Недействующий

ЗАКОН

ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 10 октября 1996 года N 69-ЗЧО

О НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ

Принят Читинской областной Думой 10 октября 1996 года

{Изменения и дополнения:

Закон Читинской области от 29.12.1997 г. N 107-ЗЧО НГР: ru75000199700019}

{Утратил силу:

Закон Читинской области от 14.03.2002 г. N 353-ЗЧО НГР: ru75000200200040}

Настоящий Закон в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О недрах", Водным кодексом Российской Федерации, Уставом - Основным Законом Читинской области определяет права органов государственной власти, органов местного самоуправления области и недропользователей в вопросах предоставления недр для добычи полезных ископаемых, обязанности указанных органов власти и недропользователей по отношению друг к другу при пользовании недрами, государственное управление отношениями недропользования, устанавливает условия землепользования при разработке недр, порядок проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, определяет условия и регулирует отношения сторон при взимании платежей при пользовании недрами на территории области.

РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья I. Понятия, используемые в настоящем Законе


Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Недропользование - производственная деятельность, связанная с геологическим изучением недр, разработкой месторождений полезных ископаемых, строительством подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также с использованием отходов горнодобывающего и сопутствующих перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер.

Государственный фонд недр на территории области - геометризованные в плане и по вертикали блоки недр в пределах используемых и неиспользуемых участков территории. Государственный фонд составляют участки недр федерального, областного, окружного и местного значения.

Лицензия на недропользование - официальный документ установленной формы, удостоверяющий право на пользование недрами, подписанный представителями государственных органов власти области и недропользователем.

Лицензионное соглашение - неотъемлемая часть лицензии, являющаяся гражданско-правовым договором между представителями государственных органов власти области, выдающих лицензии, и недропользователем. Лицензионное соглашение определяет условия пользования недрами, права, обязанности и ответственность подписавших сторон за их соблюдение.

Подземные воды - воды, в том числе минеральные, находящиеся в недрах (в пределах водоносных горизонтов и свободных полостей), а также выходящие на дневную поверхность (родники, источники).

Использование подземных вод является составной частью недропо льзования и включает:

- добычу для хозяйственно-питьевых и производственно-технических нужд, бальнеотерапевтического применения и розлива, орошения и обводнения пастбищ;

- извлечение при проведении осушительных, водопонизительных и природоохранных мероприятий;

- сброс и захоронение сточных и дренажных вод;

- геологическое изучение подземных вод;

- образование особо охраняемых объектов.

Статья 2. Правовое регулирование отношений недропользования


Действие настоящего Закона на территории Агинского Бурятского автономного округа определяется Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти области и округа. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, Читинской области, Агинского Бурятского автономного округа, предусмотренное настоящим Законом, действует до заключения соответствующего договора между Российской Федерацией, областью и округом.

Государственный фонд недр области имеет статус областного значения. Участки недр федерального значения выделяются на основании совместного решения органов государственной власти Российской Федерации и области, окружного значения - совместным решением органов государственной власти области и округа, местного значения - совместным решением органов государственной власти области и органов местного самоуправления.

РАЗДЕЛ II. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ

Статья 3. Компетенция органа представительной законодательной власти области


В компетенцию органа представительной законодательной власти области входит:

1) принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов области о недрах;

2) утверждение по представлению Главы Администрации области концепций, долгосрочных программ и планов геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы области;

3) установление дополнительных оснований для освобождения отдельных категорий пользователей недр от платежей;

4) объявление участков недр на территории области особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие образования);

5) установление порядка пользования недрами на особо охраняемых территориях;

6) установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения;

7) установление общего порядка проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами;

8) определение совместно с органами государственной власти Российской Федерации и Администрацией области статуса участков недр федерального значения, а также федерального фонда резервных месторождений;

9) установление порядка использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, поступающих в областной бюджет;

10) контроль за выполнением областных программ и планов недропользования;

11) установление порядка квотирования объемов добычи полезных ископаемых;

12) учреждение областных наград, почетных званий, премий за выявление месторождений полезных ископаемых и рациональное недропользование, определение порядка их присвоения;

13) согласование перечня объектов лицензирования;

14) принятие решения о проведении референдумов по вопросам захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ на территории области.

