Статья 38. Помещение для голосования.
Помещения для голосования предоставляются в распоряжение
участковых избирательных комиссий главой соответствующей местной
администрации. Если нет возможности использовать здания
(помещения), находящиеся в государственной или муниципальной
собственности, администрация арендует здания (помещения) у частных
собственников. Оплата и возмещение расходов производится
избирательными комиссиями за счет бюджетных средств, выделяемых на
проведение выборов.
Помещение для голосования должно иметь зал, в котором
оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для
тайного голосования комнаты.
В помещении для голосования либо непосредственно перед ним
должен быть оборудован участковой избирательной комиссией стенд,
на котором помещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней
и информационные материалы обо всех кандидатах на должность главы
администрации области.
В информационных материалах о кандидатах и их предвыборных
платформах не должны содержаться агитационные призывы. Образец
заполненного избирательного бюллетеня, помещенный на стенде, не
должен содержать фамилии кандидатов.
Статья 39. Избирательный бюллетень.
Для выборов главы администрации области каждый избиратель
получает избирательный бюллетень. Форма и текст избирательного
бюллетеня утверждается избирательной комиссией области. Текст
избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной
стороне листа.
Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии,
имена, отчества всех зарегистрированных, кандидатов на должность
главы администрации области, а также данные о них: дату рождения,
место жительства, место работы и занимаемую должность (род
занятий).
В случае, если кандидат выдвинут избирательным объединением,
избирательным блоком, указывается наименование этого
избирательного объединения, избирательного блока, а также
принадлежность кандидата к политической партии или иному
общественному объединению, входящему в состав избирательного
объединения, избирательного блока, если такая принадлежность имеет
место. Если кандидат выдвинут непосредственно избирателями, его
политическая принадлежность указывается только по желанию самого
кандидата.
Справа против данных о каждом кандидате помещается пустой
квадрат.
В конце списка кандидатов помещается строка ~Против всех
кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
В каждом избирательном бюллетене должно помещаться разъяснение
о порядке его заполнения.
Избирательные бюллетени печатаются на русском языке.
Избирательные бюллетени печатаются избирательной комиссией
области не позднее 20 дней до дня выборов. Участковые
избирательные комиссии получают от территориальных комиссий
избирательные бюллетени не позднее трех дней до дня выборов.
Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой
избирательной комиссией, не может превышать числа
зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем
на 0,5% процента. В правом верхнем углу избирательного бюллетеня
ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии,
которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии.
В случае выбытия отдельных кандидатов после изготовления
бюллетеней участковые избирательные комиссии по указанию
избирательной комиссии области вычеркивают в избирательных
бюллетенях данных о выбывших кандидатах.
Статья 40. Порядок голосования.
Голосование производится в выходной день с 8 до 22 часов по
местному времени.
О времени и месте голосования участковые избирательные
комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней
до дня его проведения через средства массовой информации.
На избирательных, участках, образованных в воинский частях, в
отдаленных и труднодоступных районах, участковая избирательная
комиссия по согласованию с территориальной избирательной комиссией
может объявить голосование законченным в любое время, если
проголосовали все избиратели, включенные в список.
Избиратель, который в течение 15 дней до дня выборов
включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту
своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив
избирательный бюллетень в помещении территориальной (за 15 - 4
дня, до дня выборов) или участковой (за 3 - 1 день до дня выборов)
избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна
голосования. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт,
который заклеивает и передает дежурному члену соответствующей
избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится
печать соответственно территориальной или участковой избирательной
комиссии. Территориальные избирательные комиссии передают списки
проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в
соответствующую участковую избирательную комиссию. Участковая
избирательная комиссия отмечает в списке избирателей
проголосовавших таким образом избирателей.
Избирательная комиссия области вправе разрешить провести
голосование избирателей досрочно, но не ранее чем за 15 дней до
дня выборов, в отдаленных и труднодоступных районах.
В восемь часов в день выборов председатель участковой
избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и
предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим
избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые
вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой
избирательной комиссии предъявляет конверты, оставленные досрочно
проголосовавшими избирателями. При этом проверяются
неповрежденность каждого конверта, наличие на нем печати, а также
соответствие количества конвертов числу соответствующих отметок в
списке избирателей. Затем конверты вскрываются и извлеченные из
них избирательные бюллетени опускаются в избирательный ящик. В
случае, если из конверта извлечено более одного избирательного
бюллетеня, все извлеченные из конверта избирательные бюллетени
погашаются, о чем составляется специальный акт. Число
избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим
досрочно, заносится в протокол участковой избирательной комиссии.
