РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
О внесении изменений и дополнений в Закон Читинской
области "О статусе депутата Читинской областной Думы"
_________________________________________________________
Утратил силу с 01 января 2010 года на основании
Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 314-ЗЗК
__________________________________________________________
Принят
Читинской областной Думой
4 марта 1998 года
Статья 1. Внести изменения и дополнения в Закон Читинской области "О статусе депутата Читинской областной Думы" ("Забайкальский рабочий", 18 января 1995 года, N 10), изложив его в следующей редакции:
ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
Настоящий Закон определяет права, обязанности и ответственность депутата Читинской областной Думы, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении им депутатской деятельности.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Депутат Читинской областной Думы Депутатом Читинской областной Думы (далее - депутат областной Думы) является избранный народом представитель, уполномоченный в областной Думе осуществлять на территории Читинской области законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом - Основным Законом Читинской области и законами области. Депутатами областной Думы не могут быть Глава Администрации области, депутаты иных представительных органов, выборные должностные лица местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие.
Статья 2. Законодательство о статусе депутата областной Думы
Статус депутата областной Думы определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом области, настоящим Законом, другими законами области.
Депутату областной Думы при осуществлении депутатской деятельности обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его полномочий, установленные федеральным и областным законодательством.
В своей деятельности депутат областной Думы руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом области, законами области, Регламентом и другими нормативными правовыми актами областной Думы, предвыборной программой и своими убеждениями.
Статья 3. Срок полномочий депутата областной Думы Полномочия депутата областной Думы начинаются со дня его избрания депутатом областной Думы и заканчиваются с момента признания полномочий областной Думы нового созыва и избрания ее руководящих органов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4 настоящего Закона.
Статья 4. Досрочное прекращение полномочий депутата областной Думы
Полномочия депутата областной Думы прекращаются досрочно в случаях:
а) письменного заявления депутата о сложении своих полномочий;
б) отзыва депутата избирателями;
в) утраты депутатом гражданства Российской Федерации;
г) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом;
д) признания гражданина, являющегося депутатом, недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
е) объявления гражданина, являющегося депутатом, безвестно отсутствующим или умершим решением суда, вступившим в законную силу, или смерти депутата;
ж) избрания его депутатом иных представительных органов или выборным должностным лицом местного самоуправления (если в течение месяца со дня избрания от него не поступило письменного заявления о сложении полномочий);
з) выезда депутата на постоянное жительство и работу за пределы Читинской области;
и) самороспуска областной Думы в установленном законодательством порядке;
к) поступления депутата на государственную или муниципальную службу;
л) в иных случаях, определенных федеральными законами.
Порядок отзыва депутата областной Думы определяется областным законом.
О досрочном прекращении полномочий депутата областной Думой принимается постановление. Полномочия депутата в этих случаях прекращаются со дня, определяемого таким постановлением Думы.
Статья 5. Депутатское удостоверение и нагрудный знак депутата областной Думы
Депутат областной Думы имеет депутатское удостоверение, являющееся его основным документом, подтверждающим личность и полномочия депутата, и нагрудный знак "Депутат Читинской областной Думы", которыми он пользуется в течение срока своих полномочий.
Удостоверение депутата областной Думы является документом, дающим право на территории области беспрепятственно посещать все органы государственной власти области, органы местного самоуправления; присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов; беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения независимо от их подчиненности, принадлежности и форм собственности, за исключением тех, на которые распространяется особый режим посещения в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне".
Положения об удостоверении и нагрудном знаке депутата областной Думы, их образцы и описание утверждаются постановлением областной Думы.
Статья 6. Условия осуществления депутатом областной Думы депутатской деятельности
Депутаты областной Думы осуществляют свои полномочия как без отрыва от основной деятельности, так и на постоянной основе.
Количество депутатов, работающих на постоянной основе, определяется областной Думой. Переход депутата на постоянную работу в Думу может быть осуществлен только с его согласия.
Депутат, работающий на постоянной основе, не может совмещать работу в областной Думе с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности.