Статья 4. Компетенция органа исполнительной власти области


В компетенцию органа исполнительной власти области входит:

1) государственное управление отношениями недропользования, распоряжение государственным фондом недр на территории области;

2) определение совместно с органами государственной власти Агинского Бурятского автономного округа статуса участков недр окружного значения;

3) определение совместно с органами местного самоуправления статуса участков недр местного значения;

4) разработка и утверждение нормативных правовых актов области по определению форм и установлению размеров платы за пользование участками недр на территории области;

5) заключение договоров на условиях раздела продукции с субъектами хозяйственной деятельности при пользовании

участками недр на территории области;

6) согласование решений Правительства Российской Федерации о предоставлении участков недр на территории области для захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ в глубоких горизонтах, обеспечивающих их локализацию, с учетом результатов референдумов;

7) согласование решений Министерства природных ресурсов Российской Федерации или Комитета по геологии и использованию недр Читинской области (далее - Читагеолком), о предоставлении участков недр на территории области для геологического изучения;

8) определение порядка проведения и условий конкурса или аукциона по каждому объекту или группе объектов лицензирования;

9) согласование перечней объектов лицензирования и перечня общераспространенных полезных ископаемых, утверждаемых Министерством природных ресурсов Российской Федерации;

10) ежегодное представление в Роскомнедра предложений по доле отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, оставляемой в распоряжении области для целевого финансирования работ по территориальной программе геологического изучения недр;

11) предоставление отсрочек и освобождение от платежей конкретных пользователей недр;

12) участие в разработке и реализации федеральных программ геологического изучения недр;

13) разработка, утверждение и реализация ежегодных территориальных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы области;

14) создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств областного бюджета, установление условий, размеров платы за геологическую информацию, порядка использования соответствующих средств;

15) проведение государственных геологической и экологической экспертиз запасов месторождений полезных ископаемых и иной геологической информации за исключением участков недр федерального значения и других случаев по решениям Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Государственного комитета по охране окружающей среды, согласованным с Администрацией области;

16) составление территориальных балансов запасов полезных ископаемых и кадастров месторождений, рудопроявлений, учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

17) выдача в установленном порядке лицензий на пользование недрами;

18) лицензирование видов деятельности, связанной с геологическим изучением и использованием недр, в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.95 г. N 775;

19) установление порядка регистрации предприятий, проводящих геологоразведочные работы, и их регистрация;

20) определение порядка пользования недрами с целью строительства подземных сооружений юридическими и физическими лицами для своих нужд на глубину до пяти метров, устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, при условии, что глубина скважин не превышает 40 м, предельный водоотбор 30 куб.м в сутки, размер земельного участка, для водоснабжения которого используются подземные воды, не превышает 0.1 га;

21) ограничение, приостановление или досрочное прекращение прав пользования недрами;

22) согласование создания Читагеолкома и определения его статуса;

23) проведение совместно с органами государственного геологического контроля и государственного горного надзора проверок за охраной и рациональным использованием недр при добыче полезных ископаемых всеми предприятиями и организациями, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности;

24) установление горнодобывающим предприятиям квот объемов добычи полезных ископаемых в порядке, определенном областной Думой;

25) определение персонального состава, назначение председателя конкурсной (аукционной) экспертной комиссии по лицензированию и его заместителей в соответствии с порядком, установленным областной Думой.

{п.25 ст.4 в ред. Закона Читинской области от 29.12.97 г. N 107-ЗЧО НГР: ru75000199700019}

Статья 5. Компетенция органов местного самоуправления


В компетенцию органов местного самоуправления входит:

1) согласование предоставления участков недр на территории муниципального образования для геологического изучения и разработки месторождений полезных ископаемых по запросу Читагеолкома;

2) заключение договоров с победителями конкурсов и аукционов на право пользования недрами об участии недропользователей в решении вопросов социально-экономического развития муниципального образования;

3) проведение совместно с органами государственного геологического контроля и государственного горного надзора проверок использования и охраны недр при добыче полезных ископаемых, а также строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

4) введение ограничений пользования участками недр на территории населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, когда возможна угроза жизни и здоровью людей, ущерб хозяйственным объектам, окружающей природной среде или археологическим и природным памятникам, охраняемым государством;

5) делегирование в установленном порядке Читагеолкому прав на оформление и выдачу лицензий на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых и строительство подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;

6) представление в Читагеолком предложений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении прав пользования недрами;

7) участие с правом решающего голоса в работе экспертной комиссии по лицензированию при рассмотрении вопросов, касающихся территории муниципального образования;

8) определение форм платежей за пользование недрами в пределах сумм, поступающих в местные бюджеты;

9) согласование установления горнодобывающим предприятиям квот объемов добычи полезных ископаемых.

РАЗДЕЛ III. ПОРЯДОК ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПРАВ ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ

Статья 6. Перечень объектов лицензирования


Лицензирование прав пользования недрами осуществляется в соответствии с перечнем объектов лицензирования (далее - Перечень).

Перечень на два года формируется Читагеолкомом с учетом необходимости рационального сочетания интересов государства, горнодобывающих предприятий, геологоразведочных организаций, требований охраны окружающей среды, согласовывается с областной Думой, Читинским округом Госгортехнадзора, Читинским областным Комитетом по экологии и природопользованию (далее - Читакомприрода) и утверждается Администрацией области и Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»