РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА


ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ


Об областной целевой программе
"Развитие заготовительной деятельности на 2002-2005 годы"


Принят
Читинской областной Думой
30 января 2002 года


Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Развитие заготовительной деятельности на 2002-2005 годы" (прилагается).

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.     

               Председатель областной Думы
               А.Ф. Эпов

    
     г.Чита
     30 января 2002 года
     
№ 347-ЗЧО


 Приложение
к Закону Читинской области
"Об областной целевой программе
"Развитие  заготовительной  деятельности на 2002-2005 годы"

ПАСПОРТ
областной целевой программы
"Развитие заготовительной деятельности на 2002-2005 годы"

Наименование Программы

Областная целевая программа "Развитие заготовительной деятельности на 2002-2005 годы" (далее-Программа).

Дата принятия решения о разработке Программы

Постановление Главы администрации Читинской области "О разработке областной целевой программы "Развитие заготовительной деятельности на 2002-2005 годы" от 26.04.2001 № 261.

Дата утверждения Программы

Утверждена Законом Читинской области "Об областной целевой программе "Развитие заготовительной деятельности на 2002-2005 годы" от 30.01.2002 № 347-ЗЧО.

Государственный заказчик

Комитет сельского хозяйства и продовольствия Администрации Читинской области.

Разработчики программы

Комитет сельского хозяйства и продовольствия Администрации Читинской области.

Цель и задачи Программы

Основные цели Программы:
 - создание экономических условий для функционирования агропромышленного комплекса области в целях наиболее полного удовлетворения потребностей населения области в продуктах питания, стабилизация и развитие сельскохозяйственного производства, улучшение социальных условий на селе;
 - развитие заготовительной деятельности сельскохозяйственной продукции, улучшение снабжения населения продовольствием собственного производства;
 - развитие интеграционных связей предприятий потребительской кооперации и других хозяйствующих субъектов аграрной сферы, в первую очередь  производителями сельскохозяйственной продукции;
 - обеспечение продовольственной безопасности.
Задачи Программы:
- организация закупок сельскохозяйственной продукции и системы заготовок;
 - формирование и развитие оптового продовольственного рынка области;
 - создание равных условий для  сельхозтоваропроизводителей, независимо от форм собственности, осуществление их государственной поддержки;
 - создание равных экономических условий хозяйствования для предприятий организационно- правовых форм занимающихся заготовками и реализацией сельхозпродукции производимой в области;
 - обеспечение продвижения сельскохозяйственной продукции от производителя до потребителя.

Сроки реализации Программы

Программа рассчитана на 2002-2005 годы.

Перечень основных мероприятий Программы

В перечень основных мероприятий входят комплексные мероприятия, обеспечивающие закупки сельскохозяйственной продукции и развитие заготовительной сети.
Разработка предложений по предоставлению мер государственной поддержки личных подсобных хозяйств.
Формирование инфраструктуры оптового продовольственного рынка.
Обеспечение государственной поддержки создания и развития продовольственных рынков.
Создание заготовительной сети.
Организация закупок сельскохозяйственной продукции для формирования регионального продовольственного фонда.
Создание маркетинговой службы.
Восстановление и модернизация предприятий мясной промышленности.

Исполнители основных мероприятий Программы

Комитет сельского хозяйства и продовольствия Администрации Читинской области, Государственное унитарное предприятие "Читинское продовольствие", Управление пищевой и перерабатывающей промышленности Администрации области. Читинский областной союз потребительских обществ и другие предприятия и учреждения, отобранные по конкурсу.

Объемы и источники финансирования

Объем финансирования составляет:
Всего: - 4437,0 млн.рублей
Из областного бюджета:
2002 г. - 130,0 млн.руб.
2003 г. - 170,0 млн.руб.
2004 г. - 200,0 млн.руб.
2005 г. - 235,0 млн.руб.
Итого - 735,0 млн.руб.
Собственные средства предприятий для закупа сельскохозяйственной продукции
1870, 0 млн. руб.
Бюджетный кредит:
2002 г. -155,0 млн.руб.
2003 г. -160,0 млн.руб.
2004 г. -167,0 млн.руб.
2005 г. -175,0 млн.руб.
Итого - 657,0 млн.руб.
Кредиты банков - 1175,0 млн.руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Обеспечение продовольственной безопасности области. Развитие заготовительной системы, увеличение закупок сельскохозяйственной продукции, повышение доходов населения и улучшение социальных условий сельского населения.

Организация контроля за исполнением Программы

Комитет сельского хозяйства и продовольствия Администрации Читинской области,
Комитет по финансам Администрации Читинской области, Комитет экономики Администрации Читинской области.
Ежегодное заслушивание на заседаниях коллегии Администрации области отчетов исполнителей основных мероприятий Программы об использовании средств и выполнении мероприятий, предусмотренных Программой.