После этого председатель участковой избирательной комиссии
приглашает избирателей приступить к голосованию.
Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в
список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа,
удостоверяющего их личность. При выдаче избирательного бюллетеня
член избирательной комиссии проставляет в списке избирателей серию
и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности
избирателя. Избиратель проверяет правильность произведенной записи
и расписывается.
Каждый гражданин голосует лично. Голосование за других лиц не
допускается. Заполнение избирательного бюллетеня производится в
специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие
кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий
возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить
в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме
члена избирательной комиссии, наблюдателя и доверенных лиц
кандидатов.
В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в
пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он
голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против
всех кандидатов".
Избирательный бюллетень избиратель опускает в избирательный
ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов
участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить
возможность участвовать в голосовании всем избирателям, в том
числе избирателям, которые по состоянию здоровья либо по другим
уважительным причинам не могут прибыть в помещение для
голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии
должно быть необходимое количество переносных избирательных
ящиков, которое определяется решением территориальной
избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности
проголосовать вне помещения для голосования должно быть
подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему
членов участковой избирательной комиссии. В заявлении должны
содержаться те же данные об избирателе, что и в списке
избирателей. После получения избирательного бюллетеня избиратель
делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. Члены
участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям,
получают под роспись избирательные бюллетени в количестве,
соответствующем числу заявлений. Число заявлений избирателей, а
также число использованных и возвращенных избирательных бюллетеней
отмечаются в отдельном акте. Одновременно в списке избирателей
делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения
для голосования. При проведении голосования вне помещения для
голосования вправе присутствовать наблюдатели. По возвращении
членов участковой избирательной комиссии в помещение для
голосования переносной избирательный ящик не вскрывается до начала
подсчета голосов избирателей. Организация и проведение голосования
вне помещения для голосования должны исключать возможность
нарушения избирательных прав граждан, а равно возможность
нарушения тайны голосования или искажения волеизъявления
избирателя.
В основном списке делается отметка о том, что избиратель
проголосовал на дому. При проведении голосования вне помещения для
голосования вправе участвовать наблюдатели. Организация
голосования вне помещения для голосования должна исключать
возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно
искажения волеизъявления избирателя.
Председатель участковой избирательной комиссии следит за
порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех
присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его
заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии -
секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею.
Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется
от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для
голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются
повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается
участковой избирательной комиссией.
Статья 41. Подсчет голосов избирателей на избирательном
участке.
По истечении времени голосования председатель участковой
избирательной комиссии объявляет о том, что избирательные
бюллетени могут получить и проголосовать только избиратели, уже
находящиеся в помещении для голосования.
Перед вскрытием избирательных ящиков члены избирательной
комиссии в присутствии наблюдателей подсчитывают и погашают
неиспользованные избирательные бюллетени. Их число оглашается и
заносится в протокол об итогах голосования, после чего
председатель участковой избирательной комиссии проверяет
целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает
их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно:
сначала переносных, потом стационарных.
Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней,
находящихся в переносных ящиках.
Число бюллетеней, находящихся в переносных ящиках, не должно
превышать число письменных заявлений от избирателей с просьбами о
проведении голосования вне помещения для голосования.
В случае обнаружения в переносных ящиках большего в числа
бюллетеней, чем количество заявлений, все бюллетени, находившиеся
в переносных избирательных ящиках, могут быть признаны
недействительными решением участковой избирательной комиссии.
Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивших
голосование вне помещения для голосования, отражается в акте,
который прилагается и протоколу о результатах голосования.
При подсчете голосов избирателей прежде всего отделяются
недействительные бюллетени. Таковыми считаются избирательные
бюллетени не установленной формы, то есть не изготовленные
официально, не снабженные печатью участковой избирательной
комиссии и подписями двух членов участковой избирательной
комиссии, а также избирательные бюллетени, из которых нельзя
установить волеизъявление избирателя, в частности, такие, в
которых любой (любые) знак(и) проставлен(ы) более чем в одном
квадрате либо не проставлен(ы) ни в одном из них в которых
избиратели проголосовали за кандидатов, впоследствии снявших
свои кандидатуры, либо выбывших по иным причинам.
