ЗАКОН
ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 28 апреля 1998 года N 124-ЗЧО
О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Принят Читинской областной Думой 15 апреля 1998 года
{Утратил силу:
Закон Забайкальского края от 05.10.2009 года N 248-ЗЗК НГР: ru92000200900708}
{Изменения и дополнения:
Закон Читинской области от 30.04.2002 г. N 366-ЗЧО НГР: ru75000200200077
Закон Читинской области от 09.01.2003 г. N 443-ЗЧО НГР: ru75000200300263
Закон Читинской области от 23.12.2005 года N 755-ЗЧО НГР: ru75000200500467
Закон Читинской области от 08.10.2007 г. N 988-ЗЧО НГР: ru75000200700319}
Настоящий Закон определяет общие для Читинской области организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Читинской области (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Читинской области или его части, объектов производственного и социального назначения, а так же окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности законодательного (представительного) органа, органов исполнительной государственной власти Читинской области, органов местного самоуправления, а так же предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
{часть 2 преамбулы в редакции Закона Читинской области от 23.12.2005 года N 755-ЗЧО}
Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, устойчивой производственной и иной деятельности организаций, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них факторов.
Зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Настоящий Закон регулирует правовые отношения в области защиты населения и территорий Читинской области от чрезвычайных ситуаций по вопросам:
- прогнозирования чрезвычайных ситуаций, выработки мер по максимально возможному снижению потерь и ущерба при их возникновении;
- предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
- подготовки населения области к защите и действиям в чрезвычайных ситуациях;
- информирования населения о чрезвычайных ситуациях;
- ликвидаций чрезвычайных ситуаций и их последствий;
- реализации прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Не связанные с перечисленными в части первой настоящей статьи целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Законом не регулируются.
Читинская областная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - областная подсистема) объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, резервы финансовых средств и материальных ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций, систем связи, оповещения и информирования и состоит из территориальных и объектовых звеньев, а также функциональных подсистем областного, местного и объектового уровней.
Территориальные звенья областной подсистемы создаются для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах соответствующих административно-территориальных образований.
Объектовые звенья областной подсистемы создаются для предупреждения и ликвидации локальных чрезвычайных ситуаций, не выходящих за границу территории объекта.
Функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории области создаются федеральными органами исполнительной власти для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственных объектах, а также для обеспечения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения специальных работ в интересах областной подсистемы на всех уровнях.
Основными задачами областной подсистемы являются:
- разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования территорий, организаций, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения;
- создание и обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организация мероприятий по защите населения и территорий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, реабилитации территорий, пострадавших от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе непосредственно участвующих в их ликвидации;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
- организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей.
{часть 1 статьи 4 дополнена абзацем в редакции Закона Читинской области от 08.10.2007 г. N 988-ЗЧО}
Положение о Читинской областной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утверждается постановлением Администрации Читинской области.
{часть 2 статьи 4 в редакции Закона Читинской области от 23.12.2005 года N 755-ЗЧО}
В зависимости от обстановки, масштаба, прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением Губернатора Читинской области и руководителей исполнительных органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования региональной системы чрезвычайных ситуаций:
{абзац 1 статьи 5 в редакции Закона Читинской области от 23.12.2005 года N 755-ЗЧО}
режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), экологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), экологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Границы зон чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера определяются руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера назначаются Губернатором Читинской области
{статья 6 изложена в редакции Закона Читинской области от 23.12.2005 года N 755-ЗЧО}
Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической обстановке на соответствующих территориях.
{часть 1 статьи 7 в редакции Закона Читинской области от 23.12.2005 года N 755-ЗЧО}
Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти Читинской области, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено федеральным законом.
{часть 2 статьи 7 изложена в редакции Закона Читинской области от 23.12.2005 года N 755-ЗЧО}
Органы государственной власти области, органы местного самоуправления и организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты от них.
{часть 3 статьи 7 в редакции Закона Читинской области от 08.10.2007 г. N 988-ЗЧО}
Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Порядок обеспечения населения, органов государственной власти Читинской области, органов местного самоуправления и организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается Администрацией Читинской области
{статья 7 дополнена новой частью 5 в редакции Закона Читинской области от 23.12.2005 года N 755-ЗЧО}
Защите от поражающих факторов и последствий, возникающих в чрезвычайных ситуациях, подлежит все население и территория Читинской области.
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Мероприятия по защите населения и территорий планируются и осуществляются с учетом местных экономических, природных и иных особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации.
Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
{часть 4 статьи 8 в редакции Закона Читинской области от 23.12.2005 года N 755-ЗЧО}
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, в границах территорий которых сложилась чрезвычайная ситуация, органов исполнительной власти области.
При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации и областными законами порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории области.
Выделение средств из областного бюджетного фонда ликвидации чрезвычайных ситуаций производится по заявкам органов местного самоуправления в тех случаях, когда чрезвычайная ситуация достигла таких масштабов, при которых средств муниципальных образований и собственных средств организаций недостаточно для ее ликвидации.
Для реализации основных принципов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в областной подсистеме осуществляется:
- создание системы нормативно-правового регулирования по вопросам защиты населения и территорий;