1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Необходимость разработки областной целевой программы "Развитие заготовительной деятельности на 2002-2005 годы" диктуется реальными процессами, происходящими в системе агропромышленного комплекса. Программа предусматривает решение проблем увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции всех категорий хозяйств за счет консолидации финансовых источников всех уровней, создание равных условий для сельхозтоваропроизводителей, предприятий по заготовке, переработке и реализации сельхозпродукции, улучшение условий жизни сельского населения, структурных преобразований заготовительной сети.

Переход к рыночной экономике кардинально изменил состояние агропромышленного комплекса Читинской области. Развитие экономики без реальной государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей и их неподготовленность эффективно работать в условиях рынка привели к ухудшению дел в aгpoпромышленном комплексе.

В 2000 году продолжился спад производства по основным видам сельскохозяйственной продукции. Несмотря на некоторый рост производства зерна в 2000 году, по сравнению с 1999 годом, производство мяса в живом весе сократилось во всех категориях хозяйств на 14, 6%, молока на 1,1%, шерсти на 24,5%.

Низкие показатели производства продукции сельского хозяйства в 2000 году связаны со слабой материально-технической и финансовой базой агропромышленного комплекса и ряда других причин, вследствие чего, область не сможет в 2001 году достичь программных показателей. С учетом корректировки показатели на 2002-2005 годы будут следующими:

               Производство основных видов продукции сельского хозяйства
          по всем категориям хозяйств


          тыс.тонн

Продукция

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

Зерно

173,9

243,0

272,8

306,0

343,6

385,0

Картофель

219,6

230,0

240,0

250,0

260,0

270,0

Овощи

56,2

58,0

58,0

62,0

67,0

72,0

Мясо (в ж. весе)

62,3

61,0

61,0

66,8

72,0

77,0

Молоко

250,3

253,0

270,0

279,0

288,0

297,0

Яйцо (млн. шт. )

118,5

120,0

125,0

144,0

162,0

179,0

Шерсть (физический вес)

0,985

1,0

1,0

1,0

1,2

1,3


В целях обеспечения населения области продовольствием собственного производства и исходя из баланса ресурсов продукции сельского хозяйства, определен прогнозируемый объем реализации продукции на период 2002-2005 годы (приложение № 1). Исходя из приведенных показателей определены задачи областной целевой Программы "Развитие заготовительной деятельности на 2002-2005 годы".

Создание рыночной инфраструктуры, а также формирование оптовых продовольственных рынков, будут осуществляться, в первую очередь, на базе предприятий агропромышленного комплекса, потребительской кооперации и других хозяйствующих субъектов путем усиления экономического и производственного взаимодействия между ними. Данная интеграция позволит:

- иметь постоянных партнеров;

- проводить эффективную сбытовую политику;

- формировать благоприятную экономическую среду.

При неблагоприятной рыночной конъюнктуре, то есть при общем понижении цен и ухудшении условий реализации, необходимо увеличивать объемы заготовок в региональный (областной) фонд сельскохозяйственной продукции. сырья и продовольствия, что позволит изъять избыточную продукцию у селян и тем самым стабилизировать цены на сельскохозяйственную продукцию и обеспечить население области продовольствием через товарные интервенции. Создание продовольственных фондов и проведение товарных интервенций позволит поддерживать условия нормальной конкуренции и компенсировать недостаточную развитость инфраструктуры рынка.

В комплексе мер по реализации "Программы стабилизации и развития агропромышленного производства Читинской области до 2005 года" важное значение принадлежит созданию заготовительной сети и системы сбыта продукции, производимой агропромышленным комплексом области.

          2. Цели и задачи Программы

Основными целями Программы являются:

- создание экономических условий для функционирования агропромышленного комплекса области в целях наиболее полного удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, стабилизации и развития сельскохозяйственного производства, улучшение социальных условий на селе;

- развитие заготовительной деятельности, улучшение снабжения населения продовольствием собственного производства;

- развитие интеграционных связей предприятий потребительской кооперации и других хозяйствующих субъектов с субъектами аграрной сферы, в первую очередь с производителями сельскохозяйственной продукции:

- обеспечение продовольственной безопасности.

Для решения указанных целей основными задачами Программы являются:

- организация системы заготовок и закупок сельскохозяйственной продукции:

- формирование и развитие оптового продовольственного рынка области;

- создание равных условий для сельхозтоваропроизводителей, независимо от форм собственности и осуществление их государственной поддержки:

- создание равных экономических условий хозяйствования для предприятий различных организационно-правовых форм, занимающихся заготовками и реализацией сельхозпродукции, производимой в области;

- обеспечение продвижения сельскохозяйственной продукции от производителя до потребителя.