При принятии решения о признании избирательного бюллетеня
недействительным участковая избирательная комиссия указывает на
его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись
подтверждается подписями не менее трех членов участковой
избирательной комиссии. Избирательные бюллетени неустановленной
формы при определении числа избирателей, принявших участие в
голосовании, из подсчета исключаются.
Подсчет голосов осуществляют непосредственно члены участковой
избирательной комиссии, обладающие правом решающего голоса.
Подсчет голосов на избирательном участке должен проводиться
без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны
быть извещены члены участковой избирательной комиссии, а также
наблюдатели.
Участковая избирательная комиссия составляет протокол об
итогах голосования.
В протокол об итогах голосования вносятся следующие данные:
число избирателей, внесенных в списки избирателей, включая
избирателей, внесенных в список дополнительно;
число избирательных бюллетеней, выданных избирательной
комиссии;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на
избирательном участке в день выборов;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям,
проголосовавшим досрочно;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям,
проголосовавшим вне помещения для голосования;
число погашенных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных
избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной
формы);
число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных
избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной
формы);
число действительных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, признанных недействительными
(в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней,
не содержащих отметок ни по одной позиции);
фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные о
внесенных в избирательный бюллетень кандидатах;
число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата;
число голосов избирателей, поданных против всех" кандидатов.
После подсчета голосов избирателей участковая избирательная
комиссия заполняет в двух экземплярах протокол об итогах
голосования, который подписывается всеми членами участковой
избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Член избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом
или отдельным его положением, вправе приложить и протоколу свое
особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
К первому экземпляру протокола прикладываются жалобы и заявления о
нарушениях настоящего закона области, поступившие в участковую
избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним
решения избирательной комиссии.
По требованию любого члена участковой избирательной комиссии
или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана
предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования.
Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии
незамедлительно, но не позднее чем через 24 часа с момента
окончания голосования, направляется в соответствующую
территориальную избирательную комиссию.
Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными
избирательными бюллетенями, списком присутствовавших на заседании
комиссии членов участковой избирательной комиссии с правом
совещательного голоса, представителей средств массовой информации,
наблюдателей хранится у секретаря участковой избирательной
комиссии до окончания ее работы.
Статья 42. Установление итогов голосования территориальными
избирательными комиссиями.
На основании протоколов участковых избирательных комиссий
путем суммирования содержащихся в них данных территориальная
избирательная комиссия устанавливает итоги голосования на
соответствующей территории.
В протокол об итогах голосования вносятся следующие данные:
число участковых избирательных комиссий;
число протоколов участковых избирательных комиссий, на основе
которых составлен данный протокол;
число избирателей, внесенных в список избирателей, включая
избирателей, внесенных в список дополнительно;
число избирательных бюллетеней, выданных участковыми
избирательными комиссиями;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателями на
избирательных участках в день выборов;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям,
проголосовавшим досрочно;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям,
проголосовавшим вне помещений для голосования;
число погашенных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных
избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной
формы);
число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных
избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной
формы);
общее число действительных избирательных бюллетеней;
общее число избирательных бюллетеней, признанных
недействительными (в том числе отдельной строкой - число
избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из
позиций);
фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные о
внесенных в избирательный бюллетень кандидатах;
число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата;
число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми
присутствующими членами комиссии. Член комиссии, не согласный с
протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить
к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается
соответствующая запись.
Первый экземпляр протокола и сводная таблица суммированных
данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных
комиссий, незамедлительно направляется в избирательную комиссию
области. К нему прилагаются жалобы и заявления, поступившие в
комиссию в день голосования, и принятые по ним решения комиссии.
Второй экземпляр протокола хранится у секретаря комиссии.
Вся документация территориальных, участковых избирательных
комиссий хранится не менее шести месяцев, избирательные бюллетени
- не менее одного года, протоколы об итогах голосования и
результатов выборов - не менее года со дня объявления даты
следующих выборов.
Статья 43. Определение результатов выборов главы администрации
Читинской области.
На основании протоколов территориальных избирательных комиссий
об итогах голосования путем сложения содержащихся в них данных
избирательная комиссия области не позднее пяти дней со дня выборов
определяет результаты выборов главы администрации области.
