РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
О представительном законодательном и исполнительном
органах государственной власти Читинской области
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2010 года на основании
Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года N 314-ЗЗК
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Настоящий Закон утратил силу
с 9 января 2002 года в части организации и деятельности Читинской областной Думы на основании
Закона Читинской области "О Читинской областной Думе" от 19.12.2001 № 341-ЗЧО и
с 25 марта 2002 года в части организации и деятельности Администрации Читинской области
на основании Закона Читинской области от 28 февраля 2002 года № 349-ЗЧО
____________________________________________________________________________________
Принят
Читинской областной Думой
30 мая 1996 года
Документ с изменениями и дополнениями, внесенными:
Законом Читинской области от 04 апреля 1997 года № 78-ЗЧО ;
Законом Читинской области от 19 декабря 2001 года № 341-ЗЧО ;
Законом Читинской области от 28 февраля 2002 года № 349-ЗЧО
_________________________________________________________
Глава I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1.
1. Государственная власть в области осуществляется для общего блага ее населения, защиты и безопасности людей.
2. Уважение человеческого достоинства, полная, безусловная и незамедлительная защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение условий для свободного развития граждан являются обязанностью органов государственной власти и их должностных лиц.
3. Население области, проживающее на ее территории, имеет неотъемлемое и неоспоримое право в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом области и настоящим Законом создавать и реформировать областные органы государственной власти.
Статья 2.
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Уставом - Основным Законом области государственную власть на территории Читинской области осуществляют образуемые ею:
Читинская областная Дума - представительный законодательный орган государственной власти;
Администрация области - исполнительный орган государственной власти.
2. В Читинской области не могут действовать областные органы государственной власти, созданные не в соответствии с Уставом области и настоящим Законом.
3. Никто не может присвоить власть в области. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по закону.
Статья 3.
1. Разделение органов государственной власти на представительный законодательный и исполнительный осуществляется в целях обеспечения гражданских свобод и законности, разграничения предметов ведения и обязанностей, сбалансированности полномочий, исключения сосредоточения всех или большей части полномочий в ведении одного органа государственной власти или должностного лица.
2. Порядок формирования, разграничения предметов ведения и полномочий, организация деятельности представительного законодательного и исполнительного органов государственной власти области определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом области, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами области.
Статья 4.
1. Органы государственной власти области обеспечивают осуществление общих для области задач социально-экономического развития, исполнение на территории области федеральных и областных законов, иных нормативных правовых актов, связь между органами государственной власти и органами местного самоуправления, с населением области, трудовыми коллективами, общественными и политическими организациями, партиями и объединениями. 2. Органы государственной власти области обладают собственной компетенцией, действуют самостоятельно, взаимодействуя в пределах своих полномочий между собой, с органами государственной власти Российской Федерации и их территориальными подразделениями.
Статья 5.
1. Взаимодействие между органами государственной власти области и органами государственной власти Российской Федерации строится на основе разграничения на предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и предметы ведения области.
2. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Статья 6.
Согласно Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и области находятся:
1) обеспечение соответствия Устава области, законов и иных нормативных правовых актов области Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
2) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
3) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами;
4) разграничение государственной собственности;
5) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
6) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
7) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
8) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
9) установление общих принципов налогообложения и сборов;
10) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
11) кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат;
12) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
13) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления;
14) координация международных и внешнеэкономических связей области, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Статья 7.
1. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации область принимает законы и иные нормативные правовые акты в соответствии с федеральными законами, принятыми по предметам совместного ведения.
2. До принятия федеральных законов, определяющих основы правового регулирования по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, область вправе принимать законы и иные нормативные акты по предметам совместного ведения самостоятельно. После принятия федерального закона по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации правовые акты области приводятся в соответствие с федеральным законом.
Статья 8.
1. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Читинская область обладает всей полнотой государственной власти, самостоятельно и в полном объеме осуществляет правовое регулирование.
2. Компетенция органов государственной власти области в части правового регулирования по предметам ведения области определяется установленным Конституцией Российской Федерации принципом равенства прав всех субъектов Российской Федерации.
3. В случае противоречия между федеральным законом и нормативными правовыми актами области, принятыми ею по предметам своего ведения, действует нормативный правовой акт области.
Статья 9.
