезных финансовых вливаний.
С целью снижения объема выездного туризма в пользу внутреннего и въездного необходимо создание, модернизация и реконструкция туристской инфраструктуры, при соответствующем уровне которой ресурсные возможности края позволят увеличить прием иностранных туристов в несколько раз, обеспечить качественный отдых для большего количества граждан края и приезжих из соседних регионов, что приведет к более интенсивному развитию туристской отрасли.
Главными препятствиями для привлечения инвестиций являются отсутствие готовых инвестиционных площадок, наличие местных административных барьеров и невыгодные условия аренды земли. Так, оформление земельного участка под гостиницу часто требует множественных согласований и затягивается на два-три года.
Для Забайкальского края, имеющего слабо развитую туристскую инфраструктуру, значительный невостребованный туристский потенциал и существующий туристский продукт, особый интерес в сфере развития въездного туризма может представлять специализированный туризм как новое альтернативное направление для привлечения искушенного иностранного потребителя и способ диверсификации внутреннего туристского предложения: охота и рыбалка, туризм экологический, сельский, спортивный, экстремальный, приключенческий, паломнический, этнический, научный.
В настоящее время, с учетом ограниченных возможностей краевого бюджета, основные усилия следует направить на развитие наиболее посещаемых, перспективных рекреаций Забайкальского края с наибольшей степенью готовности туристской инфраструктуры, к которым можно отнести следующие территории:
Ивано-Арахлейский государственный природный ландшафтный заказник регионального значения;
приграничный поселок Забайкальск;
Каларский район;
Государственный природный биосферный заповедник «Даурский»;
Дульдургинский район Агинского Бурятского округа Забайкальского края;
Красночикойский район.
Описание туристско-рекреационных ресурсов данных территорий приведено в приложении к настоящей программе.
Выявленные приоритетные виды туризма и перспективные туристские рекреации определяют соответствующие им приоритеты в мероприятиях программы для развития туристской инфраструктуры края.
В соответствии с международной практикой повышение конкурентоспособности туристского продукта любого региона может быть достигнуто при условии выделения государственных бюджетных средств, достаточных для некоммерческого продвижения туристского продукта на внутреннем и мировом рынках, так как основными участниками туристского рынка являются предприятия малого и среднего бизнеса, каждое из которых продвигает и продает только свой собственный продукт. Следует отметить, что для сферы туризма характерен кумулятивный эффект, когда максимальные показатели от вложенных средств в продвижение туристского продукта и туристскую инфраструктуру проявляются через несколько лет постоянных вложений.