Статья 7. Полномочия депутата областной Думы
Депутат областной Думы обладает следующими полномочиями:
1) представляет население избирательного округа в Читинской областной Думе;
2) в пределах своих полномочий представляет областную Думу в отношениях с населением, органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями внутри страны и за рубежом;
3) участвует в заседаниях областной Думы;
4) организует свою деятельность, связанную с выполнением депутатских полномочий, на избирательном округе;
5) обеспечивает в соответствии с постановлениями областной Думы обсуждение гражданами проектов важнейших решений областной Думы, а также вопросов областного и федерального значения в избирательном округе;
6) участвует в подготовке и проведении заседаний постоянных комитетов, комиссий, депутатских слушаний;
7) участвует в подготовке проектов законов Читинской области и других нормативных правовых актов, принимаемых областной Думой, взаимодействует при подготовке законопроектов и проектов постановлений с должностными лицами Администрации области, а также ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории области;
8) выполняет поручения областной Думы и ее органов во взаимоотношениях с государственными органами, предприятиями всех форм собственности, общественными объединениями, а также по решению текущих оперативных вопросов, касающихся компетенции областной Думы:
9) в установленные дни и часы проводит прием граждан, организует рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб; 10) обращается с депутатским запросом: 11) исполняет другие полномочия, связанные с выполнением депутатских полномочий и деятельностью областной Думы.
Статья 8. Обязанности депутата областной Думы
Депутат областной Думы обязан:
- участвовать в работе сессий областной Думы в соответствии с порядком проведения сессии и в заседаниях постоянного комитета (комиссии), в состав которых он избран;
- выполнять решения и поручения областной Думы, постоянного комитета (комиссии), данные в пределах их компетенции:
- соблюдать правила внутреннего распорядка (депутаты, работающие на постоянной основе);
- соблюдать правила депутатской этики;
- вести прием избирателей в округе, принимать меры к правильному и своевременному рассмотрению их жалоб, заявлений и предложений.
Статья 9. Ответственность депутата областной Думы
Областная Дума по предложению постоянного комитета (постоянной комиссии), Председателя Думы или по инициативе группы депутатов не менее одной трети от числа избранных депутатов областной Думы после рассмотрения в постоянной комиссии по депутатской этике вправе за невыполнение или ненадлежащее выполнение решения или поручения областной Думы, а также комитета (комиссии), данных в пределах их компетенции, объявить депутату порицание.
Постановление о наложении взыскания на депутата принимается на пленарном заседании областной Думы большинством голосов от числа избранных депутатов.
Постановление может быть опубликовано в средствах массовой информации.
Статья 10. Депутат, работающий в областной Думе на постоянной
основе
Депутат, работающий в областной Думе на постоянной основе, обладает всеми полномочиями, изложенными в статье 7 настоящего Закона.
Депутат, работающий на постоянной основе, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности. На него в полном объеме распространяются права, обязанности и ограничения, связанные с замещением государственных должностей области, предусмотренные Законом области "О государственных должностях и государственной службе Читинской области" и Регламентом областной Думы.
Круг обязанностей депутата, работающего на постоянной основе, определяется Уставом - Основным Законом Читинской области, законами области, Регламентом областной Думы и актами, принимаемыми в соответствии с ними.
Статья 11. Взаимоотношения депутата областной Думы с избирателями
Депутат областной Думы поддерживает постоянную связь с избирателями своего округа, ответственен перед ними и им подотчетен.
Депутат принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов избирателей: рассматривает поступившие от них предложения, заявления и жалобы, способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов: ведет прием граждан не менее одного, раза в месяц; изучает общественное мнение и при необходимости вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения.
Депутат информирует избирателей о своей депутатской деятельности, о работе областной Думы как непосредственно во время встреч с ними, так и через средства массовой информации.
Депутат областной Думы обязан проводить встречи с избирателями на округе и не менее двух раз в год отчитываться перед ними о своей работе, о ходе выполнения предвыборной программы в сроки, предусмотренные Регламентом областной Думы.
Депутату для осуществления депутатской деятельности в своем избирательном округе предоставляются не менее трех рабочих дней ежемесячно.
По просьбе депутата областной Думы должностное лицо местного самоуправления, администрация предприятий, учреждений, организаций на территории избирательного округа депутата безвозмездно выделяют помещение, извещают граждан о времени и месте проведения встреч депутата с избирателями. Главы соответствующих органов местного самоуправления предоставляют депутату Думы служебное помещение, средства связи, а также транспорт для выполнения депутатских полномочий.