В ведении государственного правового регулирования области находятся:
1) принятие, изменение и дополнение Устава, законов и иных нормативных правовых актов области, контроль за их соблюдением;
2) определение территориального устройства области; согласование изменения ее статуса и территории в соответствии с федеральным законом;
3) установление системы областных органов государственной власти, порядка их организации и деятельности; утверждение схемы управления областью и структуры органов исполнительной власти области; формирование областных органов государственной власти;
4) законодательное регулирование вопросов местного самоуправления в соответствии с федеральным законом;
5) правовое обеспечение выборов депутатов областной Думы, Главы Администрации области, представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований, иных выборных должностных лиц местного самоуправления;
6) осуществление права законодательной инициативы в Федеральном Собрании, внесение на рассмотрение Президента и Правительства Российской Федерации проектов актов, принятие которых находится в их компетенции;
7) определение политики области, принятие и исполнение областных программ в сфере административного, экономического, экологического, социального, научно-технического, культурно-просветительного и прочего развития области;
8) финансовое, валютное, денежно-кредитное регулирование в пределах, установленных федеральными законами; областные экономические службы;
9) областной бюджет, областные налоги и сборы, областные внебюджетные и валютные фонды;
10) областная государственная политика цен;
11) областные энергетические, транспортные, информационные, инженерные и иные системы жизнеобеспечения;
12) установление отношений собственности, порядка владения, пользования, управления и распоряжения государственной собственностью области, землей, недрами, лесами и водами, охрана окружающей среды, иное законодательство, не отнесенное к полномочиям Российской Федерации;
13) управление занятостью населения, трудоустройство, переобучение, социальная защита населения;
14) осуществление международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей области, заключение соответствующих договоров и соглашений;
15) областная государственная служба в части, не отнесенной к ведению Российской Федерации;
16) учреждение, присвоение и вручение наград, почетных званий и премий области;
17) осуществление иных полномочий, отнесенных федеральными и областными законами к ведению области.
Статья 10.
1. Разделение полномочий между органами государственной власти области устанавливается на основе Конституции Российской Федерации и федеральных законов, Устава области и настоящего Закона и может быть изменено только принятием новых федеральных законов, Устава и законов области либо посредством внесения в них соответствующих изменений или дополнений.
2. Никто не может произвольно, без принятия соответствующего закона или изменений и дополнений к действующим законам, сужать или расширять круг своих полномочий.
Статья 11.
1. В правовую систему области входят Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти области.
2. В систему областных правовых актов входят:
- правовые акты областной Думы;
- правовые акты Администрации области.
3. К правовым актам областной Думы относятся:
а) законодательные акты - Устав области и законы;
б) иные нормативные акты - постановления, положения, регламенты, правила;
в) акты ненормативного характера (индивидуальные акты) - распоряжения Председателя областной Думы;
г) акты резолютивного характера - обращения, заявления, резолюции и другие.
4. Порядок подготовки и принятия законов, других нормативных правовых актов областной Думы определяется ее Регламентом.
5. К правовым актам Администрации области относятся:
а) нормативные акты - постановления;
б) акты ненормативного характера (индивидуальные акты) - распоряжения.
6. Порядок подготовки и принятия актов Администрации области определяется ею самостоятельно.
Статья 12.
1. Направляемые в область для согласования проекты правовых актов, принимаемых федеральными органами государственной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, рассматриваются областной Думой и Администрацией области.
2. Результаты рассмотрения оформляются в виде письменного заключения, рекомендаций, дополнений, предложений, новой редакции проекта и в установленном порядке направляются в соответствующий федеральный орган. В случае непредставления в установленный срок решения областной Думы считается, что проект правового акта ею одобрен.
Статья 13.
1. Официальное толкование нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти области, могут давать только органы, издавшие их.
2. Допускается официальное казуальное толкование нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти области, судами в ходе судебного разбирательства конкретных дел.
Статья 14.
1. Контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, принятых областной Думой и Администрацией области, осуществляют соответствующие органы и должностные лица областной Думы и Администрации области.
2. В области могут создаваться по инициативе официально зарегистрированных объединений граждан органы общественного контроля, которые осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти области на основе соответствующих Положений.
Статья 15.
Законы области, правовые акты органов государственной власти области утрачивают юридическую силу в следующих случаях:
1) истечения срока, если правовой акт издан на определенный срок;