Недействующий

ЗАКОН

ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 30 января 1997 года N 71-ЗЧО

О территориальном устройстве Читинской области

Принят Читинской областной Думой 30 января 1997 года

{Утратил силу:

Закон Читинской области от 07.03.2007 г. N 902-ЗЧО НГР: ru75000200700064}

{Изменения и дополнения:

Закон Читинской области от 18.11.1998 г. N 142-ЗЧО НГР: ru75000199800017

Закон Читинской области от 08.10.2002 г. N 388-ЗЧО НГР: ru75000200200249}

Настоящий Закон определяет принципы территориального устройства Читинской области (далее - области), а также регулирует порядок образования, реорганизации и упразднения территориальных единиц, их наименования и переименования, установления и изменения границ, установления и перенесения центров территориальных единиц.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия и термины


Территориальное устройство (деление) области - территориальная организация области, представляющая собой систему входящих в состав области территориальных единиц.

Территориальная единица - поселение или объединение поселений, имеющее свое наименование, постоянное население, фиксированные границы и закрепленную за ним территорию, с действующими в его пределах органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления, признанное в установленном настоящим Законом порядке территориальной единицей (отнесенное к соответствующему виду и категории).

Поселение (населенный пункт) - территория, имеющая название, компактную застройку в пределах границы и служащая местом постоянного и временного проживания людей. Поселение является основным элементом территориального устройства, основой формирования территориальных единиц.

Центр территориальной единицы - населенный пункт (поселение), который в установленном порядке признан местом нахождения органов местного самоуправления района, сельского и поселкового округа.

Закрытое административно-территориальное образование - территориальная единица, в пределах которой расположены предприятия и (или) объекты, для которых необходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан, имеющая органы местного самоуправления.

Статья 2. Правовая основа решения вопросов территориального устройства Читинской области


Вопросы территориального устройства Читинской области решаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами, другими нормативными правовыми актами, принимаемыми органами государственной власти Российской Федерации и области.

Статья 3. Основные принципы территориального устройства области


Территориальное устройство области основывается на принципах:

- соответствия исторически сложившейся системе расселения в области и устойчивым тенденциям ее развития;

- создания экономических, финансовых и организационных условий для формирования и эффективной деятельности органов местного самоуправления, активного участия населения в их работе;

- содействия рациональному использованию природных ресурсов и развитию экономического потенциала области;

- содействия развитию национальных культур, бытовых традиций и исконных видов хозяйственной деятельности всех национальных групп и казачества, проживающих на территории области.

Статья 4. Территория Читинской области


Территория Читинской области является частью единой территории Российской Федерации.

Официальным документом, определяющим границы области, является ее описание, содержащее необходимые сведения и картографические материалы.

Границы области с другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Изменение границ области может быть осуществлено при условии свободного волеизъявления большинства граждан, проживающих на территории области, путем референдума.

Читинская область состоит из городских, сельских поселений и их территориальных объединений.

Административным центром области является город Чита. Статус города Читы как областного центра определяется законом области.

На территории Читинской области могут создаваться закрытые административно-территориальные образования. Порядок образования, правовой статус закрытого административно-территориального образования определяются федеральным законодательством.

В состав Читинской области входит Агинский Бурятский автономный округ. По вопросам территориального устройства своей территории Агинский Бурятский автономный округ осуществляет собственное правовое регулирование. Особенности действия настоящего Закона на территории автономного округа, как неотъемлемой части Читинской области, определяются договором (соглашением) между органами государственной власти области и автономного округа.

Статья 5. Учет мнения населения при решении вопросов территориального устройства области


Решение вопросов территориального устройства области (создание, реорганизация и упразднение районов, городов и других населенных пунктов, их наименование, переименование, изменение границ, установление центров территориальных единиц) не допускается без учета мнения населения соответствующих территориальных единиц.

Выявление мнения населения осуществляется путем проведения областных и местных референдумов, собраний (сходов) граждан, местных опросов в порядке, устанавливаемом законами области.

Статья 6. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в вопросах территориального устройства области


1. К полномочиям областной Думы в вопросах территориального устройства области относится:

1) присвоение и изменение статуса территориальным единицам, определение центров территориальных единиц;

2) образование, реорганизация и упразднение территориальных единиц;

3) установление и изменение границ территориальных единиц;

4) рассмотрение предложений о присвоении наименования и переименовании территориальных единиц;

{пункт 4 части 1 статьи 6 в редакции Закона Читинской области от 08.10.02 г. N 388-ЗЧО}

5) назначение областных референдумов по вопросам территориального устройства области;

6) иные полномочия в соответствии с федеральными и областными законами.