Избирателей, проживающих на территории воинских частей, депутат информирует о своей деятельности во время встреч или личного приема, организуемого как на территории воинских частей, так и за их пределами. Такие встречи могут проводиться в масштабе гарнизона.
Командиры воинских частей, начальники гарнизонов оказывают содействие депутатам областной Думы в проведении этих мероприятий. Допуск депутата областной Думы на территорию воинских частей осуществляется с разрешения старшего командира (начальника) или по предварительному согласованию с командирами частей.
Статья 12. Депутатская этика Депутат обязан соблюдать правила депутатской этики, утверждаемые областной Думой. В случае нарушения указанных правил вопрос о поведении депутата по обращению депутата областной Думы, Совета Думы рассматривает специально созданная депутатская комиссия. Свои выводы и предложения комиссия докладывает областной Думе. Ответственность депутата за нарушение указанных правил устанавливается Регламентом областной Думы.
Глава II. Права и обязанности депутата областной Думы,
основные гарантии депутатской деятельности
Статья 13. Право законодательной инициативы депутата областной Думы
Депутат областной Думы имеет право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения проектов законов области, проектов иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к ведению областной Думы, а также реализации права законодательной инициативы областной Думы в Федеральном Собрании Российской Федерации.
Порядок осуществления права законодательной инициативы депутатом областной Думы определяется действующим законодательством.
Статья 14. Участие депутата в сессиях областной Думы, а также заседаниях постоянных комитетов, комиссий
Депутат областной Думы пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Думой, а также постоянными комитетами, комиссиями, членами которых он является.
Депутат областной Думы на заседаниях Думы, постоянных комитетов, Совета Думы реализует предоставленные ему права в соответствии с Регламентом областной Думы.
Депутат обязан участвовать в работе сессии Думы и в заседаниях ее органов, в состав которых он был избран. В случае невозможности прибыть на сессию или заседание депутат лично или через своего помощника сообщает об этом Председателю Думы или председателю постоянного комитета.
Председатель Думы в сроки, установленные Регламентом областной Думы, сообщает депутатам о времени созыва и месте проведения сессии Думы, о вопросах, вносимых на обсуждение, и предоставляет им все необходимые материалы по этим вопросам.
Депутат, по решению областной Думы, может быть включен в состав комиссий, деятельность которых ограничена определенным сроком или задачей.
Статья 15. Участие депутата в выполнении поручении областной Думы и ее органов
Депутат областной Думы обязан выполнять поручения Думы и ее органов, данные в пределах их компетенции. О результатах выполнения поручений депутат информирует соответственно Думу или ее органы, при необходимости вносит предложения, которые подлежат обязательному рассмотрению.
Статья 16. Депутатский запрос
Депутат или группа депутатов областной Думы имеют право внести на рассмотрение Думы обращение к Главе Администрации области, должностным лицам Администрации области, других государственных органов и общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории области, главам муниципальных образований. Такое обращение вносится в письменной форме и оглашается на заседании областной Думы.
Если указанное обращение касается фактов нарушения законов области, невыполнения решений областной Думы, неправомерного отчуждения объектов областной собственности либо затрагивает вопросы, имеющие важное значение для жителей области, оно может быть признано постановлением Думы депутатским запросом.
Государственный орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать ответ на него депутату в письменной форме в сроки, определенные областной Думой, но не позднее 15 дней со дня получения запроса.
При определении конкретных сроков для ответа на депутатский запрос областная Дума учитывает мнение органа, должностного лица, которому адресован запрос.
Письменный ответ на запрос оглашается председательствующим на заседании Думы. Депутат, обратившийся с депутатским запросом, вправе дать оценку ответа должностного лица на запрос.
По результатам рассмотрения вопросов в связи с депутатским запросом областной Думой принимается постановление.
По решению областной Думы запрос депутата, ответ на него и постановление Думы, принятое в связи с депутатским запросом, могут быть опубликованы в газете "Забайкальский рабочий".
Статья 17. Депутатское расследование
По требованию группы депутатов численностью не менее пяти человек, а также по решению Совета Думы, постоянных комитетов Думы областная Дума назначает депутатское расследование.