По результатам выборов Главы Администрации области
избирательная комиссия области составляет протокол, в который
вносятся следующие данные:
число территориальных избирательных комиссий;
число протоколов территориальных избирательных комиссий, на
основе которых составлен данный протокол;
число избирателей, внесенных в список избирателей, включая
избирателей, внесенных в список дополнительно;
число избирательных бюллетеней, выданных участковым
избирательным комиссиям;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на
избирательном участке в день выборов;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям,
проголосовавшим досрочно;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям,
проголосовавшим вне помещений для голосования;
число погашенных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных
избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной
формы);
число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных
избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной
формы);
общее число действительных избирательных бюллетеней;
общее число избирательных бюллетеней, признанных
недействительными (в том числе отдельной строкой - число
избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из
позиций);
фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные о
внесенных в избирательный бюллетень кандидатах;
число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата;
число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
В случае, если в избирательном бюллетене остался только один
кандидат, то он считается избранным, если число голосов, поданных
за него, превышает число голосов, поданных против.
Избранным главой администрации области считается кандидат,
получивший в ходе выборов наибольшее число голосов избирателей,
принявших участие в голосовании, по отношению и другому кандидату
(кандидатам), но не менее 25 проц. от числа граждан, принявших
участие в голосовании.
Избирательная комиссия области признает выборы
недействительными, если допущенные при голосовании или
установлении итогов голосования нарушения не позволяют с
достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.
Статья 44. Повторное голосование.
В случае, если в избирательный бюллетень было включено более
двух кандидатов на должность главы администрации области, и ни
один из них не был избран, избирательная комиссия области
назначает повторное голосование по выборам главы администрации
области по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов.
Повторное голосование проводится не позднее чем через 15 дней со
дня установления результатов общих выборов с соблюдением
требований настоящего Закона. Сообщение о проведении повторного
голосования публикуется в средствах массовой информации в течение
двух суток со дня принятия соответствующего решения избирательной
комиссией области.
По итогам повторного голосования избранным считается
кандидат на должность Главы Администрации области, получивший при
голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в
голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных
за другого кандидата. При равном числе полученных кандидатами
голосов избранным считается кандидат, в поддержку которого при
выдвижении собраны подписи большего числа избирателей.
При повторном голосовании выборы признаются состоявшимися
независимо от числа избирателей, принявших участие в голосовании.
Статья 45. Повторные выборы.
Если выборы на должность главы администрации области были
признаны несостоявшимися, недействительными или ни один из
кандидатов не был избран на должность главы администрации области,
избирательная комиссия области принимает решение о проведении
повторных выборов.
Выдвижение и регистрация кандидатов на должность главы
администрации области, другие избирательные мероприятия, связанные
с проведением повторных выборов, осуществляются в порядке,
установленном настоящим Законом. При повторных выборах сроки
избирательных действий, установленные настоящим Законом,
сокращаются на одну четверть.
Повторные выборы проводятся не позднее чем в двухмесячный срок
после предыдущих выборов.
Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в печати.
При назначении повторных выборов избирательная комиссия
области может принять решение о необходимости замены состава
территориальных или участковых избирательных комиссий. Голосование
проводится на тех же избирательных участках и по тем же спискам
избирателей, что были составлены для проведении предыдущих выборов.
Статья 46. Опубликование итогов голосования и результатов
выборов главы администрации области.
Избирательная комиссия области направляет предварительные
данные о результатах выборов главы администрации области в
средства массовой информации и течение пяти дней после окончания
выборов.
Территориальные избирательные комиссии публикуют данные,
содержащиеся в их протоколах и в протоколах участковых
избирательных комиссий об итогах голосования, не позднее месяца со
дня проведения выборов.
В течение одного месяца со дня проведения выборов
избирательная комиссия области публикует информацию об итогах
голосования и результатах выборов, включающую в себя данные
протоколов всех избирательных комиссий, за исключением участковых
избирательных комиссий.
Статья 47. Вступление в должность главы администрации области.
Избирательная комиссия области после подписания протокола о
результатах выборов извещает об этом кандидата, избранного на
должность главы администрации области.
Кандидат, избранный на должность главы администрации области,
в трехдневный срок в письменном виде обязан сообщить в
избирательную комиссию области о сложении с себя обязанностей,
несовместимых с занятием должности главы администрации области.
Избирательная комиссия области после официального сообщения о
результатах выборов выдает лицу, выбранному главой администрации
области, удостоверение в избрании.
Глава администрации области вступает в должность в день
официального опубликования избирательной комиссией области
результатов выборов.