2. К полномочиям Главы Администрации области в вопросах территориального устройства области относится:

1) подготовка и внесение в областную Думу законопроектов, проектов постановлений по вопросам территориального устройства области и исполнение принятых областной Думой постановлений;

2) дача заключений на документы и материалы по вопросам территориального устройства области, представляемые органами местного самоуправления;

3) учет и регистрация территориальных единиц, учет изменений их границ и наименований;

4) определение порядка представления и оформления документов и материалов по вопросам территориального устройства области;

5) образование согласительных комиссий;

6) иные полномочия в соответствии с федеральными и областными законами.

3. К полномочиям органов местного самоуправления в вопросах территориального устройства области относится:

1) выявление мнения населения по вопросам территориального устройства области в соответствии с законами области;

2) оформление необходимых материалов и документов и представление их Администрации области для внесения в областную Думу;

3) иные полномочия в соответствии с федеральными и областными законами и уставами муниципальных образований.

ГЛАВА II. СТАТУС И ВИДЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ ОБЛАСТИ

Статья 7. Виды территориальных единиц


Виды территориальных единиц в зависимости от характера системы расселения населения:

поселения (населенные пункты) - места компактного проживания граждан (города, поселки, села);

объединения поселений:

- объединение населенных пунктов вокруг одного поселения (села, поселка) с прилегающими к ним землями - сельский (поселковый) округ;

- объединение городских и сельских поселений с прилегающими к ним землями вокруг районного центра - район.

Статья 8. Виды поселений и критерии их разграничения


По роли в экономической жизни и управлении, характеру организации территории области выделяются городские и сельские поселения.

Критерии разграничения городских и сельских поселений:

численность населения;

распределение жителей по преимущественному характеру занятости населения;

экономическое значение поселения;

роль в социально-культурной жизни области;

особенности планировки и застройки;

уровень благоустройства и социальной инфраструктуры;

административное значение поселения;

перспективы дальнейшего экономического и социального развития, роста численности населения.

Небольшие поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения или являющиеся объектами служебного назначения в системе какой-либо отрасли хозяйства (железнодорожные будки, дома лесников, заимки, полевые станы, метеостанции, дачные поселения и т.д.), а также одиночные дома не составляют самостоятельные населенные пункты и числятся за теми населенными пунктами, с которыми находятся в административных, производственно-коммерческих и социально-бытовых отношениях.

Статья 9. Категории городских поселений


Городские поселения подразделяются на города и поселки городского типа:

1). Город - поселение, являющееся промышленным, культурным и административным центром с определенным уровнем развития социальной, производственной, инженерной и транспортной инфраструктуры и с населением не менее 10 тысяч жителей, преимущественно занятых (не менее половины от общего числа трудоспособного населения) несельскохозяйственными видами производства и обслуживания, имеющее городскую черту и отличающееся относительной компактностью застройки.

2). Поселок городского типа (рабочий, курортный) - поселение с населением, преимущественно занятым (не менее половины от общего числа трудоспособного населения) несельскохозяйственными видами производства и обслуживания.

{пункт 2 части 1 статьи 9 в редакции Закона Читинской области от 18.11.98 г. N 142-ЗЧО}

2. Категории городов и поселков городского типа выделяются в зависимости от экономического, социально-культурного и административного значения городского поселения и численности его жителей:

1) Города областного значения - областной или районный административные центры (места постоянного нахождения органов местного самоуправления и (или) органов государственной власти области, территориальных подразделений федеральных органов государственной власти), а также экономические и культурные центры, имеющие развитую промышленность, с численностью населения не менее 30 тысяч человек. В отдельных случаях к категории городов областного значения могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 30 тысяч жителей, имеющие важное промышленное, социально-культурное и историческое значение, перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения.

2) Курортные поселки - поселения, расположенные в местностях, имеющих лечебно-оздоровительное значение, с численностью населения не менее 1 тысячи жителей при условии, что количество приезжающих ежегодно для лечения и отдыха в эти населенные пункты составляет не менее 50 процентов постоянного населения.

Статья 10. Сельские поселения


К сельским поселениям (селам, поселкам, рудникам, станциям и другим сельским поселениям) относятся населенные пункты, не соответствующие критериям городских поселений, установленным настоящим Законом.

{статья 10 в редакции Закона Читинской области от 18.11.98 г. N 142-ЗЧО}

Статья 11. Виды объединений поселений


В целях эффективного осуществления местного самоуправления, совместного решения общих задач из поселений, связанных между собой тесными организационно-хозяйственными и административными отношениями (общие государственные органы и (или) органы местного самоуправления) могут создаваться следующие территориальные единицы - объединения поселений:

1) сельские округа;

2) поселковые округа;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»