              
          3. Сроки реализации Программы

Программа рассчитана на 2002-2005 годы.

              
          4. Ресурсное обеспечение, механизм реализации и контроль
          за ходом выполнения Программы

Основные мероприятия Программы проводятся на существующей материально-технической базе сельскохозяйственных предприятий, предприятий потребительской кооперации, перерабатывающей промышленности и цехах малой переработки предприятий различных хозяйствующих субъектов.

Реализация программных мероприятий осуществляется за счет средств областного бюджета, привлечения финансовых средств кредитов банков и собственных средств заготовительных предприятий, Общая потребность в финансовых средствах, необходимых для реализации Программы на 2002-2005 годы, составит 4437,0 млн.рублей.

               Финансово-экономическое обеспечение Программы в 2002-2005 годах
          (в ценах по состоянию на 1 июня 2001 года)


          млн.руб.

Источники

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2002-2005

Средства областного бюджета

130,0

170,0

200,0

235,0

735,0

Бюджетный кредит на закуп продукции

155,0

160,0

167,0

175,0

657,0

Кредиты банков

245,0

280,0

310,0

340,0

1175,0

Собственные средства

420,0

450,0

490,0

510,0

1870,0

Итого средств

950,0

1060,0

1167,0

1260,0

4437,0


В соответствии с Законом Читинской области "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд в региональный (областной) фонд" заготовительная деятельность предусматривает закупки продукции сельского хозяйства в региональный (областной) фонд через областной государственный заказ Администрации Читинской области. Сельскохозяйственная продукция, не вошедшая в формирование регионального (областного) фонда, реализуется сельхозтоваропроизводителями самостоятельно.

Для поддержки сельхозтоваропроизводителей в их отношениях с потенциальными заготовителями продукции сельского хозяйства предусмотрено ввести в практику работы в 2002-2005 годах авансирование сельхозтоваропроизводителей, независимо от их форм собственности, через предприятия, определённые Комитетом сельского хозяйства и продовольствия Администрации Читинской области в качестве заготовителей в региональный (областной) фонд продовольствия и сырья.

Финансирование свободных закупок продукции сельского хозяйства предусмотрено за счёт:

- кредитов банка;

- других привлекаемых сельхозтоваропроизводителями источников на договорных (фьючерсных) условиях с заготовителями и другими предприятиями, в счёт поставок им продукции сельского хозяйства;

- собственных средств.

Выделяемые Комитету сельского хозяйства и продовольствия Администрации Читинской области бюджетные средства для реализации Программы будут распределяться через Комиссию Администрации Читинской области по вопросам агропромышленного комплекса и продовольствию на конкурсной основе. В конкурсе могут принимать участие любые хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности.

Механизм реализации Программы предусматривает организационные мероприятия, направленные на увеличение производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств, на основе организации усиления экономического и производственного взаимодействия между сельхозтоваропроизводителями, заготовителями и переработчиками сельскохозяйственной продукции. Данную интеграцию предусматривается осуществлять на двух уровнях: внутреннем и внешнем.

Внутренняя интеграция представляет собой процесс усиления экономического и производственного взаимодействия между организациями и предприятиями, входящими в агропромышленный комплекс. Она позволит повысить эффективность деятельности конкретных предприятий, конкретной отрасли за счет результатов совместной деятельности, например, заготовок, как источника сырья для производства.

Внешняя интеграция представляет собой процесс усиления экономического и производственного взаимодействия между организациями агропромышленного комплекса и предприятиями потребительской кооперации (если они не включены в агропромышленный комплекс), производственными, кредитными кооперативами, их союзами или другими хозяйствующими субъектами. Интеграция на этом уровне предусматривает:

- развитие подсобных хозяйств и сельскохозяйственного производства как сырьевой базы перерабатывающих предприятий;

- аренду сельскохозяйственных угодий;

- деловое партнерство с личными подсобными и крестьянскими хозяйствами;     

- заготовку и переработку сельхозпродукции и сырья, обеспечение сохранности и сбыта продукции агропромышленного комплекса;

- торговлю товарами народного потребления на селе для обеспечения потребностей населения, составляющего основу трудовых ресурсов агропромышленного комплекса;

- оказание услуг производственного и бытового характера.

Для формирования регионального (областного) фонда в соответствии с Федеральным законом "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия для государственных нужд" и Законом Читинской области "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд в региональный (областной) фонд", а также в целях организации работ по закупкам и поставкам сельскохозяйственной продукции для областных потребителей Администрация Читинской области определяет государственных заказчиков.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»